Тимур Шафир Тимур Шафир Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством страны. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах».

16 комментариев
Марина Хакимова-Гатцемайер Марина Хакимова-Гатцемайер Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

11 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

15 комментариев
26 января 2011, 16:48 • Культура

«Благодаря Интернету пробиваться стало легче»

Роман Злотников: Бумажные книги попадут в элитную нишу

«Благодаря Интернету пробиваться стало легче»
@ zlotnikov.obninsk.ru

Tекст: Кирилл Решетников

«Наверное, первое прочтение значительной части книг будет осуществляться с помощью электронного носителя. А понравившиеся книги уже будут приобретаться в бумажном виде», – попытался предсказать развитие книжного рынка в интервью газете ВЗГЛЯД победитель премии «Электронная буква» писатель Роман Злотников.

В минувшем декабре была впервые присуждена премия «Электронная буква». Ее лауреатами стали авторы, чьи произведения в 2010-м оказались наиболее востребованными среди текстов, существующих на цифровых носителях. В абсолютные лидеры электронной словесности вышел фантаст Роман Злотников: он был признан самым популярным автором Рунета, а его роман «Маневры неудачников», написанный в соавторстве с Сергеем Мусанифом, победил в номинациях «Бестселлер года» и «Самая популярная фантастическая книга». В интервью газете «ВЗГЛЯД» Роман Злотников поделился своими предположениями о будущем бумажных и электронных книг, а также оценил нынешнее состояние фантастики.

ЗГЛЯД: Роман, разрешите поздравить вас с «Электронной буквой». Скажите, а сами вы пользуетесь электронными девайсами для чтения книг?

Может быть, бумажные книги попадут в некую элитную нишу, как это произошло, допустим, с механическими часами

Роман Злотников: Да, довольно активно.

ВЗГЛЯД: Есть мнение, что рынок электронных книг в России приживается вяло. А как кажется вам?

Р. З.: Да нет, по-моему, все-таки приживается. Может быть, не так быстро, как ожидалось, но процесс идет. Правда, я не согласен с тем мнением, что через некоторое время бумажные книги исчезнут вообще. Мне кажется, что они все равно останутся. И сейчас уже даже можно прикинуть, каким образом рынок будет в итоге разделен между электронными и бумажными носителями. Наверное, первое прочтение значительной части книг будет осуществляться с помощью электронного носителя. А понравившиеся книги уже будут приобретаться в бумажном виде. Не обязательно, что этот вариант осуществится, но он возможен – уже сейчас многие делают именно так.

ВЗГЛЯД: В принципе, из этого мог бы выйти неплохой сюжет для фантастического романа об отдаленном будущем.

Р. З.: Почему бы и нет? Но я не думаю, что это дело такого уж далекого будущего. Может быть, то разделение, о котором я сказал, четко оформится уже лет через 10–20. Кроме того, останется же, наверное, категория людей, которые не любят читать с экрана. Плюс к этому кто-то просто не захочет тратиться на ридеры. Ведь если ты купил устройство для чтения, то через два года это будет уже не продвинутый аксессуар, а просто какая-то устаревшая электронная хреновина, а через пять лет – и вовсе бесполезный гаджет, который, например, не будет взаимодействовать с новыми версиями каких-нибудь сервисов. Надо будет покупать что-то новое. А если ты покупаешь бумажную книгу, то ценность ее сохраняется и даже увеличивается – через 20 лет она превращается в букинистический раритет.

Может быть, бумажные книги попадут в некую элитную нишу, как это произошло, допустим, с механическими часами. В 60–80-х годах прошлого века казалось, что механические часы отошли в прошлое, потому что рынок завоевали японские электронные часы с массой дополнительных функций – с будильником, с калькулятором, с мелодиями, при этом очень легкие и тонкие. Но на самом деле часы старого образца просто стали самыми дорогими. Не исключено, что книги на бумажном носителе останутся в своей самой роскошной, дорогой версии. Грубо говоря, для авиапассажира первого класса не иметь при себе бумажной книги будет так же неприлично, как не иметь на руке механических часов. А вот в эконом-классе будут читать с ридера. Не факт, что все так и будет; то, что я говорю, – это, скажем так, некое элегантное предположение одного из писателей-фантастов.

ВЗГЛЯД: Как вы думаете, почему в 2010 году пальма первенства в области электронных изданий досталась именно вам?

Р. З.: Насколько я себе представляю, вручение этой премии основано на объективных данных по количеству скачиваний. Я человек плодовитый, книг у меня много, поэтому действительно возможно, что мои тексты в прошлом году скачивали особенно много. Если есть еще какие-то факторы, то я не знаю, каким образом они могли бы сработать в моем случае – я не являюсь эксклюзивным автором портала Litres.ru, в отношении меня нет никаких особых преференций. Честно говоря, я этот вопрос не выяснял.

ВЗГЛЯД: И, наконец, собственно о фантастике. Такое впечатление, что в этом жанре наблюдается некий преизбыток всевозможной продукции и многие произведения дублируют друг друга по тематике и методам. По идее, все это может в скором времени привести к радикальным переменам в предпочтениях как читателей, так и авторов...

Р. З.: В данный момент я не вижу никаких резких изменений в текущем тренде. Фантастика достаточно хорошо востребована, разве что тиражи немного падают как раз вследствие развития электронных носителей. При этом я вижу, что молодые авторы, в чьих текстах есть «изюминка», не остаются на уровне своих первоначальных тиражей, а выходят на тиражи более высокие – 15–20 тысяч.

Благодаря Интернету пробиваться талантливым людям сейчас гораздо легче, чем раньше. Особенно учитывая, что есть, например, такой портал, как www.samizdat.ru, через который издатели напрямую выходят на авторов. Это мне в свое время приходилось ездить по издательствам с рукописью подмышкой, теперь все обстоит несколько по-другому. Так что мне кажется, что никаких разительных перемен к худшему не происходит. И я, в общем, не очень понимаю талантливых фантастов, которые плачут по поводу того, что фантастика умирает или уже умерла. Более того, если посмотреть на кинотенденции последних десятилетий, то мы увидим, что фантастика отвоевала себе заметную нишу в кино, ведь существенная часть голливудских блокбастеров построена на фантастических сюжетах.

..............