Взгляд
23 сентября, среда  |  Последнее обновление — 19:08  |  vz.ru
Разделы

Почему эмигрантам стыдно быть русскими

Дмитрий Грунюшкин, писатель
Казалось бы, добрался до персонального рая, живи – не тужи. Все, свобода и благодать! Но нет, им зачем-то надо скалить зубы в ту сторону, которую покинули. Чаще всего этим занимаются те, кто и там оказался не при делах. Обида гложет. Подробности...

Сердца требуют не перемен, а переворотов

Алексей Алешковский, сценарист
Случившееся в Белоруссии напоминает историю развала Советского Союза. Игра в либерализацию внезапно пошла не по плану. Аппетиты начали разгораться во время еды, а график приема пищи не продумали. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Уйдет ли Европа с исторической сцены

Андрей Бабицкий, журналист
Как и какого именно числа произойдет закат Европы, мы не знаем, но узнаем очень скоро. Тенденции распада и хаоса нарастают столь стремительно, что, кстати, слово «закат» кажется уже слишком мягким для описания происходящего. Подробности...
Обсуждение: 42 комментария

В Британии выпустили монеты с Винни-Пухом и Пятачком

В Великобритании выпустили ограниченным тиражом 50-центовые монеты с иллюстрациями Эрнеста Шепарда к сказке Алана Милна «Винни-Пух». Первая из коллекционных монет изображает медвежонка с горшочком меда, на следующих двух изображены Кристофер Робин и Пятачок
Подробности...

Опубликованы кадры перехвата российскими истребителями трех самолетов ВВС США над Черным морем

Российские военные обнаружили над акваторией Черного моря три американских бомбардировщика, которые приближались к госгранице со стороны Украины. Для их идентификации и недопущения нарушения рубежей в воздух пришлось поднять четыре истребителя – два Су-27 и два Су-30 – из состава дежурных сил ПВО Южного военного округа
Подробности...

Лесные пожары окрасили небо над Калифорнией в оранжевый цвет

Из-за дымки небо над Сан-Франциско окрасилось в оранжевый цвет. Многие высотные здания почти не видно из-за окутавшего их смога
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Болгария выслала двух российских дипломатов

    Главная тема


    Знаменитые латвийские шпроты сгубила «зеленая энергия»

    оружие России


    Путин рассказал об «эффекте эскимо» у гиперзвукового блока «Авангард»

    строительство газопровода


    Стало известно, кто может стать страховщиком судов для «Северного потока – 2»

    особый случай


    Военный летчик объяснил, как Су-35 мог оказаться в учебном бою с заряженным боекомплектом

    Видео

    хитрый ход


    Эрдоган пошел войной на обматеривших его греков

    борьба с колонизацией


    Новые способы порабощения стран опаснее старых

    стратегические вооружения


    Почему Россия никогда не примет новый ультиматум США

    Москва – Берлин


    Российско-германским отношениям угрожает преемник Меркель

    желание выжить


    Павел Волков: Украинские шахтеры ушли под землю

    тройка лидеров


    Тимур Шерзад: Двадцатый век был столетием диктаторов

    непризнанные республики


    Сергей Миркин: Зеленский не дождется самоликвидации ЛДНР

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Сколько должна стоить пачка сигарет, чтобы вы бросили курить?

    «Титаник» утонул в шампуне и водке

    Юрий Шевчук выпустил «Сольник» – сборник замысловатых стихов    16 июня 2009, 15:34
    Фото: обложка книги
    Текст: Ян Шенкман

    Когда-то он выходил на сцену в майке с надписью «Вся власть поэтам!». Тогда, 20 лет назад, казалось, что этот лозунг осуществим и если не государственная власть, то, по крайней мере, власть над умами будет принадлежать людям, чувствующим магию слов. Не получилось и не могло получиться. Но магия осталась. В стихах и песнях Юрия Шевчука ее больше, чем во всех политических заклинаниях последнего времени. Откройте его новую книгу «Сольник» и убедитесь сами.

    Никакой рок-поэзии на самом деле не существует. Как не существует сетевой поэзии, гомосексуальной, женской, негритянской или провинциальной. Либо это поэзия, либо нет.

    Мы сами, устав от свободы слова, превратившейся в свободу лжи, просимся обратно, в неволю

    Если поэзия, то эпитеты не нужны. Если нет, то и эпитеты не помогут.

    Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», выложенное на специальном пушкинском сайте, не становится сетевым.

    Не станет оно и негритянским, если публикацию сопроводить статьей об африканском происхождении автора. Трудно охарактеризовать его и как произведение специфически петербургское. Это всего лишь стихи. Не больше, но и не меньше.

    Я с опаской открывал книжку стихов лидера «ДДТ». Вдруг это рок-поэзия? То есть некий продукт, который воздействует только в комплексе с мощной ритм-секцией, хриплым голосом и студийными спецэффектами. А на бумаге тускнеет и умирает.

    Обошлось. Стихи Шевчука вполне жизнеспособны без его голоса, хотя порой и выглядят дилетантскими. Но наивными – никогда. И в этом главная загадка «Сольника». Ведь Шевчук – символ русского рока, свой в доску, простой, как правда.

    Рванет рубаху на груди и затянет жалостливую песню о Родине, только успевай подпевать. Чего угодно можно было ожидать от такого человека, только не поразительной языковой сложности.

    Внимательно прочитав «Сольник», я удивился: а как это можно петь? Ведь 90% теряется! Воспринять на слух его многоступенчатые сложносочиненные метафоры нереально: «Овации улиц окрасили город священным зеленым», «Коммунизм подошел, как весенние талые воды», «Меня рвет – полный рот нот».

    Нет, ребята, это надо читать глазами, иначе ничего не поймешь.

    Стихи Шевчука предельно далеки от той холодной англо-американской традиции, которая так популярна среди нынешних «актуальных поэтов». У него, например, легко прочитывается влияние Есенина: «Написать бы еще горсть лирических стихотворений, / А потом выйти в поле в исподнем, отчаянно белом». Есенин ведь тоже, вопреки стереотипам, поэт сложный и технически изощренный.

    Есть и прямые отсылки, не перепутаешь: «По утрам я Моцарт,/ По ночам Сальери./ Стал петлею нотной/ В потном «Англетере».

    И Хлебников. Хлебниковская языковая стихия буквально захлестывает Шевчука, иногда в ущерб смыслу. «Пьет изжога из реки», «Мне снился поток сумасшествий с натуры», «спелый Голливуд» – это у Шевчука хлебниковское.

    Теперь окончательно выяснилось, что мы не ангелы, а временами и не вполне люди

    Интересно, что эти влияния вообще характерны для питерского рока 80-х. Так писали в то время и Кинчев, и Башлачев, и многие другие. Но главный авторитет – Башлачев. Именно он научил рокеров прислушиваться к русскому слову, находить в нем музыку, которой нету в английском, родном языке рока.

    Отсюда и самобытность.

    Я так подробно пишу о поэтике Шевчука, потому что на это мало кто обращает внимание. Слишком уж распространено представление о нем как о незамысловатом герое шансона. Если это и шансон, то очень замысловатый. И поется в нем о тех вещах, о которых в шансоне в принципе не поют.

    За исключением любовной лирики, почти все стихи Шевчука о «несправедливости добра», коренном противоречии эпохи. Лучше всего его выразил Черномырдин в афоризме «Хотели, как лучше, а вышло, как всегда».

    Но это, так сказать, в теории. А на практике точнее и злее об эпохе сказал Шевчук: «На мою свободу слова / Льют козлы свободу лжи. / Гражданин начальник, снова / Сказку злую расскажи».

    Нелицеприятно, зато честно. Ведь и правда, это не гражданин начальник, гад такой, пугает нас злыми сказками, а мы сами, устав от свободы слова, превратившейся в свободу лжи, просимся обратно, в неволю.

    «Есть в демократии что-то такое, / До чего неприятно касаться рукою», – говорит Шевчук. Это что-то – мы. Только свобода показала, как мы, увы, корыстны, мелочны, злобны и трусливы. Это раньше, в отсутствии демократии, можно было питать иллюзии насчет собственного тайного совершенства. Теперь окончательно выяснилось, что мы не ангелы, а временами и не вполне люди.

    В стихотворении «Контрреволюция» – что ни строка, то диагноз: «Утонул наш «Титаник» в шампуне и водке», «И, как водится, вслед за погибшими львами бредут, разбирая их кости, шакалы». К сожалению, так и есть.

    Где же выход? Шевчук его не видит, потому что смотрит на эпоху не с высоты птичьего полета, а изнутри, из самого ее сердца. Как, собственно, и должен поэт.

    За красных он или за белых? За стабильность или за революцию? Ответ на этот вопрос можно вычитать в его стихах: «Молодые смутьяны и ныне весомо ругают систему, / За добро вновь идут на борьбу, на тюрьму и на плаху. / Я их всех понимаю, но есть ли гуманная схема?! / И скребет по доске и хрипит восстающий из праха».

    Непростой поэт Шевчук. Ну так и время ведь непростое.


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •