16 января, среда  |  Последнее обновление — 19:12  |  vz.ru
Разделы

Немцы боятся надевать «желтые жилеты»

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Народный бунт после введения экологического налога во Франции и тишина в Германии после запрета автомобилей со старыми дизельными двигателями (касается миллионов граждан) – диагноз. Дело не в инертности немцев. Все гораздо страшнее. Подробности...

Почему не надо ломать адские печати

Сергей Худиев, публицист, богослов
Можно произнести слова о «России, освобожденной гитлеровцами», можно обещать выпустить книгу о генерале, перебежавшем на сторону Гитлера, в серии «Жизнь замечательных людей» и продолжать быть принятым в лучших домах. В чем причина? Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

США предложили Киеву доказать свою полезность

Глеб Простаков, журналист
Сейчас идет борьба уже не за все, но за многое. Ниша на европейском рынке газа – это сотни миллиардов долларов в год. И даже если украинская ГТС давно стала ружьем, которое не стреляет, им все еще можно проломить голову. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

    В Детройте открылся ежегодный Североамериканский международный автосалон

    Первая автомобильная выставка в Детройте состоялась в 1889 году. Спустя почти 100 лет автосалон из преимущественно регионального события стал событием международного уровня. Корпорация Toyota в этом году в Детройте представила свое спорткупе Toyota GR Supra. В Европе автомобиль поступит в продажу лишь летом, и для покупки будет доступно лишь 900 авто
    Подробности...

    Взрыв газа разрушил многоэтажку в ростовских Шахтах

    На девятом этаже жилого дома в городе Шахты Ростовской области взорвался газ. Повреждены четыре квартиры на девятом и восьмом этажах. На данный момент известно об одном погибшем, судьба еще четырех неизвестна. Из дома эвакуированы 140 человек
    Подробности...

    В Москве затопило крупный транспортный тоннель

    В четверг утром в Москве из-за подмыва грунта затопило Тушинский тоннель на Волоколамском шоссе под Каналом имени Москвы. Закрыто движение на этом участке и на внутренней стороне МКАД. Остановить грязевой поток пока не удается, в городе создан оперативный штаб
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Названа дата начала процесса выхода США из ДРСМД

        Главная тема


        Литва начала массовые репрессии против «сети русских шпионов»

        «вот где-то так»


        Настя Рыбка ищет работу на телевидении «с хорошими намерениями»

        специалисты по фитнесу


        Петров и Боширов больше не смогут ездить в командировки в Европу

        тема месяца


        Немецкие СМИ «раскрыли секрет» упаковок по девять яиц

        Видео

        специальный репортаж


        Магнитогорск: «С нами мороки больше, чем с мертвыми»

        подайте на гражданскую войну!


        Национальной идеей Украины стало попрошайничество

        военный космос


        Избавление от старых спутников открывает дорогу новой космической обороне России

        проблемы Росстата


        Почему российская статистика врет

        минута молчания


        Россия потеряла последнего друга в политической элите Польши

        Дальний Восток


        Дмитрий Родионов: Страшный сон Вашингтона о Курилах

        Современное искусство


        Владас Повилайтис: Банк Франции намного страшнее ФСБ

        Фильм Т-34


        Егор Холмогоров: Танкисты Гитлера не играли в «рыцарские турниры»

        на ваш взгляд


        Как вы думаете, преодолён ли конфликт между русскими и чеченцами?

        Упырь, монамур

        Завершающий фильм пенталогии «Сумерки» поставил национальный рекорд в российском прокате

        21 ноября 2012, 21:42

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        За первый уикенд проката фильм «Сумерки: Сага. Рассвет, часть вторая» заработал в России 697,6 млн рублей. «Пираты Карибского моря – 4» в сходных условиях собрали больше – 749,1 млн, но по количеству зрителей «Рассвет» все-таки поставил рекорд – за выходные его посмотрели более 3 млн россиян. Кинообозреватель газеты ВЗГЛЯД пытается понять первопричины столь феноменального успеха картины.

        Завершение «Сумерек», как смерть врага, внушает греховную радость и преисполняет великодушия. Над их могилой даже тянет пронести прочувственную речь. Все позабыто, все прощено, покойный был хорошим парнем. Аминь, братие. Кто сам без греха, пусть бросит в меня лицензионный диск с «Любовь-морковью».

        Тем более что всё уже сказано. Все шутки перешучены. За четыре года победных шествий по кинотеатрам сага обросла крокодиловой кожей и стала почти неуязвима для критики. Любая попытка объяснить неприятие феномена «Сумерек» обречена – никто не хочет быть банальным.

        В сотый раз уесть Стюарт за деревянную игру и унылый вид. В тысячный раз оборжать брови Паттинсона. В миллионный напомнить о том, что все кинематографические эксперименты с «Сумерками» неизбежно разобьются о бездарно-банальный язык первоисточника – книги Стефани Майер.

        Можно, конечно. Но уже не работает. Точнее, работает, но не в пользу хулителя. Он как будто правду говорит – и в то же время мыслит штампами.

        Короче: давайте вовремя замолчим. Если мы это сделаем, никто, возможно, не заметит, что нас, хулителей, в конце концов переиграли.

        И ведь переиграли, да.

        Лучшим фильмом пенталогии был первый, так как ему подобрали наиболее удачное жанровое решение – волшебницкая сказка для подростков. Это был умильно наивный, невинно красивый, по-своему очаровательный и да, глупый фильм, но волшебницким сказкам для подростков положено быть глупыми. Как только сага начала обрастать потугами на драматургию, поднимать сложные вопросы и давить на гормон, она обнажила свою ущербность. Отправлять ее на покой подрядили режиссера Билла Кондона – и именно он нас в итоге переиграл. Ибо доказал, что даже рыхлый и в то же время монолитный в своей безвкусице материал, каким являются «Сумерки», может меняться под давлением критики, подстраиваться под врага – и тем самым его обезоруживать.

        Во-первых, почти все шутки, озвученные пьяными мужскими голосами зрителей-страстотерпцев, Кондон сделал частью фильма. Про Тейлора Лотнера говорили, что от него пахнет псиной, и вот, пожалуйста, Белла подтверждает это прямым текстом. Про актеров-мужчин злословили, что они, небось, геи, – и нате вам гей-стриптиз, лобовую хохму в духе бара «Голубая устрица». Первая фраза ленты принадлежит герою Паттинсона и переводится как «наконец-то мы с тобой одной температуры». Десять минут спустя новообращенный вампир Белла загрызет живую пуму и облизнется на альпиниста. Словом, критикуемая за галимый пафос сага вдруг стала самоироничной.

        Во-вторых, режиссер нашел прекрасный способ визуализировать весь тот крем, что Майер выдавала за литературу, все эти «кровавые рассветы» и «манящие закаты». Его начальные эксперименты со светом и снегом, с пролетом над горами и вмерзающей в лед розой достойны упоминания просто в силу того, что это – красиво.

        Наконец, создатели заключительной части видоизменили книжный финал, предложив зрителю битву между кланом Вольтури и кланом Каленов, поддержанных волчьей стаей и вампирским интернационалом из друзей и знакомых Кролика. О битве – разговор отдельный. Она самодостаточна, как самодостаточен бой на Пеленнорских полях во «Властелине колец» или Аустерлиц в романе графа Толстого. Ее можно посмотреть просто так, в отрыве от остального повествования, и найти не просто зрелищной, но и захватывающей, как хороший футбольный матч. В этом контексте важно помянуть и Майкла Шина (Аро Вольтури), которому наконец-то позволили сказать больше двух фраз, не побоявшись, что он одним поворотом головы переиграет всю эту компанию любителей.

        Раз так, завершить спор фанатов и хулителей можно бы было формальным примирением сторон в связи с закрытием проекта, если бы эта сага, в гроб сходя, не умудрилась подвести Россию под национальный позор. Давно замечено, что наш зритель валом валит на низкопробную дрянь вроде «Беременного» и сомнительные американские блокбастеры, в массе своей игнорируя фильмы получше, но посложнее – наши и западные, популярные и не очень, духовные и бездуховные, в общем, любые, но направленные еще на что-то, кроме «поржать и расслабиться». Нет, все понятно – жуткий климат, инфраструктурный коллапс, хамство, нервы, «своих проблем куча», однако белую нацию XXI века такое не красит.

        Паче чаяния, именно «Сумерки: Сага. Рассвет, часть вторая» поставили в РФ абсолютный рекорд по количеству зрителей в первый уикенд проката. Ни на один фильм русские не шли столь густой толпой нетерпеливых, и это притом, что в США, где фанатов Майер значительно больше, никакими рекордами пока не пахнет. Так у всемирного феномена «Сумерек» появилась сугубо российская специфика, объяснить которую трудно. Тем более трудно, что в Рунете каждый второй пользователь расскажет вам, какая же дрянь эта ваша сага.

        При такой армии преданных фанатов и не меньшей, хотя и разрозненной группе ненавистников речь уже идет о масштабном социокультурном конфликте. В иные времена их через войну разрешали, позднее – через суд. Суд над «Сумерками», впрочем, можно представить себе и сейчас. В черном плаще с кровавым подбоем (что твой Вольтури) в зал вошел прокурор, и прокурор рёк:

        – От имени и по поручению мужчин, на протяжении четырех лет терпевших невыносимые муки в кинозалах, я требую осудить столь пакостное явление чуждой нам культуры, как сага «Сумерки». Хочу подчеркнуть: большинство потерпевших не являлись добровольными зрителями этого зрелища, женщины завели их в кинотеатры насильно – кого нытьем, а кого и угрозами заставить спать на диване. При этом женщины цинично использовали уязвимое место молодых мужчин, а именно гормональный дисбаланс: массовая культура создала ложное представление о том, что поход в кинотеатр на «Сумерки» – удачный вариант романтического свидания и прелюдия перед сексом. В ряде случаев секс выступал обманкой, но мужчины почти всегда оплачивали эту пытку из своего кармана, то есть несли еще и материальные потери.

        Однако их страдания на этом не заканчивались. Мужчин заставляли ревновать и чувствовать себя ущербными перед лицом Роберта Паттинсона и Тейлора Лотнера – актеров сомнительного дарования. Российским мужчинам объясняли, что Паттинсон и Лотнер красивее, романтичнее и лучше их самих, а они, скрипя зубами, терпели, что им ставят в пример «каких-то педиков». Тем самым у российских мужчин создавался комплекс неполноценности, а учитывая масштабы проблемы, речь может идти о подрыве потенциала целой нации.

        Обращает на себя внимание и тот факт, что феномен «Сумерек» сделал дурновкусие прибыльным бизнесом и легализовал его в данном качестве. Он популяризировал бульварщину и скотоготику. Наконец, он утвердил положительный стереотип упыря – живого трупа и бездушного монстра. Это в корне противоречит основам христианской культуры. В нашей традиции считать, что при жизни упыри были богоотступниками, отлученными от церкви. Попытка выставить их благонамеренными персонажами очевидно оскорбляет чувства верующих и подрывает православные основы государства. Как, скажите, заботиться о душе, если со всех экранов тебе внушают, что можно быть счастливым и красивым, вовсе не обладая душой?

        Исходя из вышеизложенного, я прошу у суда дать справедливую оценку этому разлагающему общество явлению, оградить от него будущие поколения и обеспечить всех пострадавших печеньками за невольный переход на сторону зла.

        Как и полагается при состязательном судопроизводстве, вслед за прокурором слово взял адвокат. Адвокат рёк иное:

        – Признавая сомнительную художественную ценность саги, я, тем не менее, требую оправдать ее по всем статьям. Создатели этого произведения заслужили не порицание, а благодарность за прививание современной молодежи высоконравственных моделей поведения.

        В основе саги лежит тема вечной любви и самопожертвования, причем вампиры являются не глумлением над христианскими ценностями, а лишь метафорой этой самой вечной любви, изложенной доступным для молодежи языком. Показанные в фильме положительные персонажи-упыри живут друг с другом в гармонии и верности на протяжении многих веков. Принципиально важно и то, что первый секс у главных героев случается лишь после свадьбы: и он, и она хранили свою невинность до брака, причем он делал это на протяжении ста лет, ища свою первую и единственную любовь. Вы можете назвать другие фильмы, столь недвусмысленно стоящие на страже семейных уз?

        Напомню также, что герои Майер отказывают себе в человеческой крови, то есть – преодолевают свой порок, свою греховную сущность, если хотите – постятся. Это тем более делает фильм христианским по сути своей. Это проповедь, принявшая нестандартную, но актуальную в наш век форму.

        Таким образом, сага «Сумерки» создает положительные ориентиры. Подчеркну: положительные во всех смыслах. Не вызывает вопросов, почему российским женщинам столь полюбились персонажи Паттинсона и Лотнера: они стильные, спортивные, чувственные, верные, преданные и любящие. В том, что наши мужики одутловаты, небриты, пузаты, пахнут луком, растят пивное пузо, вульгарно обсуждают «баб» и смотрят футбол в трусах на диване, виноваты только они сами. Любовь женщин к Паттинсону и Лотнеру – прозрачный намек: меняйтесь. И меняйтесь к лучшему!

        В судьбе Беллы сконцентрированы простые и понятные мечты российских женщин, фильм «Сумерки» визуализировал их скрытые желания. Женщины хотят, чтобы за их любовь боролись. Чтобы вместо воспетого в поговорках шалаша суженый обустроил бы уютный домик. Чтобы не «яйца, табак, перегар и щетина», а надежное плечо, парфюм, здоровый образ жизни и романтичные прогулки на свежем воздухе. Чтобы не «баба», а «дорогая» и «любимая». И скажите, неужели наши женщины – женщины, на которых держится страна, – недостойны этого? Пусть не всегда, но в виде исключения? В виде демонстрации пусть чужого, но такого понятного счастья и комфорта через экраны кинотеатров?

        Я считаю, что достойны. И если нам удастся подогнать реальность под фильм «Сумерки», это станет огромной победой страны и всего человечества. А пока – пусть смотрят. Всё лучше, чем водку жрать!

        Купившись на последний тезис, судья крякнул – и вынес оправдательный вердикт.

        Пусть так. Но свои печеньки мы все-таки заслужили.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............