Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Швецией движет сочетание агрессии и страха

Шведским политикам и военным приходится выдумывать обоснования своего участия в НАТО. Отсюда и появления экзотических идей вроде необходимости укреплять остров Готланд – для отражения русской угрозы.

3 комментария
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему русские никогда не станут европейцами

«Одним из самых тяжелых последствий европеизации является уничтожение национального единства, расчленение национального тела», – писал Николай Трубецкой столетие назад о судьбе народов, пожелавших уподобиться Европе.

21 комментарий
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Научную среду пора менять под «альтернативных» ученых

Многое из того, что было создано в последние десятилетия в области HiTech, создано гиками, «альтернативными» учеными. Мало кто из них готов жить по правилам, установленным за прошедшие столетия «настоящими» учеными.

54 комментария
4 июля 2006, 22:49 • Экономика

Истребители для Чавеса

Россия поставит истребители Венесуэле

Истребители для Чавеса
@ Mark Farrugia

Tекст: Геннадий Нечаев

Два истребителя Су-30 (по классификации НАТО – Super Flanker), доставленные в Венесуэлу из России, примут участие в параде 5 июля по случаю национального праздника страны. Венесуэльцы закупят 24 самолета по контракту, который планируется к подписанию до конца этого месяца. Переориентация ВВС Венесуэлы на российскую авиатехнику – результат отказа Вашингтона обслуживать ранее поставленные в эту страну истребители F-16.

Во вчерашнем интервью Второму каналу местного телевидения генерал Рауль Бадуэль (кстати, отвечающий за подготовку местных партизан-индейцев) заявил, что это первые две машины из заказанной серии в 24 самолета такого типа. По его словам, Каракас рассматривает возможность закупки еще более совершенных самолетов Су-35. Любопытно, что на военном параде по случаю дня рождения Симона Боливара новоназначенный тогда министр лично комментировал телевидению пролет российских вертолетов Ми-17.

Су вернутся на родину

Идеальным решением было бы разместить завод по сборке российских вертолетов где-нибудь на континенте

Немедленно российская и зарубежная пресса подхватила и тиражировала слова министра. Все посчитали, что две «сушки», предназначенные для воздушного дефиле над столицей латиноамериканской нефтяной республики, и есть головные машины из заказанной партии истребителей, то есть по окончании торжества они останутся в распоряжении местных военных. Мало кто обратил внимание на слова президента страны о том, что подробности контракта еще даже не согласованы до конца, а подписание состоится только 25 июля, во время визита Уго Чавеса в Москву.

Странная вещь получается: контракта нет, а истребители есть! Кроме того, Каракас заявил о желании закупать российские военные самолеты совсем недавно (не более месяца назад), а венесуэльские ВВС уже располагают как минимум двумя пилотами, достаточно подготовленными для публичной демонстрации столь сложных и современных машин! Не иначе как российские чудо – инструкторы обучили их полетам на Су-30 за месяц по секретной ускоренной программе: во сне, под гипнозом или на известной компьютерной игре Flanker (для освоения которой тоже требуется около месяца).

В свою очередь командующий ВВС Венесуэлы Роджер Кордеро Лара заявил национальному телевидению, что «пока неизвестно, останутся ли эти самолеты в Венесуэле в рамках намеченного к подписанию контракта или после проведения торжеств вернутся в Россию». На самом деле, даже в случае подписания контракта, конкретно те две машины, что будут участвовать в параде, в Россию вернутся в любом случае, сообщил журналисту газеты ВЗГЛЯД собеседник, сотрудник ОКБ имени П. О. Сухого.

Дело в том, что в Каракасе будут представлены две машины Су-30МК с бортовыми номерами 501 и 502, которые фирма использует для демонстрационных полетов в разных странах мира как на авиашоу, так и перед военными. И пилотировать их будут российские экипажи: капитаны Вячеслав Аверьянов (борт 501) и Сергей Богдан (борт 502).

Любопытно, что вопреки обычной практике, когда за океан «сушки» доставляются самолетом Ан-124 «Руслан» (в фюзеляже гиганта помещаются два истребителя со снятыми крыльями), на этот раз путь в 14 629 км от московского аэропорта Внуково до венесуэльской авиабазы Эль-Либертадор истребители проделали своим ходом. Маршрут был таков: вылетев 29 июля из Москвы, истребители взяли курс на болгарскую Варну, где была первая дозаправка.

Далее авиабаза Люка на Мальте, где произошла вынужденная задержка на ночь: из-за маневров на средиземноморском острове Сал натовские авиадиспетчеры долго не давали разрешения на вылет в Касабланку (Марокко) и далее на авиабазу Иль-де-Салю (Кабо-Верде). Там техники подготовили машины для броска через океан – в столицу острова Ресифи Пернамбуку, где была еще одна «ночевка». Следующим пунктом краткой дозаправки стал Парамарибо (Суринам), и в воскресенье, 2 июля, самолеты достигли цели – базы Эль-Либертадор.

В полете истребители сопровождал транспортник Ил-76 ТД авиации МЧС, перевозивший запчасти, частично топливо и 47 человек – техников и официальную делегацию. Это была еще одна убедительная демонстрация возможностей российской машины – перелет через Атлантику без дозаправки по силам не всякому истребителю.

Перспективный контракт

В полете истребители сопровождал транспортник Ил-76 ТД авиации МЧС, перевозивший запчасти, частично топливо и 47 человек – техников и официальную делегацию
В полете истребители сопровождал транспортник Ил-76 ТД авиации МЧС, перевозивший запчасти, частично топливо и 47 человек – техников и официальную делегацию

Что же касается самого контракта (стоимость которого оценивается в пределах 850 млн. – 1,5 млрд. долларов), то в случае его подписания Венесуэла станет третьей страной Латинской Америки (после Кубы и Перу), на вооружение которой поступят российские боевые самолеты.

Речь идет именно об истребителях, так как вертолеты российского производства давно эксплуатируются силовыми и гражданскими ведомствами многих южноамериканских государств – от Мексики до Аргентины, правда, в количествах меньших, чем хотелось бы российским авиапроизводителям. Но в этом секторе им сложно конкурировать с США – сказывается фактор географии. Идеальным решением было бы разместить завод по сборке российских вертолетов где-нибудь на континенте, и переговоры об этом, которые уже пару лет Рособоронэкспорт ведет с Мексикой, близки к завершению.

Иное дело – боевые самолеты. США рассматривают латиноамериканский рынок как важный, но второстепенный из-за низкой платежеспособности большинства стран региона. Политика Вашингтона в этом вопросе такова: не пускать «чужих», но и не давать традиционно нестабильным местным режимам много своей техники, тем более современной. Даже такая огромная страна, как Мексика (стратегический партнер США, между прочим), располагает всего одной авиагруппой сверхзвуковых истребителей американского производства F-5 Tiger II производства 60-х годов. Эквадор закупает боевые машины во Франции и Израиле, то же и Аргентина.

Последняя, впрочем, строит и собственные легкие боевые самолеты, как и Чили. Бразилия – лидер авиапромышленности региона – создала совместно с Италией и Испанией очень удачный современный штурмовик АМХ, поступивший на вооружение этих стран, а учебный Tucano фирмы Embraer принят на вооружение британских Королевских ВВС. Но построить современный истребитель четвертого поколения не по силам даже бразильцам – нет конструкторской школы, вот и летают их пилоты на древних «Миражах» и «Даггерах» (израильская пиратская копия того же «Миража»).

Между тем Бразилия, Чили и Венесуэла, пожалуй, наиболее платежеспособные клиенты в регионе, которые не желают, чтобы их суверенитет защищали пилоты, летающие на музейном старье. Бразильцы уже объявили официальный тендер на закупку 24 истребителей поколения 4+, в котором участвуют и наши самолеты МиГ-29СМТ и Су-27СН. Пока чаша весов склоняется в пользу наших конкурентов – шведского концерна SAAB и его очень удачного истребителя JAS-39 Grippen.

Как знать, не переломит ли ситуацию возможный контракт с Каракасом – ведь по многим параметрам «швед» проигрывает продукции российского производства. Перспектива хотя бы частичного захвата такого сегмента рынка (а потребность латиноамериканских стран в новейших боевых машинах оценивается в 150–200 единиц в ближайшие пять лет) могла бы принести в казну от 2–3 до 5–7 млрд. долларов. Поэтому есть причины поскорее договориться с Чавесом, не обращая внимания на окрики из Вашингтона.

..............