20 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 21:50  |  vz.ru
Разделы

Третья мировая начнется с «веерных» отключений

Дмитрий Гололобов, адвокат, приглашённый профессор университета Вестминстер
Приказал минфин США Цукербергу – хлоп – и нет «Фейсбука» и WhatsApp для тех, кто не поддерживает американскую политику, приказал Apple – и в стане врагов зависли все «Айпады» и «Маки». А приказали Гейтсу – и все компьютеры «окаменели». Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Революция в голове Пашиняна разрушает Армению

Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Сторонники премьера Армении Пашиняна уверены, что победили, заблокировав суды. Что нанесли удар по осколкам бывшего режима. Однако на самом деле эта акция закончилась поражением. Как для самого Пашиняна, так и для всей Армении. Подробности...

Репетиция катастрофы в Персидском заливе

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Над Ближним Востоком нависла тень очередной большой войны. Всё выглядит так, как будто США готовятся к новой крупномасштабной операции в районе Персидского залива. На сей раз – против Ирана. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

    Зеленский стал шестым президентом Украины

    Экс-шоумен Владимир Зеленский вступил в должность президента Украины. В первой речи в новом качестве он назвал всех украинцев президентами, пообещал добиться мира в Донбассе, приведя в пример сборную Исландии по футболу, и распустил Раду
    Подробности...

    Умерла самая сердитая кошка интернета

    Грампи Кэт - самая сердитая кошка интернета и героиня многочисленных мемов умерла 14 мая на руках у своей хозяйки в возрасте семи лет. Причиной смерти стала инфекция мочевого пузыря. Настоящая кличка кошки - Соус Тардар
    Подробности...

    Россия отмечает День Победы

    В Москве в ознаменование 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне состоялся Парад Победы. В нем приняли участие 35 пеших парадных расчетов, более 130 единиц современной военной техники и кабриолеты Аurus. Воздушную часть парада пришлось отменить
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Зеленский призвал США ужесточить антироссийские санкции

        Главная тема


        Атака США на Huawei предвещает изменение всей мировой торговли

        советы президенту


        Зеленский разочаровал Кадырова

        громкие заявления


        Гройсман объявил об отставке правительства Украины

        московские тайны


        Под зданием Госдумы обнаружили пустоты

        Видео

        Маршалловы острова


        Ядерный саркофаг США в Тихом океане пошел трещинами

        «или сорос, или что-то такое»


        Шарий объяснил, зачем жюри «Евровидения» голосует за «никакущие» песни

        Высокая мода


        Украинские дипломаты рассказали о стыде за внешний вид Порошенко

        культурная экспансия


        Российские гопники проникли в подсознание Запада

        викторина


        Государственный гимн или победитель «Евровидения»?

        Победа Кремля


        Геворг Мирзаян: Почему возвращение России в ПАСЕ важно

        Фундамент хаоса


        Алексей Колобродов: «Красный май» перевернул мир с ног на голову

        смена элит


        Тимофей Бордачев: Что скандал в Австрии значит для России

        на ваш взгляд


        Каким смартфоном вы пользуетесь?

        Упырь, монамур

        Завершающий фильм пенталогии «Сумерки» поставил национальный рекорд в российском прокате

        21 ноября 2012, 21:42

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        За первый уикенд проката фильм «Сумерки: Сага. Рассвет, часть вторая» заработал в России 697,6 млн рублей. «Пираты Карибского моря – 4» в сходных условиях собрали больше – 749,1 млн, но по количеству зрителей «Рассвет» все-таки поставил рекорд – за выходные его посмотрели более 3 млн россиян. Кинообозреватель газеты ВЗГЛЯД пытается понять первопричины столь феноменального успеха картины.

        Завершение «Сумерек», как смерть врага, внушает греховную радость и преисполняет великодушия. Над их могилой даже тянет пронести прочувственную речь. Все позабыто, все прощено, покойный был хорошим парнем. Аминь, братие. Кто сам без греха, пусть бросит в меня лицензионный диск с «Любовь-морковью».

        Тем более что всё уже сказано. Все шутки перешучены. За четыре года победных шествий по кинотеатрам сага обросла крокодиловой кожей и стала почти неуязвима для критики. Любая попытка объяснить неприятие феномена «Сумерек» обречена – никто не хочет быть банальным.

        В сотый раз уесть Стюарт за деревянную игру и унылый вид. В тысячный раз оборжать брови Паттинсона. В миллионный напомнить о том, что все кинематографические эксперименты с «Сумерками» неизбежно разобьются о бездарно-банальный язык первоисточника – книги Стефани Майер.

        Можно, конечно. Но уже не работает. Точнее, работает, но не в пользу хулителя. Он как будто правду говорит – и в то же время мыслит штампами.

        Короче: давайте вовремя замолчим. Если мы это сделаем, никто, возможно, не заметит, что нас, хулителей, в конце концов переиграли.

        И ведь переиграли, да.

        Лучшим фильмом пенталогии был первый, так как ему подобрали наиболее удачное жанровое решение – волшебницкая сказка для подростков. Это был умильно наивный, невинно красивый, по-своему очаровательный и да, глупый фильм, но волшебницким сказкам для подростков положено быть глупыми. Как только сага начала обрастать потугами на драматургию, поднимать сложные вопросы и давить на гормон, она обнажила свою ущербность. Отправлять ее на покой подрядили режиссера Билла Кондона – и именно он нас в итоге переиграл. Ибо доказал, что даже рыхлый и в то же время монолитный в своей безвкусице материал, каким являются «Сумерки», может меняться под давлением критики, подстраиваться под врага – и тем самым его обезоруживать.

        Во-первых, почти все шутки, озвученные пьяными мужскими голосами зрителей-страстотерпцев, Кондон сделал частью фильма. Про Тейлора Лотнера говорили, что от него пахнет псиной, и вот, пожалуйста, Белла подтверждает это прямым текстом. Про актеров-мужчин злословили, что они, небось, геи, – и нате вам гей-стриптиз, лобовую хохму в духе бара «Голубая устрица». Первая фраза ленты принадлежит герою Паттинсона и переводится как «наконец-то мы с тобой одной температуры». Десять минут спустя новообращенный вампир Белла загрызет живую пуму и облизнется на альпиниста. Словом, критикуемая за галимый пафос сага вдруг стала самоироничной.

        Во-вторых, режиссер нашел прекрасный способ визуализировать весь тот крем, что Майер выдавала за литературу, все эти «кровавые рассветы» и «манящие закаты». Его начальные эксперименты со светом и снегом, с пролетом над горами и вмерзающей в лед розой достойны упоминания просто в силу того, что это – красиво.

        Наконец, создатели заключительной части видоизменили книжный финал, предложив зрителю битву между кланом Вольтури и кланом Каленов, поддержанных волчьей стаей и вампирским интернационалом из друзей и знакомых Кролика. О битве – разговор отдельный. Она самодостаточна, как самодостаточен бой на Пеленнорских полях во «Властелине колец» или Аустерлиц в романе графа Толстого. Ее можно посмотреть просто так, в отрыве от остального повествования, и найти не просто зрелищной, но и захватывающей, как хороший футбольный матч. В этом контексте важно помянуть и Майкла Шина (Аро Вольтури), которому наконец-то позволили сказать больше двух фраз, не побоявшись, что он одним поворотом головы переиграет всю эту компанию любителей.

        Раз так, завершить спор фанатов и хулителей можно бы было формальным примирением сторон в связи с закрытием проекта, если бы эта сага, в гроб сходя, не умудрилась подвести Россию под национальный позор. Давно замечено, что наш зритель валом валит на низкопробную дрянь вроде «Беременного» и сомнительные американские блокбастеры, в массе своей игнорируя фильмы получше, но посложнее – наши и западные, популярные и не очень, духовные и бездуховные, в общем, любые, но направленные еще на что-то, кроме «поржать и расслабиться». Нет, все понятно – жуткий климат, инфраструктурный коллапс, хамство, нервы, «своих проблем куча», однако белую нацию XXI века такое не красит.

        Паче чаяния, именно «Сумерки: Сага. Рассвет, часть вторая» поставили в РФ абсолютный рекорд по количеству зрителей в первый уикенд проката. Ни на один фильм русские не шли столь густой толпой нетерпеливых, и это притом, что в США, где фанатов Майер значительно больше, никакими рекордами пока не пахнет. Так у всемирного феномена «Сумерек» появилась сугубо российская специфика, объяснить которую трудно. Тем более трудно, что в Рунете каждый второй пользователь расскажет вам, какая же дрянь эта ваша сага.

        При такой армии преданных фанатов и не меньшей, хотя и разрозненной группе ненавистников речь уже идет о масштабном социокультурном конфликте. В иные времена их через войну разрешали, позднее – через суд. Суд над «Сумерками», впрочем, можно представить себе и сейчас. В черном плаще с кровавым подбоем (что твой Вольтури) в зал вошел прокурор, и прокурор рёк:

        – От имени и по поручению мужчин, на протяжении четырех лет терпевших невыносимые муки в кинозалах, я требую осудить столь пакостное явление чуждой нам культуры, как сага «Сумерки». Хочу подчеркнуть: большинство потерпевших не являлись добровольными зрителями этого зрелища, женщины завели их в кинотеатры насильно – кого нытьем, а кого и угрозами заставить спать на диване. При этом женщины цинично использовали уязвимое место молодых мужчин, а именно гормональный дисбаланс: массовая культура создала ложное представление о том, что поход в кинотеатр на «Сумерки» – удачный вариант романтического свидания и прелюдия перед сексом. В ряде случаев секс выступал обманкой, но мужчины почти всегда оплачивали эту пытку из своего кармана, то есть несли еще и материальные потери.

        Однако их страдания на этом не заканчивались. Мужчин заставляли ревновать и чувствовать себя ущербными перед лицом Роберта Паттинсона и Тейлора Лотнера – актеров сомнительного дарования. Российским мужчинам объясняли, что Паттинсон и Лотнер красивее, романтичнее и лучше их самих, а они, скрипя зубами, терпели, что им ставят в пример «каких-то педиков». Тем самым у российских мужчин создавался комплекс неполноценности, а учитывая масштабы проблемы, речь может идти о подрыве потенциала целой нации.

        Обращает на себя внимание и тот факт, что феномен «Сумерек» сделал дурновкусие прибыльным бизнесом и легализовал его в данном качестве. Он популяризировал бульварщину и скотоготику. Наконец, он утвердил положительный стереотип упыря – живого трупа и бездушного монстра. Это в корне противоречит основам христианской культуры. В нашей традиции считать, что при жизни упыри были богоотступниками, отлученными от церкви. Попытка выставить их благонамеренными персонажами очевидно оскорбляет чувства верующих и подрывает православные основы государства. Как, скажите, заботиться о душе, если со всех экранов тебе внушают, что можно быть счастливым и красивым, вовсе не обладая душой?

        Исходя из вышеизложенного, я прошу у суда дать справедливую оценку этому разлагающему общество явлению, оградить от него будущие поколения и обеспечить всех пострадавших печеньками за невольный переход на сторону зла.

        Как и полагается при состязательном судопроизводстве, вслед за прокурором слово взял адвокат. Адвокат рёк иное:

        – Признавая сомнительную художественную ценность саги, я, тем не менее, требую оправдать ее по всем статьям. Создатели этого произведения заслужили не порицание, а благодарность за прививание современной молодежи высоконравственных моделей поведения.

        В основе саги лежит тема вечной любви и самопожертвования, причем вампиры являются не глумлением над христианскими ценностями, а лишь метафорой этой самой вечной любви, изложенной доступным для молодежи языком. Показанные в фильме положительные персонажи-упыри живут друг с другом в гармонии и верности на протяжении многих веков. Принципиально важно и то, что первый секс у главных героев случается лишь после свадьбы: и он, и она хранили свою невинность до брака, причем он делал это на протяжении ста лет, ища свою первую и единственную любовь. Вы можете назвать другие фильмы, столь недвусмысленно стоящие на страже семейных уз?

        Напомню также, что герои Майер отказывают себе в человеческой крови, то есть – преодолевают свой порок, свою греховную сущность, если хотите – постятся. Это тем более делает фильм христианским по сути своей. Это проповедь, принявшая нестандартную, но актуальную в наш век форму.

        Таким образом, сага «Сумерки» создает положительные ориентиры. Подчеркну: положительные во всех смыслах. Не вызывает вопросов, почему российским женщинам столь полюбились персонажи Паттинсона и Лотнера: они стильные, спортивные, чувственные, верные, преданные и любящие. В том, что наши мужики одутловаты, небриты, пузаты, пахнут луком, растят пивное пузо, вульгарно обсуждают «баб» и смотрят футбол в трусах на диване, виноваты только они сами. Любовь женщин к Паттинсону и Лотнеру – прозрачный намек: меняйтесь. И меняйтесь к лучшему!

        В судьбе Беллы сконцентрированы простые и понятные мечты российских женщин, фильм «Сумерки» визуализировал их скрытые желания. Женщины хотят, чтобы за их любовь боролись. Чтобы вместо воспетого в поговорках шалаша суженый обустроил бы уютный домик. Чтобы не «яйца, табак, перегар и щетина», а надежное плечо, парфюм, здоровый образ жизни и романтичные прогулки на свежем воздухе. Чтобы не «баба», а «дорогая» и «любимая». И скажите, неужели наши женщины – женщины, на которых держится страна, – недостойны этого? Пусть не всегда, но в виде исключения? В виде демонстрации пусть чужого, но такого понятного счастья и комфорта через экраны кинотеатров?

        Я считаю, что достойны. И если нам удастся подогнать реальность под фильм «Сумерки», это станет огромной победой страны и всего человечества. А пока – пусть смотрят. Всё лучше, чем водку жрать!

        Купившись на последний тезис, судья крякнул – и вынес оправдательный вердикт.

        Пусть так. Но свои печеньки мы все-таки заслужили.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............