Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
18 марта 2010, 18:52 • Культура

И полетела бомба

«Помни меня»: Роберт Паттинсон заставит вас рыдать

И полетела бомба
@ kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Человек-постер Роберт Паттинсон картинно кладет записки на подушку любимой, тяжело переживает смерть брата, сопротивляется ментовскому беспределу, хамит буржуазному папаше, борется за все хорошее и против всего плохого. Кроме того, имеется Неожиданный Финал, который окончательно коронует Паттинсона в главные кинозайки и сделает данный фильм кассовой бомбой. Однако не изменит главного: «Помни меня» − всего лишь феерическое надувательство и гимн подростковому инфантилизму.

Несмотря на якобы концептуальный финал и претензию на глубину образов, «Помни меня» − это «еще один фильм с Робертом Паттинсоном» (есть теперь такой жанр в кинематографе). Продюсеры, режиссер и исполнитель главной роли могут сколько угодно надувать щеки, доказывая, что сняли многоплановое и многомудрое кино, но промоушн говорит сам за себя: на сайте картины всем желающим предлагается пройти тест на совместимость с Паттинсоном или сфотошопить «совместную» фотографию.

Жалко Паттинсона, неплохой ведь актер

Благодаря еще не доснятой тетралогии про вампиров и второплановой роли в «Гарри Поттере», этот британец стал главным девчоночьим мальчишкой «поколения нулевых», ввиду чего вызывает стойкую аллергию не только у кинокритиков, но и ухажеров своих поклонниц. Подобной истерии мир не видел лет десять, с тех пор как в главначпупсах ходил Леонардо ДиКаприо. Карьера тезки Да Винчи грозила закончиться с потерей товарного вида, но за реабилитацию талантливого актера взялся сам Мартин Скорсезе.

Роберту Паттинсону с реаниматором повезло меньше. Режиссер Аллен Култер более всего известен по работе над сериалами «Секс в большом городе» и «Клан Сопрано», возможно, именно поэтому «Помни меня» слегка напоминает телевизионное мыло, ужатое до двух часов.

Нонконформист Тайлер хандрит и бунтует, бунтует и хандрит. Уходит из зажиточного семейного гнезда в съемную квартиру с тараканами и импозантным соседом. Отказывается поступать в колледж в пользу самообразования (походы на лекции без зачетки плюс работа в библиотеке). Пишет письма самоубившемуся брату, имя которого вытатуировал на груди. Много курит, цитирует Ганди, украшает комнату постерами Amnesty International. Носит кеды. Ненавидит отца. Нравится девушкам. Из благородных помыслов вмешивается в частный случай ментовского беспредела, и в итоге сам становится жертвой оного. Сосед подговаривает совратить единственную дочь следователя-беспредельщика из соображений мести, на что благородный герой почему-то соглашается.

Далее следует история любви, пересказывать которую нет никакого смысла: со времен фильма «Девчата» и «спора на шапку» она не изменилась ничуть. Предложенный набор персонажей (не по годам развитая младшая сестра, невнимательный родитель, придурковатый лучший друг) использовался в ромкомах еще чаще, причем удачные ленты можно пересчитать по пальцам – это либо первонахи, либо примеры жанрового переосмысления (в частности, прошлогодний хит Марка Уэбба «500 дней лета»), к которым «Помни меня», очевидно, не относится.

Судя по всему, съемочная группа решила, что индульгенцией банальностям выступит Неожиданный Финал. И действительно: разругавший ленту с подобным Неожиданным Финалом ставит на кон не только морду лица (которую фанатки Паттинсона расцарапают по умолчанию), но и репутацию (объявят бессердечной сволочью, и правы будут). Если перевести Неожиданный Финал «на наши деньги», получится что-то вроде «а потом настал 41-й, Паттинсон ушел на фронт»: кто рискнет предъявить такому фильму претензии в год 65-летия Победы, многое про себя узнает.

#{movie}Но мы, однако, рискнем. Это фуфло. Фуфло претенциозное, спекулятивное, и тем особенно опасное. Что до Неожиданного Финала, раскрывать который в рамках рецензии нельзя ввиду праведной борьбы со спойлерами, он лишь легитимизирует очевидную киномуть в глазах лирично настроенного кинозрителя. И проблема тут не в использовании запрещенного приема (мы-то думали, что смотрим дурной ромком, а оказалось «про войну»; вы бы еще «Американский пирог» так зафиналили), а в том, что никакой дополнительной интеллектуальной нагрузки этот Неожиданный Финал не несет, оставаясь таблеткой плацебо. Очевидное Зло в принципе не нуждается в каком-либо осмыслении, на то оно и Очевидное Зло. Гораздо сложнее с тем злом, что маскируется под добро (в случае с США примеры можно подгонять вагонами), но подобную тему разумней оставить кинематографистам уровнем повыше.

Понятно, что кассу «Помни меня» соберет в любом случае, а равно и множество восторженных отзывов в уютных девичьих (и не только) бложиках. Последнее обстоятельство, к слову, даже дает картине шанс стать некой поколенческой вехой: Неожиданный Финал – весомо, грубо, зримо – ставит прижизненный памятник молодежному инфантилизму, утверждает абсолютную правоту бессмысленной подростковой бузы.

Вряд ли мы имеем дело с новым «Бунтовщиком без причины» − накал эмоций не тот, да и Паттинсон, в отличие от Джеймса Дина, отлично себе чувствует (и дай Бог, как говорится). Но стоит признать, что чутье режиссеру не отказало: для образа Дина-light (с поправкой на нашу вегетарианскую эпоху, когда бунтуют больше в интернетах, чем на улицах) Паттинсон подходит идеально. Бледная британская немочь в кедах и со взглядом поволокой сама просилась в антагонисты Вавилону тотальной несправедливости, которую для той возрастной группы, куда входят большинство фанатов Паттинсона, олицетворяют родители.

Закрепляя сей образ, главный герой по любому поводу ищет ссоры с отцом – крупным финансовым воротилой (его отлично сыграл Пирс Броснан). К примеру, называет его любимую бейсбольную команду «Нью-Йорк Янкиз» «жирными буржуазными лентяями», списывая свою былую симпатию к ней на «слепую родовую лояльность». Вторым если не отрицательным, то не бесспорным (на фоне бесспорно прекрасного Паттинсона) персонажем в фильме изображен отец-следователь (его столь же отлично сыграл Крис Купер), для которого забота о дочери стала причиной невроза и которому она отплатит черной неблагодарностью. Нургалиев разрешил.

Увидеть в этом конфликте родителей и детей эго, слепоту и хамство последних могут только те, кто – в силу возраста и опыта – уже научился наблюдать часы. Они же, скорее всего, разглядят и лохотрон в Неожиданном Финале. Но они – не целевая аудитория фильма. Целевые же девчонки (реже – мальчишки), убитые очередным родительским отказом в походе на ночную дискотеку, еще не раз обратят заплаканные глаза к иконам эмо-поколения – постерам к фильму «Сумерки». Мол, только ты меня понимаешь.

Когда-нибудь этот нимб Паттинсону, безусловно, начнет жать. Но лучше раньше, чем позже. Жалко его, неплохой ведь актер.