Немногие из нас захотят жить в обществе, где резкое эмоциональное слово, даже недопустимое с точки зрения общественного консенсуса, будет иметь необратимым следствием запрет на профессию. Русская пословица гласит: «Повинную голову меч не сечёт».
18 комментариевНалоги съедают время и деньги
Белоруссия и Украина последние в мировом рейтинге
По данным исследования Всемирного банка и PricewaterhouseCoopers, посвященного вопросу удобства налоговых систем в 178 странах мира, труднее всего с налоговой точки зрения приходится бизнесменам Белоруссии и Украины. Эти страны занимают последнее и предпоследнее места по комфортности налоговой системы для бизнеса. Россия пока тоже не создала удобных условий для предпринимательства, но в сравнении с предыдущим годом прогресс есть.
Налоговые реформы, облегчающие компаниям уплату налогов, способствуют увеличению государственных доходов вследствие расширения налогооблагаемой базы – таков вывод ежегодного совместного доклада «Уплата налогов» PricewaterhouseCoopers, IFC и Всемирного банка.
Самые удручающие результаты показали бывшие советские республики – Украина и Белоруссия
В нем исследуются системы налогообложения 178 стран мира. Это исследование входит в широкомасштабный проект «Ведение бизнеса», который изучает комфортность условий для предпринимательства в различных странах.
В исследовании учитывались количество уплачиваемых налогов, величина налоговых ставок и время на административные процедуры. В результате по итогам года лучшей была признана система налогообложения на Мальдивах.
В первую тройку также вошли «азиатские тигры» – Сингапур и Гонконг (Китай). На 4-й и 5-й позициях арабские государства – ОАЭ и Оман, в первой десятке также Саудовская Аравия (7-е место) и Кувейт (8-е). Из европейских стран проще всего платить налоги в Ирландии, а замыкают топ-10 Новая Зеландия и Кирибати.
Самыми тяжелыми экономическими системами с точки зрения уплаты налогов стали следующие представители Латинской Америки и Африки: Панама (169-я позиция), Ямайка (170-я), Мавритания (171-я), Боливия (172-я), Гамбия (173-я), Венесуэла (174-я), Центральноафриканская Республика (175-я) и Республика Конго (176-я).
Однако самые удручающие результаты показали бывшие советские республики – Украина и Белоруссия. Они заняли предпоследнее и последнее места соответственно. В Белоруссии бизнесмен, если он будет платить все налоги, должен отдать государству 144,4% от своего дохода.
- Налоги дарят радость
- Налоговая амнистия не пошла
- Олигархам пересчитают налоги
- Путин исправит закон об НДС
Украина в этом плане более «человечна» – государству необходимо отдать лишь 57,3%, однако при этом придется потратить на все процедуры по уплате налогов 2085 часов в год (в Белоруссии почти вдвое меньше – 1188).
Налоговая система России оказалась на 130-м месте в мире, переместившись на четыре позиции вниз по сравнению с предыдущим годом. Российский предприниматель должен отдать в бюджет 51,4% своего дохода (50,8% годом ранее) и потратить 448 часов времени на уплату в среднем 22 видов налогов.
В целом по ведению бизнеса Россия занимает 106-е место. По сравнению с предыдущим годом показатели немного улучшились – 112-е место, но в основном за счет того, что стало проще взять кредит на развитие бизнеса. По всем остальным параметрам изменения незначительны.
Выполнение административных налоговых требований остается реальным бременем для бизнеса, подчеркивают авторы. В среднем компания тратит почти два месяца в год, выполняя различные налоговые требования.
Однако различия между странами существенны – например, уплата потребительских налогов (с налогооблагаемых импортных потребительских товаров) занимает 105 дней в Азербайджане и 1 день в Швейцарии.
По словам Риты Рамалхо, специалиста по налогам, которая принимает участие в проектах IFC и Всемирного банка, ранее государства шли на уменьшение налогового бремени в качестве меры по регулированию бизнес-среды с неохотой, опасаясь сокращения бюджетных доходов.
В настоящий момент ряд государств, внедривших новую систему, уже пожинают плоды в виде высоких инвестиций и экономического роста.
Однако данные исследования также свидетельствуют, что правительства при реформе системы налогообложения должны регулировать не только ставку налога на прибыль компаний, но и другие налоги, в том числе трудовые, а также учитывать потраченное на процедуры время и общее количество платежей.