Глеб Простаков Глеб Простаков Запад готовится перенести конфликт с Россией на море

Война с Россией на море, где США чувствуют себя более уверенно, чем в сухопутных конфликтах, может всерьез рассматриваться демократами как возможность избежать выборов как таковых.

31 комментарий
Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Большая геополитика Орбана с «местечковым» отливом

Играя в большую геополитику, премьер Венгрии Виктор Орбан стремится добиться вполне «местечковых» целей. Но для их достижения ему понадобятся Россия, Турция, Китай и, конечно, Евросоюз. И Украина в качестве объекта.

0 комментариев
Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Почему англосаксы создали культуру лжи

Выкрутив до предела ручки громкоговорителей своей информационной машины, англосаксы убедили самих себя, что это именно они до сих пор брали верх во всех мировых конфликтах. Правда, они не заметили другой процесс: в последние сто лет они стремительно теряли уважение мирового большинства.

29 комментариев
8 июля 2005, 17:45 • Экономика

Банк хорошо, а кубышка лучше

Банк хорошо, а кубышка лучше
@ AFP

Tекст: Милена Бахвалова

Большинство сограждан по-прежнему доверяют только себе, предпочитая хранить деньги дома. Но постепенно «кубышку» теснят и другие формы сохранения сбережений. Правда, как показал опрос ROMIR Monitoring, и среди этих форм главными ориентирами остаются «живые» деньги и недвижимость. Лишь каждый пятый россиянин доверяет банкам. Хотя в крупных городах этот показатель выше, чем в селах.

Агентство ROMIR Monitoring задавала свои вопросы 1600 россиянам, которые проживают более чем в 100 городах и населенных пунктах страны.

«Зелень» в банке

Россияне продолжают верить в иностранную валюту. Причем наличную. 59% граждан предпочитают хранить свои накопления в виде долларов и евро. Поклонников национальной валюты оказалось куда меньше – только 19% опрошенных хранят рубли под матрасом .

Среди россиян, предпочитающих хранить деньги в банках, ситуация противоположная: большинство вкладчиков – патриоты. Четверть россиян предпочитают хранить средства в российских кредитных организациях и только 7% - в иностранных банках. «Есть категория людей, - объясняет директор департамента розничного бизнеса АКБ «Промсвязьбанк» Лидия Герцена, - которые ни при каких обстоятельствах, памятуя все события на российском рынке, не будут вкладываться в отечественные банки».

Иностранные банки занимают все более активную позицию на рынке розничных услуг, считает Герцена, поэтому их доля в будущем может увеличиться. «Российским банкам необходимо придумывать новые формы обслуживания клиентов, чтобы конкурировать с ними», - уверена сотрудник «Промсвязьбанка».

Данные ROMIR Monitoring совпадают с недавними исследованиями ВЦИОМ, согласно которым в этом году вклады в банках имеют 31-32% семей. По мнению Лидии Герцены, это хороший показатель, ведь еще в прошлом году он равнялся 23%, а в 1999 году – через год после кризиса – лишь 11% граждан рискнули держать деньги в банке.

Главное – прибыль

Согласно исследованию ROMIR Monitoring, 12% россиян выразили желание напрямую инвестировать деньги в бизнес. А приобрести ценные бумаги акционерных обществ и частных компаний готовы лишь 6% граждан, в государственные облигации вложили бы средства 4% опрошенных.

По популярности среди населения акции и облигации могут сравниться с другим источником вложения. Золото и ювелирные украшения как оптимальный способ сохранить заработанное назвали 7% россиян. При этом 3% граждан предпочли бы приобрести предметы искусства и антиквариат.

А вот ПИФам как инструментам сбережения и накопления доверяют лишь двое из ста человек. Вице-президент УК «Тройка Диалог» Андрей Звездочкин объясняет такой показатель молодостью подобных инвестиционных услуг. «Рынок паевых инвестиционных фондов относительно молодой, - сказал газете ВЗГЛЯД Андрей Звездочкин. - В настоящее время, по разным оценкам, только около 100 тыс. наиболее продвинутых пользователей финансовых услуг являются клиентами паевых фондов. Сейчас рынок открытых паевых фондов составляет 600 млн. долларов».

Несмотря на относительную малочисленность пайщиков инвестиционных фондов, Лидия Герцена считает их более осведомленными. «Сегодня эти частные инвесторы не удовлетворены тем, что предлагает именно банковский сектор, - уверена сотрудник «Промсвязьбанка», - и среди них увеличивается число тех, которые предпочитают более прибыльные варианты вложения денег, например, ПИФы».

Недвижимые мечты

Свободные средства люди вкладывают в недвижимость (фото ИТАР-ТАСС)
Свободные средства люди вкладывают в недвижимость (фото ИТАР-ТАСС)

Социологов также интересовало, куда бы люди вкладывали свободные средства, появись они у них. Почти половина всех опрошенных – 45% - ответили, что приобрели бы недвижимость. Год назад ROMIR Monitoring уже проводил аналогичный опрос, и тогда покупка недвижимости также рассматривалась респондентами как наиболее выгодное средство инвестирования.

20% россиян отнесли бы свои деньги в банк. У этих кредитных заведений, несмотря на невысокие проценты, всегда будут свои «поклонники», уверена Лидия Герцена. Есть группа вкладчиков, для которых главный мотив – это сохранение сбережений. «Такие вкладчики не рассматривают другие варианты инвестирования, - считает директор департамента «Промсвязьбанка». - Они, как правило, избегают рисков и довольствуются компенсацией инфляции». Кроме того, розничный банк сегодня готов предложить не только вклад, а как минимум еще 10-15 видов финансовых продуктов, включая кредиты, и это тоже делает услуги банков привлекательными в глазах потенциальных клиентов.

Все свои свободные деньги потратили бы в первую очередь на покупку различных страховых полисов 2% россиян. Желающих поддержать отечественную экономику и при этом заработать нашлось 5% - именно столько хотели обзавестись акциями частных компаний.

Любопытно, что и здесь россияне больше полагаются на собственную интуицию, чем на опыт чужих людей: лишь 1,5% вложили бы свободные деньги в ПИФы или доверили их управляющим компаниям. По мнению вице-президента УК «Тройка Диалог», если бы намерения россиян воплотились в жизнь, объем ПИФов увеличился бы в шесть раз. «Если 1,5% россиян реализуют свое намерение разместить деньги в фондах, - уточняет Андрей Звездочкин, - то объем рынка паевых фондов может увеличиться на 3 млрд. долларов».

«Живые» деньги и недвижимость – вот главные предпочтения россиян по итогам опроса ROMIR Monitoring. Люди предпочитают хранить деньги в «осязаемой» форме. Лишь каждый пятый россиянин доверяет банкам, правда, в крупных городах этот показатель выше, чем в селах. А такие распространенные формы инвестиций, как накопительное страхование, услуги управляющих компаний и инвестиционных фондов, в России пока не пользуются большим доверием наших граждан. Впрочем, как считает вице-президент УК «Тройка Диалог», постепенно эта ситуация меняется к лучшему, активы только его компании увеличились за последний год на 60%.

..............