Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

79 комментариев
11 декабря 2012, 22:30 • Культура

Женский голос эпохи

Умерла оперная певица Галина Вишневская

Женский голос эпохи
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Кирилл Решетников

Жизнь Галины Вишневской сложилась так, что она стала не только одной из главных фигур в русском исполнительском искусстве, но и оказалась в эпицентре общественно-политической бури последней трети XX века. Великая певица, вероятно, не нуждалась в таком дополнении к сценической судьбе, но история распорядилась по-своему.

Галина Павловна Вишневская принадлежала к числу немногих, кому не приходится искать свое предназначение в жизни: уникальный голос и редкий певческий дар уже в самые ранние годы предопределили ее путь. В поздние годы, вспоминая о прошлом, она признавалась, что никогда никому не завидовала, поскольку голос, который она воспринимала как дар свыше, отличал ее от прочих людей и давал ей совершенно особый опыт самоощущения.

В середине 1970-х чета прославленных исполнителей была вынуждена надолго покинуть СССР

Летопись ее сценической деятельности практически не знает темных и досадных эпизодов – вплоть до преклонных лет ее жизнь в музыке и театре была непрерывным восхождением, освоением все новых и новых уровней мастерства.

В юности, как и большинство русских людей ее поколения, Вишневская прошла испытание войной, причем испытание это было особенно суровым по той простой причине, что будущая звезда мировой оперы родилась и жила в Ленинграде. Она не только перенесла блокаду, но и приняла участие в обороне города, успев побывать в числе самых молодых бойцов противовоздушной обороны.

Подмостки Ленинграда стали колыбелью ее таланта. Начав с выступлений в составе хора на сцене областного театра оперетты, Вишневская довольно скоро перешла в категорию солисток, и это был первый шаг к большим профессиональным достижениям. В начале 1950-х начинающая певица в течение непродолжительного времени брала уроки вокала, но «полновесного» классического образования у нее не было.

В обычном случае такая существенная формальная лакуна могла бы создать серьезные препятствия для оперной карьеры, особенно если учесть, что театральные порядки в те времена были весьма строгими. Тем не менее, решив штурмовать московскую сцену, Вишневская успешно прошла конкурс в стажерский состав Большого театра, после чего закономерно оказалась среди основных исполнителей, и вскоре самая статусная труппа страны обрела новую ведущую солистку. За несколько лет в репертуаре Вишневской появились практически все женские партии, без которых непредставима великая русская и итальянская опера.

#{image=682867}Не менее существенную роль, нежели признание со стороны широкой аудитории, сыграл в судьбе Вишневской уникальный творческий контакт с крупнейшими композиторами XX века – Дмитрием Шостаковичем и Бенджамином Бриттеном. Некоторые их вещи не просто посвящены ей, но первоначально предназначены именно для ее исполнения. Можно с уверенностью сказать, что не только их творчество обогатило репертуар Вишневской, но и ее дар повлиял на их работу.

Большой вехой на пути певицы стал фильм Михаила Шапиро «Катерина Измайлова», появившийся в 1966 году и представляющий собой экранную версию одноименной оперы Шостаковича. В свою очередь, Бенджамин Бриттен написал для Вишневской цикл песен на стихи Пушкина, получивший название «Эхо поэта». Партия для русского сопрано, то есть для Вишневской, есть и в «Военном реквиеме», который по праву считается одной из наиболее значительных вещей Бриттена и числится среди самых знаменитых симфонических произведений ХХ столетия.

Еще одно примечательное напоминание об исполнительской магии Вишневской – стихотворение «Женский голос», написанное Анной Ахматовой под впечатлением от записей певицы.

Повсеместное признание таланта и мастерства Вишневской, ее участие в мировых гастролях и сотрудничество с крупнейшими зарубежными музыкантами имели следствием не просто счастливую творческую самореализацию, но и перемену статуса, на которую нельзя не обратить внимание, учитывая специфику эпохи. Вишневская вошла в немногочисленную когорту советских деятелей искусства, для которых, пусть и с некоторыми оговорками, не существовало железного занавеса.

Свободное соприкосновение с мировым контекстом и супружеский союз с другим всемирно известным музыкантом – Мстиславом Ростроповичем – создали естественный фон для крутого околополитического виража, изменившего жизнь Вишневской в середине 1970-х: чета прославленных исполнителей была вынуждена надолго покинуть СССР после того, как оказала гостеприимство и помощь опальному Александру Солженицыну.

С тех пор заочная конфронтация двух больших музыкантов с советскими властями лишь усиливалась. Помощь, оказанная Ростроповичем и Вишневской русским эмигрантам-инвалидам из числа ветеранов Первой мировой, повлекла за собой серьезные последствия для статуса артистов на родине: и Ростроповича, и Вишневскую лишили советского гражданства, а также всех полученных в СССР званий и наград. Соответствующий указ был отменен лишь в 1990 году.

Несмотря на то, что наиболее легендарные факты, связанные с биографией Вишневской, относятся к советскому периоду, в новые времена творческая и педагогическая деятельность певицы получила органичное продолжение. С первой половины 1990-х Вишневская играла в драматическом театре, в 2002 году основала собственный Центр оперного пения, а в 2007-м сыграла главную роль в картине Александра Сокурова «Александра», которая, как и многие фильмы этого режиссера, представляет собой довольно нетривиальный эксперимент в плане киноязыка. Прощаясь с Вишневской, мы должны говорить о ней как о ярчайшей представительнице не одной, но двух эпох, пусть и не равновеликих.

..............