22 сентября, суббота  |  Последнее обновление — 17:50  |  vz.ru
Разделы

Четыре причины популярности Абэ

Николай Мурашкин, эксперт клуба «Валдай», научный сотрудник Института Азии Унивеситета Гриффита (Австралия)
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сохранил свой мандат еще на три года. У популярности Абэ много причин – как системных, так и конъюнктурных. Но остаются открытыми вопросы о дальнейших этапах «абэномики» и внешней политике – в том числе отношениях с Москвой. Подробности...

Советская власть не только боролась с предателями, но и создавала их

Дометий Завольский, историк-архивист
С июня по сентябрь проходят ежегодные марафоны ненависти к России со стороны ее соседей. Сегодня белорусские змагары напомнят ей о «совместном параде Красной Армии и Вермахта в Бресте». Подробности...
Обсуждение: 54 комментария

Как беззаконие Ельцина помогло России

Антон Крылов, журналист
Как без 22 июня не было бы 9 мая, так и без указа № 1400 не было бы столкновений в октябре 1993 года. Однако этот очевидно антиконституционный шаг Ельцина дал нашей стране кое-что важное. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

    Путин пострелял из снайперской винтовки

    Во время посещения парка «Патриот» в подмосковной Кубинке президент России пострелял из винтовки СВЧ-308 с расстояния 600 метров. Как сообщается, стрельба оказалась удачной – по большей части мишень была поражена
    Подробности...

    Путин и Си Цзиньпин приготовили блины с икрой и выпили водки

    Владимир Путин и Си Цзиньпин в рамках IV Восточного экономического форума посетили выставку «Улица Дальнего Востока». Там лидеры России и Китая сами приготовили блины с черной и красной икрой. Кроме того, по предложению российского президента по русской традиции они выпили немного водки
    Подробности...

    В США выбрали «Мисс Америка 2019»

    В США состоялся финал конкурса красоты «Мисс Америка 2019», который впервые проводился по новым правилам. Организаторы конкурса заявили, что отказываются от традиционного дефиле в купальниках, так как больше не оценивают внешность участниц и привычные стандарты красоты больше не имеют значения
    Подробности...
    Обсуждение: 28 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Минобороны дало обещание по катастрофе Ил-20 в Сирии

        Главная тема


        Американские заблуждения сближают Китай и Россию

        «культурный продукт»


        Медведчук сказал, что окончательно расколет Украину

        «как оно есть»


        Захарова объяснила, почему белорусы России не друзья

        «Северный поток – 2»


        В Германии сказали, за кем останется решение о закупке газа в России

        Видео

        Доходы сварщиков, слесарей и электриков уже превышают «офисные» зарплаты. В России переизбыток юристов, экономистов и управленцев. В дефиците – инженерные и рабочие профессии

        Армия и вооружения


        Сможет ли новая подлодка смыть позор предшественницы

        стартовый комплекс


        Казахстанский персонал Байконура стали переводить с «Протонов» на «Байтерек»

        данные разведки


        В США рассказали о создании в России флота подлодок с гиперзвуковыми ракетами

        Дипломатическая торговля


        Климкин предложил два варианта выхода из скандала с Венгрией

        право на убийство


        «Дело Деданина» способно изменить понимание самообороны в России

        «проплаченный пост»


        Сергей Лукьяненко: Прекрасный пример человека, который хочет жить активно в пожилом возрасте

        «впечатляющая зрелость»


        Ирина Алкснис: Почему скандал вокруг приморских выборов оказался столь важен для отношений государства и общества

        «поменять подход»


        Михаил Ковалев: Как с помощью лопаты радикально улучшить имидж России

        на ваш взгляд


        Верите ли вы Петрову и Боширову, рассказавшим свою версию пребывания в Солсбери?

        «Титаник» утонул в шампуне и водке

        Из печати вышел «Сольник» Юрия Шевчука – книга стихов и концерт один на один с читателем

        16 июня 2009, 15:34

        Текст: Ян Шенкман

        Версия для печати

        Когда-то он выходил на сцену в майке с надписью «Вся власть поэтам!». Тогда, 20 лет назад, казалось, что этот лозунг осуществим и если не государственная власть, то, по крайней мере, власть над умами будет принадлежать людям, чувствующим магию слов. Не получилось и не могло получиться. Но магия осталась. В стихах и песнях Юрия Шевчука ее больше, чем во всех политических заклинаниях последнего времени. Откройте его новую книгу «Сольник» и убедитесь сами.

        Никакой рок-поэзии на самом деле не существует. Как не существует сетевой поэзии, гомосексуальной, женской, негритянской или провинциальной. Либо это поэзия, либо нет.

        Если поэзия, то эпитеты не нужны. Если нет, то и эпитеты не помогут.

        Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», выложенное на специальном пушкинском сайте, не становится сетевым.

        Не станет оно и негритянским, если публикацию сопроводить статьей об африканском происхождении автора. Трудно охарактеризовать его и как произведение специфически петербургское. Это всего лишь стихи. Не больше, но и не меньше.

        Я с опаской открывал книжку стихов лидера «ДДТ». Вдруг это рок-поэзия? То есть некий продукт, который воздействует только в комплексе с мощной ритм-секцией, хриплым голосом и студийными спецэффектами. А на бумаге тускнеет и умирает.

        Обошлось. Стихи Шевчука вполне жизнеспособны без его голоса, хотя порой и выглядят дилетантскими. Но наивными – никогда. И в этом главная загадка «Сольника». Ведь Шевчук – символ русского рока, свой в доску, простой, как правда.

        Рванет рубаху на груди и затянет жалостливую песню о Родине, только успевай подпевать. Чего угодно можно было ожидать от такого человека, только не поразительной языковой сложности.

        Внимательно прочитав «Сольник», я удивился: а как это можно петь? Ведь 90% теряется! Воспринять на слух его многоступенчатые сложносочиненные метафоры нереально: «Овации улиц окрасили город священным зеленым», «Коммунизм подошел, как весенние талые воды», «Меня рвет – полный рот нот».

        Нет, ребята, это надо читать глазами, иначе ничего не поймешь.

        Стихи Шевчука предельно далеки от той холодной англо-американской традиции, которая так популярна среди нынешних «актуальных поэтов». У него, например, легко прочитывается влияние Есенина: «Написать бы еще горсть лирических стихотворений, / А потом выйти в поле в исподнем, отчаянно белом». Есенин ведь тоже, вопреки стереотипам, поэт сложный и технически изощренный.

        Есть и прямые отсылки, не перепутаешь: «По утрам я Моцарт,/ По ночам Сальери./ Стал петлею нотной/ В потном «Англетере».

        И Хлебников. Хлебниковская языковая стихия буквально захлестывает Шевчука, иногда в ущерб смыслу. «Пьет изжога из реки», «Мне снился поток сумасшествий с натуры», «спелый Голливуд» – это у Шевчука хлебниковское.

        Интересно, что эти влияния вообще характерны для питерского рока 80-х. Так писали в то время и Кинчев, и Башлачев, и многие другие. Но главный авторитет – Башлачев. Именно он научил рокеров прислушиваться к русскому слову, находить в нем музыку, которой нету в английском, родном языке рока.

        Отсюда и самобытность.

        Я так подробно пишу о поэтике Шевчука, потому что на это мало кто обращает внимание. Слишком уж распространено представление о нем как о незамысловатом герое шансона. Если это и шансон, то очень замысловатый. И поется в нем о тех вещах, о которых в шансоне в принципе не поют.

        За исключением любовной лирики, почти все стихи Шевчука о «несправедливости добра», коренном противоречии эпохи. Лучше всего его выразил Черномырдин в афоризме «Хотели, как лучше, а вышло, как всегда».

        Но это, так сказать, в теории. А на практике точнее и злее об эпохе сказал Шевчук: «На мою свободу слова / Льют козлы свободу лжи. / Гражданин начальник, снова / Сказку злую расскажи».

        Нелицеприятно, зато честно. Ведь и правда, это не гражданин начальник, гад такой, пугает нас злыми сказками, а мы сами, устав от свободы слова, превратившейся в свободу лжи, просимся обратно, в неволю.

        «Есть в демократии что-то такое, / До чего неприятно касаться рукою», – говорит Шевчук. Это что-то – мы. Только свобода показала, как мы, увы, корыстны, мелочны, злобны и трусливы. Это раньше, в отсутствии демократии, можно было питать иллюзии насчет собственного тайного совершенства. Теперь окончательно выяснилось, что мы не ангелы, а временами и не вполне люди.

        В стихотворении «Контрреволюция» – что ни строка, то диагноз: «Утонул наш «Титаник» в шампуне и водке», «И, как водится, вслед за погибшими львами бредут, разбирая их кости, шакалы». К сожалению, так и есть.

        Где же выход? Шевчук его не видит, потому что смотрит на эпоху не с высоты птичьего полета, а изнутри, из самого ее сердца. Как, собственно, и должен поэт.

        За красных он или за белых? За стабильность или за революцию? Ответ на этот вопрос можно вычитать в его стихах: «Молодые смутьяны и ныне весомо ругают систему, / За добро вновь идут на борьбу, на тюрьму и на плаху. / Я их всех понимаю, но есть ли гуманная схема?! / И скребет по доске и хрипит восстающий из праха».

        Непростой поэт Шевчук. Ну так и время ведь непростое.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............