Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
6 июля 2011, 15:42 • Культура

«Нужна государственная пропаганда чтения»

Алексей Кузменко: Количество читающих в России сокращается

«Нужна государственная пропаганда чтения»
@ из личного архива

Tекст: Кирилл Решетников

«Ценность мнения народа заключается в его непредвзятости. Купить голоса участников невозможно по определению, и мы готовы к абсолютно любому результату. Может, он будет настолько неожиданным для книжной общественности, что заставит ее о многом задуматься», – предположил в интервью газете ВЗГЛЯД Алексей Кузменко, руководитель книжного направления OZON.ru, выступившего учредителем новой премии.

Параллельно с традиционными отечественными книжными премиями отныне будет функционировать проект, получивший название «Книжная премия Рунета». В отличие от врученной в конце 2010 года «Электронной буквы» новая награда имеет дело пока исключительно с бумажными книгами, однако суть премиальной процедуры заключается в читательском голосовании через аккаунты в социальных сетях. Читателям предлагается отдавать свои голоса за книги, вошедшие в специально составленный шорт-лист. А награждение победителей состоится на Международной московской книжной ярмарке в сентябре 2011 года.

Количество читающих в России действительно сокращается, и причин здесь много

О том, в чем смысл приза, основанного на народном голосовании, и каковы перспективы России остаться читающей страной, газете ВЗГЛЯД рассказал Алексей Кузменко, руководитель книжного направления сетевого магазина OZON.ru, выступившего организатором премии.

ВЗГЛЯД: Чем обусловлен выбор книг в шорт-листе? Это результат совещания, голосования или каких-то рейтинговых подсчетов?

Алексей Кузменко: Конечно, каждая из книг, вошедших в шорт-лист, горячо обсуждалась у нас внутри книжного направления, и решения по ним принимались не всегда легко. Но, тем не менее, мы, как нам кажется, все же постарались подойти взвешенно к формированию списков для голосования.

Сразу хочется отметить, что никакого давления со стороны издательской общественности мы не испытывали, поэтому вряд ли нас можно будет обвинить в какой-либо ангажированности. Это исключительно выбор книжников OZON.ru, который основан на симбиозе личных пристрастий сотрудников направления, предпочтений наших покупателей, а также на актуальности тематики и содержания произведений-номинантов.

Конечно, нельзя не упомянуть, что ряд авторов книг из шорт-листа своей личной энергией и человеческим обаянием, а также широкой медиа-активностью в тех же соцсетях сформировали вокруг своих произведений довольно обширные комьюнити. И мы надеемся, что голоса, которые поклонники отдадут за своих любимых авторов, внесут дополнительную интригу при подведении результатов голосования.

ВЗГЛЯД: Почему из всей, так сказать, старинной литературы в шорт-лист попал только английский писатель Уильям Хэзлитт со сборником эссе-рассуждений «Застольные беседы»?

А.К.: Книга Хэзлитта была выбрана как лучшее издание серии «Литературные памятники» за последний год. Эта старейшая в отечественном книгоиздании серия, на наш взгляд, служит лучшим образцом любви и уважения к книге, к тому, как должен появляться и создаваться книжный продукт. Сегодня, когда культура издания во многом утеряна, и коммерциализация всего и вся прочно завоевала позиции, в том числе, и на книжном рынке, существование таких классических подходов к выпуску книжных произведений должно служить настоящим примером не только для потребителей, но и для профессионалов книжного дела – в первую очередь я, конечно, имею в виду издателей. Им не мешало бы брать пример с таких книг.

ВЗГЛЯД: Примечательно, что несмотря на сетевой характер проекта, речь идет о традиционных бумажных книгах. Видимо, это знак того, что разговоры о конце бумажной книги преждевременны?

А.К.: Конечно, преждевременны. Бумажная книга вечна. Более того, многие книги, вошедшие в шорт-лист, по своему полиграфическому исполнению являются настоящими произведениями искусства. Оригинальность и качество оформления, безусловно, играли существенную роль при отборе книг-номинантов.

ВЗГЛЯД: У каждой премии, по идее, есть рекомендательная функция – награждается то лучшее, что стоит прочесть. Когда премия присуждается тем или иным высоким жюри, рекомендательный момент подкрепляется авторитетом присуждающих. В данном же случае выбирать будет народ. Какова, по-вашему, рекомендательная ценность массового выбора?

А.К.: Ценность мнения народа заключается, прежде всего, в его объективности и непредвзятости. Купить голоса участников нашего голосования невозможно по определению. Мы считаем, что это будет настоящий народный выбор, и готовы к абсолютно любому результату. Может быть, он будет настолько неожиданным для всей книжной общественности, что заставит ее о многом задуматься. А может, с точки зрения победителей все будет предсказуемо и достаточно ожидаемо...

ВЗГЛЯД: Планируется ли ввести в будущем еще какие-то номинации?

А.К.: Почему бы и нет? Все возможно. Конечно, нам будет важно учесть опыт организации и проведения первой премии. От ее итогов будет зависеть новая структура будущих награждений.

ВЗГЛЯД: Некоторое время назад стало казаться, что с точки зрения качества и востребованности нехудожественная литература в России не только начала создавать серьезную конкуренцию художественной, но отчасти и «побивать» ее. Так ли это по вашим наблюдениям?

А.К.: Да, мы наблюдаем такую тенденцию перетекания спроса с художественной литературы на нонфикшн. Для нас это отрадный факт, прямое свидетельство того, что интерес к чтению в нашей стране, несмотря на кризисные тенденции, не ослабевает. Более того, интеллектуальная составляющая, направленная на самообразование и повышение культурного уровня, только растет и развивается.

ВЗГЛЯД: Но статистика постоянно сообщает нам, что количество читающих людей в стране сокращается, интерес к книгам сходит на нет. Насколько в действительности серьезны основания для неутешительных выводов? И если ситуация в самом деле плоха, то как, по-вашему, можно было бы попытаться ее исправить?

А.К.: Количество читающих в России действительно сокращается, и причин здесь много: и макроэкономическая ситуация в стране, и развитие других медиа (интернет, кино, развлекательные ресурсы), и демографический фактор, и ценовая политика издающих и распространяющих книги структур.

На мой взгляд, необходимо скорейшее вмешательство государства, которое могло бы значительно улучшить, во-первых, отраслевую ситуацию посредством различных налоговых и финансовых механизмов, а во-вторых, сделать пропаганду чтения общегосударственным делом и задачей. Ибо без поддержки, так сказать, по всем «фронтам» мы рискуем получить в недалеком будущем весьма плачевную ситуацию не только с книгопроизводством, но и с книгопотреблением.

..............