Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
17 ноября 2011, 21:41 • Культура

Только хорошее

«Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 1»: Комедия продолжений

Только хорошее
@ Imprint Entertainment

Tекст: Дмитрий Дабб

Сага, прозванная интеллигентной публикой «сумерками сознания», обрела неожиданную глубину. Не в плане сюжета, смысла, актуальности, образов – и не просите, волшебников в творческой группе нет. Зато, как оказалось, там есть тонкие тролли. А то, что их выход сопряжен с долгожданной свадьбой и долгожданным же сексом, хорошо вдвойне.

«Сумерки» как культурный феномен важно рассматривать в комплексе с категорическим неприятием данной саги частью человечества, ибо это тоже феномен и тоже – культурный. Конечно, очень бы хотелось сказать, что отвергает сериал про вампиров-вегетарианцев прежде всего лучшая часть – та, у которой есть элементарный вкус. Такие люди в кино на «эту хрень» не ходят, зато с удовольствием читают язвительные рецензии на нее – рецензии единомышленников, как будто соревнующихся в остроумии: в умении поддеть Роберта Паттинсона за густую бровь, Кристен Стюарт за деревянный стиль игры, а Стефани Майер за то, что мормонка, и за то, что окучивает малолетних дурочек, будучи дурой вполне матерой.

#{image=576237}«Дура не дура, а пару лимонов в день наполаскиваю». Впрочем, не о том речь. И не об объективности критики. И даже не о «людях со вкусом», ибо в нашем случае к их числу придется отнести и спутников означенных дурочек – тех, кто в кинотеатр пришел не по своей воле и вот теперь стремится всё оборжать, спортивных штанов не снимая. Речь сугубо о том, что к четвертому фильму петросянщина несколько поднадоела, а юмор поавантажнее себя исчерпал – все когда-нибудь кончается: и нефть, и шутки про вампиров.

Посему попробуем сказать о четвертом фильме что-нибудь хорошее. Или даже не так: будем говорить о четвертом фильме только хорошее, как о покойниках (тем более что вампиры – это и есть покойники). Причем не в рамках тонкой иронии и не эксперимента для, а справедливости ради. Вы будете смеяться, но «Рассвет» действительно есть за что похвалить – похвалить бесплатно, душою не кривя.

Дело, кстати, не в сюжете, но с точки зрения провинциальной истории любви он тоже – почти идеален. Сперва свадьба, где слезы матери и роз лепестки, и акаций нежный цвет, и платья анакондов хвост, но гости не спят в салатах и не пасутся в белых лилиях, как Венечка Ерофеев. Потом – медовый месяц, Рио – город попугаев, чистых брюк, ансамбля из гитары и бандонеона. За Рио – уединенный остров и вилла на нем. Любимый сам ведет катер, и ласково море, и романтична луна, и нежен балдахин, и первый секс – для обоих первый! – он примерно такой, каким она его себе представляла. Летает пух, кричат чайки, трещит деревянная кровать, а после латиноамериканская прислуга всё это уберет, покуда новобрачные купаются в водопадах.

Внезапно она забеременеет. Её начнет тошнить с курицы. Он отвезет её на материк. И вся, буквально вся семейка добрых упырей (включая любимого мужа) будет водить вокруг неё хороводы, умоляя сделать аборт, потому как плод – полувампир-получеловек – весьма опасен для организма юницы. Но она будет возражать родне, мол, ни за что, рожу урода, и даже стая оборотней, для которых этот урод тоже – страшная угроза, меня не переубедит.

Кто первый развесит в абортариях РФ плакаты «Поступи, как Белла», тот будет молодец. Суть нашей демографической проблемы в далеком Голливуде ухватили неожиданно точно.

Важно понимать, что большинство недостатков сумеречной саги кроются не в потенциально хорошем актере Паттинсоне и не в как бы актрисе Стюарт, а в первоисточнике – тексте Стефани Майер, ужасном ровно настолько, насколько может быть ужасен любой наспех написанный любовный роман с торсом и фиалками на обложке. При переносе такого текста на пленку беспомощность описательной части убирается на раз, но диалогов – глупых, плоских, пафосных – это никак не касается. Улучшить их невозможно, можно набело переписать, но тогда это будут уже не «Сумерки».

В том числе и поэтому каждый режиссер, привлеченный к саге, пытался дать «Сумеркам» собственное жанровое определение, задрапировав тем самым корявый текст. Лучше прочих это получилось у Кэтрин Хардвик (первая часть). Её «Сумерки» – волшебная сказка для подростков, глупая, разумеется, но волшебной сказке для подростков это вполне простительно. Крис Вайц (вторая часть), вопреки специализации на ржаке (см. «Американский пирог»), честно снимал молодежную мелодраму, в которой диалоги Майер сидели бы как влитые; кассу он собрал максимальную, диалоги сидели, но многих тошнило. Фильм Дэвида Слэйда (третья часть) более всего напоминал затянувшийся клип – всё было ритмично, красиво, пусть бессмысленно, но ведь и ритмично, и красиво, да и чего вы ожидали, собственно. Наконец, приход в проект гей-активиста Билла Кондона обострил ожидания худшего, тем более что четвертую книгу разбили на два фильма: размазывать и без того небогатый сюжет пришлось тонким слоем, медленно наматывая на спичку спагетти из розовых соплей.

#{movie}В итоге четвертый фильм действительно проигрывает трем первым по части динамики и откровенно недобирает по части экшна (на два часа – всего одна драка). Но при этом Кондон поступил удивительно здраво и адекватно, в полной мере продемонстрировав те самые «громадный креативный талант и очень тонкую чувственность», которые заочно расхваливали продюсеры. А именно: Кондон сделал «Сумерки» комедией.

Уже по первым кадрам, где хрупкие и женственные вампирессы буднично расчищают поляну от вековых бревен, становится понятно: будет весело. Нет, это не тот случай, когда «всё так плохо, что даже смешно». Это не пародия и не самопародия. Это именно юмор – юмор, которым намеренно сдобрили некоторые сцены, в первую очередь ключевые.

Так, в сцену свадьбы (затянутой, торжественной, пышной – как предписано) вдруг врывается коктейль из поздравлений – неловких, похабных, претенциозных, словом, именно таких, какие и бывают на свадьбах. Героям неуютно, а нам с того потеха.

Ваяя композицию первого секса, также обставленную с почти религиозной торжественностью (еще раз напомним, что Майер из мормонов), Кондон вдруг заставляет героиню Стюарт побрить ноги, а на героя Паттинсона напяливает майку-алкоголичку, чтобы зритель видел его пушистые подмышки.

Вполне серьезный диалог, в котором Белла подбирает ребеночку имя, режиссер, не погрешив против первоисточника ни в букве, снял так, что у некоторых зрителей начинается икота – это уже почти алленовский юмор. Когда же в сердце героини засадят огромный шприц («Это мой яд», – объяснит всем Эдвард), самое время разродиться аплодисментами. Необъяснимо, но Кондону удалось разместить в картине сотни подковырок, а ведь Мейер числится одним из продюсеров и к детищу своему относится с удушающей, лютой строгостью.

Будем считать, что именно она запретила Белле испить крови из бокала с гавайскими зонтиками и Кондону пришлось довольствоваться соломинкой для коктейля и стаканчиком как будто из Макдоналдса. Но все равно ведь – обхохочешься.

Вообще, разговоры «за любовь» у Мейер смешны априори. Но это стыдный смех – смех над инвалидом, который ковыляет так просто потому, что по-другому не умеет. У Кондона же в середине разговора «за любовь» в окно запрыгнет какой-нибудь бойкий вампир, и ржать можно уже без оглядки на тактичность.

Вдобавок «Рассвет» стал не только самым забавным, но и одним из самых жутковатых фильмов саги, благо еще до своего социального Оскара за «Богов и монстров» Кондон занимался триллерами. В этой части, кстати, тоже – не без юмора: вроде бы Белла всего лишь курицу из холодильника достает, но жуть подкатывает такая, будто курица эта – живая и хищная или не курица даже, а человечина; Ганнибал Лектер одобряет, а остальным понятно, почему героиню тошнит.

И последний комплимент на сегодня. С выходом четвертой части выяснилось, что премию Стивена Колзака «за вклад в борьбу с гомофобией» (гей-активист Кондон – один из лауреатов) за дело дают. По крайней мере «Рассвет» – наименее, извините, педиковатый фильм из нынешней тетралогии, то есть гомофобов никто не провоцирует, и это вклад, и это успех, а скептики посрамлены. Подумать только, но именно Кондон разрешил Тейлору Лотнеру весь фильм ходить в рубашке, и кто, спрашивается, после этого гей? Согласись на режиссуру великий Гас Ван Сент (а ведь предлагали), всё было бы иначе: Гас велик, но разделять свою ориентацию и свою профессию разучился уже равно.

Конечно, всё это никоим образом не выдергивает фильм из жанрового болота, предопределенного фамилией авторши. Но подходить к фильмам Антониони и фильмам Кэмерона с одной меркой глупо, а вот к продукту от того же Кэмерона или Бэя или вот теперь Кондона – вполне возможно, хотя и в пользу Кэмерона. Идя в кинотеатр на «Рассвет», никто не должен строить иллюзий: целевая аудитория получит своё, все остальные получат очередные «Сумерки», но всё-таки: нам теперь хотя бы смешно и совсем за себя не стыдно.

А для поклонниц Паттинсона, что нож в глазницу нам готовят, ответ один: «Не дождетесь».