19 февраля, вторник  |  Последнее обновление — 05:08  |  vz.ru
Разделы

Россия не должна помогать Украине «убиться об стену»

Глеб Простаков, журналист
Действуем от обратного: если Киев ограничивает контакты украинцев с Россией, то Москве, наоборот, нужно сделать все, чтобы повысить свою привлекательность для русских с Украины. Заодно можно решить демографические проблемы. Подробности...
Обсуждение: 77 комментариев

Давайте не будем льстить нашему народу

Захар Прилепин, писатель
В России читают умные книжки двести тысяч человек. Ещё триста читают чудовищные книжки, лучше б вообще не умели читать. В России смотрят умное кино те же двести тысяч человек. Уговорили, миллион. Остальные смотрят глупое. Ну и что? Подробности...
Обсуждение: 21 комментарий

В Афганистане СССР сражался против доллара

Владимир Ворожцов, генерал-майор внутренней службы (в отст.)
В Кабуле гуляли девушки в коротких цветных платьях, с модными стрижками. Не спешили менять образ жизни и многие мужчины. Чтобы сломать этих людей, ведущие демократии мира пошли на то, чтобы бросить в бой с ними ораву «ватников». Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

    Российские VIP-лимузины «Кортеж» теперь будут собирать и в Эмиратах

    Российские авто премиум-класса «Кортеж» будут собирать в Эмиратах под брендом Aurus. Соглашение Минпромторга с партнерами из ОАЭ подписано 18 февраля, в день мировой премьеры этого VIP-лимузина на международной оборонной выставке IDEX в Абу-Даби
    Подробности...

    Путин вышел на татами спортивного центра в Сочи

    После продолжительных переговоров на саммите по сирийскому урегулированию в формате Россия-Турция-Иран Владимир Путин приехал в четверг вечером в спортивный центр «Юг-Спорт» в Сочи. Глава государства встретился с представителями сборных команд по боксу, дзюдо и вольной борьбе
    Подробности...

    День влюбленных в разных странах мира празднуют по-разному

    14 февраля по всему миру отмечается День святого Валентина или День всех влюблённых. Смысл праздника заключается в том, чтобы подарить любимому человеку некий подарок в виде цветов, конфет или игрушек в форме красного сердечка – известнейшего символа любви
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Почти все жители Курил высказались против передачи островов Японии

        Главная тема


        Почему на Гаити вдруг вспомнили про Путина

        оружейный контракт


        Отправленные в Китай ракеты для С-400 были уничтожены после шторма

        авторитетное мнение


        Кудрин заявил о чрезвычайной обстановке в экономике из-за ареста Калви

        «только для девочек»


        Переодетый в женщину российский журналист проник в петербургское «кафе без мужчин»

        Видео

        «достойно сопротивлялись»


        В Испании восхвалили принимавшую участие в блокаде Ленинграда «Голубую дивизию»

        вырубка лесов


        «Черные лесорубы» обходятся российской экономике слишком дорого

        собственная добыча


        Конкурент Порошенко обещает изгнать Россию с газового рынка

        ядерные державы


        Как России относиться к обострению отношений Индии и Пакистана

        Союзное государство


        Путин и Лукашенко готовы идти к объединению

        Кто здесь власть?


        Михаил Рогожников: Почему русским не нравится демократия

        Стратегия роста


        Александр Бузгалин: Куда и как России вкладывать ресурсы

        Правый террор


        Андрей Манчук: Карманные нацисты Петра Порошенко

        на ваш взгляд


        Кому в скандале с программой «Кто хочет стать миллионером?» вы верите больше?

        «Титаник» утонул в шампуне и водке

        Из печати вышел «Сольник» Юрия Шевчука – книга стихов и концерт один на один с читателем

        16 июня 2009, 15:34

        Текст: Ян Шенкман

        Версия для печати

        Когда-то он выходил на сцену в майке с надписью «Вся власть поэтам!». Тогда, 20 лет назад, казалось, что этот лозунг осуществим и если не государственная власть, то, по крайней мере, власть над умами будет принадлежать людям, чувствующим магию слов. Не получилось и не могло получиться. Но магия осталась. В стихах и песнях Юрия Шевчука ее больше, чем во всех политических заклинаниях последнего времени. Откройте его новую книгу «Сольник» и убедитесь сами.

        Никакой рок-поэзии на самом деле не существует. Как не существует сетевой поэзии, гомосексуальной, женской, негритянской или провинциальной. Либо это поэзия, либо нет.

        Если поэзия, то эпитеты не нужны. Если нет, то и эпитеты не помогут.

        Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», выложенное на специальном пушкинском сайте, не становится сетевым.

        Не станет оно и негритянским, если публикацию сопроводить статьей об африканском происхождении автора. Трудно охарактеризовать его и как произведение специфически петербургское. Это всего лишь стихи. Не больше, но и не меньше.

        Я с опаской открывал книжку стихов лидера «ДДТ». Вдруг это рок-поэзия? То есть некий продукт, который воздействует только в комплексе с мощной ритм-секцией, хриплым голосом и студийными спецэффектами. А на бумаге тускнеет и умирает.

        Обошлось. Стихи Шевчука вполне жизнеспособны без его голоса, хотя порой и выглядят дилетантскими. Но наивными – никогда. И в этом главная загадка «Сольника». Ведь Шевчук – символ русского рока, свой в доску, простой, как правда.

        Рванет рубаху на груди и затянет жалостливую песню о Родине, только успевай подпевать. Чего угодно можно было ожидать от такого человека, только не поразительной языковой сложности.

        Внимательно прочитав «Сольник», я удивился: а как это можно петь? Ведь 90% теряется! Воспринять на слух его многоступенчатые сложносочиненные метафоры нереально: «Овации улиц окрасили город священным зеленым», «Коммунизм подошел, как весенние талые воды», «Меня рвет – полный рот нот».

        Нет, ребята, это надо читать глазами, иначе ничего не поймешь.

        Стихи Шевчука предельно далеки от той холодной англо-американской традиции, которая так популярна среди нынешних «актуальных поэтов». У него, например, легко прочитывается влияние Есенина: «Написать бы еще горсть лирических стихотворений, / А потом выйти в поле в исподнем, отчаянно белом». Есенин ведь тоже, вопреки стереотипам, поэт сложный и технически изощренный.

        Есть и прямые отсылки, не перепутаешь: «По утрам я Моцарт,/ По ночам Сальери./ Стал петлею нотной/ В потном «Англетере».

        И Хлебников. Хлебниковская языковая стихия буквально захлестывает Шевчука, иногда в ущерб смыслу. «Пьет изжога из реки», «Мне снился поток сумасшествий с натуры», «спелый Голливуд» – это у Шевчука хлебниковское.

        Интересно, что эти влияния вообще характерны для питерского рока 80-х. Так писали в то время и Кинчев, и Башлачев, и многие другие. Но главный авторитет – Башлачев. Именно он научил рокеров прислушиваться к русскому слову, находить в нем музыку, которой нету в английском, родном языке рока.

        Отсюда и самобытность.

        Я так подробно пишу о поэтике Шевчука, потому что на это мало кто обращает внимание. Слишком уж распространено представление о нем как о незамысловатом герое шансона. Если это и шансон, то очень замысловатый. И поется в нем о тех вещах, о которых в шансоне в принципе не поют.

        За исключением любовной лирики, почти все стихи Шевчука о «несправедливости добра», коренном противоречии эпохи. Лучше всего его выразил Черномырдин в афоризме «Хотели, как лучше, а вышло, как всегда».

        Но это, так сказать, в теории. А на практике точнее и злее об эпохе сказал Шевчук: «На мою свободу слова / Льют козлы свободу лжи. / Гражданин начальник, снова / Сказку злую расскажи».

        Нелицеприятно, зато честно. Ведь и правда, это не гражданин начальник, гад такой, пугает нас злыми сказками, а мы сами, устав от свободы слова, превратившейся в свободу лжи, просимся обратно, в неволю.

        «Есть в демократии что-то такое, / До чего неприятно касаться рукою», – говорит Шевчук. Это что-то – мы. Только свобода показала, как мы, увы, корыстны, мелочны, злобны и трусливы. Это раньше, в отсутствии демократии, можно было питать иллюзии насчет собственного тайного совершенства. Теперь окончательно выяснилось, что мы не ангелы, а временами и не вполне люди.

        В стихотворении «Контрреволюция» – что ни строка, то диагноз: «Утонул наш «Титаник» в шампуне и водке», «И, как водится, вслед за погибшими львами бредут, разбирая их кости, шакалы». К сожалению, так и есть.

        Где же выход? Шевчук его не видит, потому что смотрит на эпоху не с высоты птичьего полета, а изнутри, из самого ее сердца. Как, собственно, и должен поэт.

        За красных он или за белых? За стабильность или за революцию? Ответ на этот вопрос можно вычитать в его стихах: «Молодые смутьяны и ныне весомо ругают систему, / За добро вновь идут на борьбу, на тюрьму и на плаху. / Я их всех понимаю, но есть ли гуманная схема?! / И скребет по доске и хрипит восстающий из праха».

        Непростой поэт Шевчук. Ну так и время ведь непростое.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............