Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Выделен первый транш для помощи пострадавшим от ливней в Ялте

21 июня, понедельник  |  Последнее обновление — 00:32  |  vz.ru
Разделы

Станут ли американские негры отдельной нацией

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Негритянские рабы получили свою свободу после длительной напряженной войны, самой масштабной на американских континентах. Только вот сражались в этой войне в большинстве не жаждущие свободы негры, а вполне себе белые люди. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Роналду поступил как ответственный человек

Игорь Мальцев
Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Мультимиллионер Роналду позволил себе просто убрать из кадра бутылки с «Кока-Колой», заменив их водой, да еще и очевидным образом это подчеркнув. После чего капитализация «Коки» рухнула на четыре миллиарда. Подробности...
Обсуждение: 38 комментариев

Россия должна жить по заветам Киплинга

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Многие национально ориентированные силы Европы именно так и смотрят сегодня на консервативную Россию – как на единственную защиту от мультикультурного разложения. Подробности...
Обсуждение: 132 комментария

В Крыму из-за сильных ливней введен режим ЧС

В Крыму выпало полторы месячные нормы осадков из-за мощных ливней. На востоке Крыма, особенно в районе Керчи, оказались подтоплены почти 300 домовладений, больше сотни людей эвакуированы. На территории всего полуострова ввели режим ЧС
Подробности...

Переговоры лидеров России и США в Женеве

Президенты России и США Владимир Путин и Джо Байден встретились на вилле Ла Гранж в Женеве. У входа на виллу лидеры обменялись улыбками и рукопожатием. Это первый российско-американский саммит с лета 2018 года, когда Путин встречался с Дональдом Трампом в Хельсинки
Подробности...

Умер дважды Герой Советского Союза космонавт Шаталов

Дважды Герой Советского Союза, совершивший три космических полета, Владимир Шаталов ушел из жизни на 94-м году жизни. Во время одного из его полетов впервые в мире была осуществлена ручная стыковка космических кораблей
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: Выделен первый транш для помощи пострадавшим от ливней в Ялте

    Главная тема


    Вашингтон позволил себе новую грубость по отношению к России

    рекомендации специалистов


    Врачи указали на правила безопасности при жаре

    коллективный иммунитет


    Названы причины победы над COVID в одном из районов Белгородской области

    «злонамеренные действия»


    Британия поставила России условие для встречи Джонсона и Путина

    Видео

    новые правила


    Как изменится жизнь непривитых россиян

    «Бог дал воды»


    В Крыму отреагировали на «шутку» секретаря СНБО про подтопление

    саммит в женеве


    Почему Зеленского расстроили переговоры лидеров России и США

    Страна НАТО


    База Турции в Азербайджане станет опасным вызовом для России

    часть России


    Елена Герасимова: Украинские олигархи рассчитывают на компенсацию за Крым

    защита от разложения


    Владимир Можегов: Россия должна жить по заветам Киплинга

    Красивый гол


    Игорь Мальцев: Роналду поступил как ответственный человек

    Случайный выстрел


    Как перевернулось дело инспектора из-под Новосибирска, застрелившего нарушителя

    на ваш взгляд


    Как изменилось отношение к риску заболеть коронавирусом за период пандемии в вашем окружении?

    «Все пишут, но никто не читает»

    Сергей Дяченко,
    Все смешалось в современной фантастике, считают Марина и Сергей Дяченко    9 апреля 2012, 21:30
    Фото: rusf.ru
    Текст: Кирилл Решетников

    «Фильмы, игры, интернет, блоги, социальные сети развлекают, подкидывают темы, моделируют жизненные ситуации, рассказывают о жизни гораздо лучше, чем средняя книга», – считают участники всероссийской конференции фантастов «Роскон», писатели и сценаристы «Обитаемого острова» и «Белой гвардии» Марина и Сергей Дяченко. В интервью газете ВЗГЛЯД они рассказали о прошлом и настоящем фантастического жанра.

    ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, что исторически фантастика выросла из утопий и антиутопий?

    В украинском менталитете заложено мистическое восприятие жизни – эдакий гоголевский, булгаковский взгляд на вещи

    Сергей Дяченко: Нам кажется, социальная фантастика выросла из утопий и антиутопий. А фэнтези – из сказки. А твердая НФ – из поучительных историй о том, что может сотворить толковый инженер, если поселить его на необитаемом острове.

    ВЗГЛЯД: Чем были обусловлены периоды фантастического бума в конце XIX – начале XX века и в середине – третьей четверти XX века?

    С. Д.: Первый – модернизацией, индустриализацией, верой в науку как панацею и всеобщим интересом к «этим шестереночкам», которые принесут людям счастье. Второй – новой верой в то, что мир изменился и все зависит от нас. Ну и тем, что многие книги, не переведенные и не изданные в СССР, вдруг дошли до читателя и создали иллюзию неисчерпаемых золотых гор.

    ВЗГЛЯД: Традиционно фантастика – жанр, способствующий здравой общественной рефлексии, призванный побудить общество к глобальным размышлениям о своем пути. Сохраняет ли фантастика эту роль в настоящее время или уже является преимущественно коммерциализованной развлекательной отраслью?

    Марина Дяченко: В массе – давно развлекает, ни на что не претендуя. Рефлексия, размышления и прочие прекрасные вещи ушли на сторону и приватизированы нежанровой литературой – вместе с фантастическим методом, кстати сказать.

    ВЗГЛЯД: В XX веке и ранее научная фантастика отчасти шла в ногу с наукой, изображала научно-технические достижения, которые через некоторое время становились реальностью, подсказывала идеи ученым. Как вам кажется, способна ли на это фантастика в нынешних условиях?

    С. Д.: Об этом постоянно спорят, этого добиваются, пытаются возродить научную фантастику и где-то, на крохотных участках фронта, даже преуспевают. К сожалению, общий уровень эрудированности читателя фантастики очень низок – кто понимает, тот читает специальную литературу, кто не понимает, предпочитает что-то полегче, «от головы». Но отдельные книги в жанре твердой НФ пишутся, переводятся с английского, имеют своих читателей и своих поклонников. К сожалению, этих замечательных людей не так много, поэтому для издателя такие книги балансируют на грани рентабельности.

    #{interviewcult}ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к нынешнему буму «проектной» фантастики, создаваемой усилиями авторских коллективов, и согласны ли вы с тем, что одиночное, «сольное» творчество в рамках жанра переживает кризис?

    М. Д.: Бум «проектной» фантастики, насколько мы можем судить, закончился. Во всяком случае, известные нам проекты по тиражам сокращаются, а некоторые и вовсе закрываются или закрылись. Собственно, идея проектного романа – давать читателю раз за разом привычное, что он любит, просчитанное, известное – по-разному реализуется разными издателями, с большим или меньшим успехом. Книжные серии, книжные форматы, саги-эпопеи бьют в ту же цель – «он купит третью книжку, потому что ему понравились первые две».

    Это коммерческая задача, не имеющая отношения к литературе. В долговременной перспективе выиграет книга, написанная так, как никто не писал, на тему, которой никто не касался, и написанная мастерски. Другое дело, что пока автор ухитрится придумать, создать и издать такую книгу, с ним может случиться что угодно – вплоть до смерти от глубокой старости.

    ВЗГЛЯД: Сохраняется ли сейчас четкое различие между фантастикой и фэнтези, и если да, то какая из этих отраслей кажется больше востребованной в последние годы?

    М. Д.: По нашим ощущениям, сейчас в этих жанрах случилась креативная каша. Стим-панк, стим-фэнтези, гномы с гранатометами, ведьмы на бронетехнике – это истории волшебных приключений в разнообразном, иногда очень необычном антураже. Отдельная группа специалистов борется за возрождение НФ с переменным успехом.

    ВЗГЛЯД: Какие жанры фантастики сейчас наиболее популярны: космоопера, постапокалипсис, альтернативная история?

    С. Д.: В разных возрастных и социальных группах по-разному. Такое ощущение, что если подросток читает, например, только про вампиров – он и читает про вампиров, а про эльфов – нет. Но тут мы можем ошибаться. Постапокалипсис здорово поднялся на теме «Сталкера», на «Фаллауте», но сейчас, как нам кажется, и он уже надоел. Альтернативная история в основном свелась к «попаданцам» – о том, как студент из нашего времени помог Сталину (Наполеону, Цезарю) выиграть войну.

    Альтернативная история в основном свелась к «попаданцам» – о том, как студент из нашего времени помог Сталину (Наполеону, Цезарю) выиграть войну

    ВЗГЛЯД: Верно ли представление, что начинающему фантасту сейчас крайне трудно обратить на себя внимание широкой аудитории и наиболее перспективным путем выхода к массам являются экранизации?

    С. Д: Верно такое представление. Начинающему и продолжающему фантасту, если он не топ-звезда, крайне трудно обратить на себя внимание, потому что все пишут, но никто не читает. Поэтому знающие люди предлагают заниматься сценариями для игр, например. Экранизации – слабая надежда, на наш взгляд, потому что снимать фантастику трудно, а хорошо снимать – трудно до невероятности, и не всякий фильм оборачивается «Дозором». Кроме того, как в анекдоте про слона, «съест-то он съест». Прошло время, когда в кино шли бешеные деньги из сомнительных источников – без надежды на возвращение. Не всякая книга годится для экранизации, не всякому автору удается пробиться в кино.

    Любая изданная книга моментально доступна в сети – бесплатно, поэтому кто станет раскупать тиражи новичка? Только в этом году в России вышло около 900 новых романов, полно новых имен. На «Самиздате» сотни людей предлагают тексты бесплатно. Механизм, позволяющий отличать хорошее от плохого, в голове подростка еще не сформировался. Поэтому он запоем читает про вампиров со своей электронной читалки. Пираты предлагают творить для души, а не для денег, поэтому профессионалы уходят в смежные области.

    ВЗГЛЯД: Если сравнить нынешнее состояние русскоязычной фантастики с тем, что было в 1990-е, то можно ли сказать, что «жить стало лучше»?

    М. Д.: Жить стало хуже. В 1990-е к читателю пришли тексты, хранившиеся в столах, писавшиеся годами и новые, отвечающие на вызов времени. Все сказали: какое счастье, вот он, свободный рынок. Дальше вдруг оказалось, что рынок для писателя – совершенно не добрая мама, а кое для кого и свирепая мачеха, и кто виноват, что глупое продается лучше умного – в разы? Стали винить читателя – он глуп. Стали винить писателя – он потакает низменным вкусам. Но история шла своим чередом: книги, во всяком случае жанровые, из учителей и воспитателей превратились в массовиков-затейников, а на этом поле конкуренция – будь здоров. Фильмы, игры, интернет, блоги, социальные сети развлекают, подкидывают темы, моделируют жизненные ситуации, рассказывают о жизни гораздо лучше, чем средняя книга.

    ВЗГЛЯД: А с общим уровнем советской фантастики (имея в виду планку, заданную братьями Стругацкими, Иваном Ефремовым, Владимиром Михайловым) уровень 2000-х конкурирует?

    М. Д: С общим уровнем советской фантастики общий уровень 2000-х не то что не конкурирует, а не стоит рядом – все равно что сравнивать коньяк с простоквашей. На уровне вершин – это другое, тут уж дело личного вкуса и опыта.

    Знаете, что хорошо? Романы стали тоньше, стали появляться сборники повестей и рассказов – прямо ренессанс малой прозы. А то ведь масса авторов писали на объем, мегабайтами... Ату их! Если так дальше пойдет, то и миниатюры станут востребованными – как в добрые старые времена. Вон у нас в издательстве «Фолио» выходит первый сборник миниатюр «Фотосессия» – и слава Богу. Мини-книга, подарочная, прямо сердце радуется, когда видишь такую... Молодежи и хорошо бы начинать с рассказов, а потом уж расти до романов, а не наоборот.

    ВЗГЛЯД: Есть ли у русскоязычной фантастики (или фэнтези) реальная перспектива «завоевания» европейского рынка?

    С. Д: Отдельные авторы этот рынок уже завоевали. Не сказать, чтобы прямо-таки покорили и придавили к земле, но у нас, например, вышло несколько сольных книг во Франции и Германии, не считая рассказов и повестей в сборниках. Сергея Лукьяненко там любят и издают, у Алексея Пехова благополучно продаются в Европе книжки. А Польша уже полностью наша – у нас там вышло, кажется, по-польски все, что мы написали, и не только у нас.

    Но почему ваш вопрос касается только Европы? У нас, например, только что вышел роман «Шрам» в Америке, в крупнейшем издательстве «Тор», в твердой обложке, в виде электронной книги (не пиратской при этом) и в виде аудиокниги. Удивительно, но «Шрам» как аудиокнига вошел в список национальных бестселлеров, гордо заняв 25-е место. Скоро роман выйдет в мягкой обложке, и уже готовится к изданию «Ведьмин век». Это, конечно, не «завоевание», это просто робкий крик чайки, увидевшей прибрежные скалы после долгого пути, но рано или поздно и украинская, русская фантастика придет на Новую Землю, ибо она несет в себе много непривычного для американца.

    ВЗГЛЯД: Как вы думаете, почему Украина перманентно оказывается такой уникальной «житницей» фантастики?

    М. Д: Возможно, в украинском менталитете заложено мистическое восприятие жизни – эдакий гоголевский, булгаковский взгляд на вещи. Поэтика, мифы, сюрреализм, «химерная проза» – всего этого достаточно в украинской литературе, и «Тени забытых предков» Коцюбинского – шедевр всех времен и народов, как и «Лесная песня» Леси Украинки. И постоянно хочется к этому возвращаться.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •