Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
7 июня 2010, 15:57 • Культура

На лицо ужасные

В России вышла «квинтэссенция норвежского кино»

На лицо ужасные
@ kinopoisk.ru

Tекст: Денис Шлянцев

В ограниченный российский прокат вышел фильм «Довольно добрый человек» – неспешная абсурдная трагикомедия, пропитанная особенным «северным», присущим скандинавам чувством юмора. Картина в этом году неожиданно получила приз жюри читателей газеты Berliner Morgenpost на Берлинском кинофестивале. По мнению критиков, фильм предназначен тем, кто предпочитает интеллектуальное кино бездумным блокбастерам.

«Довольно добрый человек» – первый опыт на комедийном поприще популярного шведского актера Стеллана Скарсгарда («Рассекая волны», «Ангелы и демоны», «Пираты Карибского моря», «Мамма мия!»). Для норвежского режиссера Ханса Петера Моланда «Довольно добрый человек» стал третьим опытом сотрудничества со Скарсгардом и дебютом в развлекательном жанре. По мнению большинства критиков, эта комедия скандинавских нравов более чем удалась.

Диапазон мнений невелик: «лучшая норвежская комедия всех времен», «самые смешные постельные сцены в истории норвежского кино

Диапазон мнений невелик: «лучшая норвежская комедия всех времен», «самые смешные постельные сцены в истории норвежского кино», «квинтэссенция норвежского кино». Критики нашли у «Довольно доброго человека» общие черты с мрачноватой эксцентричностью Квентина Тарантино и братьев Коэнов, а также с типичной отстраненностью Аки Каурисмяки («Девушка со спичечной фабрики», «Человек без прошлого») и Роя Андерссона («Песни со второго этажа», «Ты, живущий»).

«Довольно добрый человек» (английское название фильма – «A Somewhat Gentle Man» – возможно, более верно отражает суть) Ульрик отсидел 12 лет в тюрьме за убийство любовника своей жены. До этого он занимался контрабандой машин из Польши, не чурался воровства. Криминальное прошлое не особенно тяготит Ульрика, его вообще мало что беспокоит в этом холодном городке. Достаточно крыши над головой, непритязательного ужина и «второго шанса» в виде работы автомехаником – и никакой рефлексии.

Однако в маленьком городке от прошлого не так-то просто скрыться: бывший босс Ульрика хочет, чтобы тот отомстил человеку, сдавшему Ульрика в полицию; бывшая жена говорит, что Ульрик для нее не существует, а сын считает его умершим, потому что смириться со смертью легче, чем с отцом-преступником. Да и стоит ли бежать, ведь безотказный киллер-недотепа Ульрик чувствует себя очень неуютно на свободе с ее мещанскими установками, постоянным дождем и социальной неустроенностью, вне привычных законов и рамок тюремной камеры.

Особая скандинавская атмосфера, присущая фильму, легко улавливается, но сложно поддается описанию. Сам Скарсгард в одном из интервью говорит о том, что в мрачности фильма виновата «повышенная чувствительность к темноте», однако норвежский фильм «Север» столь же мрачен по настроению, несмотря на постоянно присутствующие в кадре заснеженные пейзажи. Лаконичность повествования («Мы не любители поговорить, обходимся минимумом слов»), абсурдность ситуаций – секс с престарелой домохозяйкой (блестящая роль Йорунн Кьеллсби) под аккомпанемент польского телевидения, кажущееся равнодушие, стремление держать дистанцию с главным героем.

Этот, мягко говоря, неторопливый фильм вытягивают актерский талант и, как выяснилось, недюжинный комический потенциал Стеллана Скарсгарда. Он умудряется вызывать симпатии зрителя, несмотря на несимпатичность своего персонажа, он выжимает из аудитории смех и улыбки в самых, казалось бы, неловких и нелицеприятных ситуациях.

Его очарование скрывается не во внешности, признаемся честно, не самой фотогеничной по голливудским стандартам, но в мудрой улыбке и видавших виды усталых глазах. Его позиция – наблюдать за ходом жизни, созерцать из какой-то внутренней скорлупы, но ни в коем случае не участвовать в ней активно. Он пытается вписаться в этот чуждый, негостеприимный мир, быть как все, обычным «довольно добрым» человеком, относиться к людям с симпатией, и эти попытки вызывают у зрителя сочувствие.

Что до коммерческого успеха фильма, то, к примеру, Variety полагает, что в скандинавских странах «Довольно доброму человеку» уготована судьба среднего по местным масштабам хита и фаворита международных фестивалей и критиков. За границей же, несмотря на успех на Берлинале, фильм выйдет в ограниченный прокат, где и найдет своего немногочисленного, но преданного зрителя – предпочитающего интеллектуальное кино бездумным блокбастерам.

..............