Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
8 июля 2008, 15:00 • Авторские колонки

Вадим Пономарев: «Нашествие» без Цоя

Вадим Пономарев: «Нашествие» без Цоя

Закончившийся в тверских полях рок-фестиваль «Нашествие» оказался самым экстремальным за все годы своего существования. Хляби небесные разверзлись над Эммаусом столь обильно, что оставалось только написать сакраментальное: «фестиваль утонул в жидкой грязи». Но он не утонул.

На помощь пришли военные. Их вездеходы принялись перевозить артистов, туалетные кабинки и оборудование. За день до фестиваля на одной из сцен целиком провалился в грязь подъемный кран, и его вытаскивали самым обычным танком.

Организаторы скупили всю имеющуюся солому в Тверской области, и около сцен можно было ходить хотя бы по щиколотку в грязи, а не по колено. Не возникло перебоев с питанием и чисткой туалетов. Практически все музыканты застревали на своих автобусах, и все же смогли выступить все, кроме Пелагеи. Сто двадцать групп! Надо было видеть эту картину: Лева и Шура Би-2 в своих стильных сюртучках после выступления залезают в бронетранспортер и едут «до асфальта».

– Я, кажется, состарился, – сетовал журналистам Шнур на пресс-конференции. – Вот года два назад мы бы приехали сюда пьяные, ничего не стали бы играть, а просто раздали бы со сцены партию резиновых сапог. Вот это был бы успех!

Это одна сторона фестиваля.

В этом году Цой побил все рекорды по исполнению или цитированию

Но есть и другие стороны. За три дня «Нашествие» посетили 100 тысяч человек, согласно купленным билетам. Эта цифра близка к рекордной цифре «Нашествия» в Рязани два года назад. Несмотря на то, что заранее было куплено только 30 тысяч билетов, и цены на билеты сильно кусались, и дожди шли проливные, и «Наше Радио» в прямом эфире советовало брать с собой резиновые сапоги…

Дело не только в количестве, но и в качестве. Даже седоватый полковник, начальник Тверского УВД, удивлялся тому, что практически нет преступлений в этом году. На фестиваль стали приезжать более приличные люди, констатировал он. И это правда – что в вип-зоне, что просто на поле я видел огромное количество светлых лиц. Огромная разница по сравнению с ситуацией еще пятилетней давности! Кажется, на «Нашествие» стали приезжать просто послушать хорошую музыку. Агрессии и хулиганства поубавилось в разы.

В самый мокрый второй день фестиваль посетил губернатор области Дмитрий Зеленин. Говорят, приехал посмотреть на Диану Арбенину, из-за чего сет «Ночных Снайперов» подзадержался до приезда губернатора. Но зато как это было! Арбенина – босиком, в знак солидарности с теми, кто в грязи. И яркое солнце.

– Прекрасный дождик! – улыбается Диана. – Может быть, мне повезло со временем выступления? Не хочу тупую пьяную публику, какая бывает поздно вечером.

Диана не знала, что и вечером такой «тупой и пьяной» публики тоже почти не будет. Все меняется в лучшую сторону на глазах…

А в какую цену билета оценить хоровое пение на Сургановой? Или то чудо, которое сотворила Юта, – когда поле тихо-тихо и очень чисто стало подпевать ее песням? Это ведь факт – российские рок-фаны научились чисто петь. Еще несколько лет назад они могли только орать громко и невпопад, зато от всей души. Я замечаю, что в последние годы все чаще и чаще слышу на концертах и фестивалях чистое зрительское пение. Это тоже прорыв.

Открыли фестиваль «Агата Кристи» и «Алиса». А после впечатляющего сета Кинчева на сцену вышел игумен Сергий Рыбко, который ведет на сайте «Алисы» рубрику «Ответы священника», и порадовался, что русский рок многих привел к вере и многих еще приведет.

Всего на «Нашествии» три сцены. Помимо основной, есть еще «позитивная» и «альтернативная». К сожалению, из-за глубокой грязи мне почти не удалось послушать выступавших на них, в чем честно признаюсь. Но попытка прослушать Александра Ф. Скляра, которого почему-то загнали на «альтернативную сцену», стоила того, чтобы оказаться по пояс в грязи. Новый состав Скляра, который работает с ним взамен распущенного «Ва-Банка», играет жестко и мощно. Скляр по-прежнему харизматичен и убедителен. Жаль, что на главной сцене оказались случайные «Знаки» или «Amatory», и не оказалось умного ироничного Скляра, вбивающего риффами в толпу камлание «Я – шаман».

В целом, замены корифеям по-прежнему не видно. Новые группы в жанре русского рока появляются, но выглядят как-то неубедительно и вторично. Если быть совсем уж беспощадным к «молодежи», то они просто фальшивы. У большинства крутятся в зрачках доллары, и невозможно относиться к ним всерьез. Смены «старикам» нет, и это начинает уже настораживать.

«Нашествие» хором распевает припев новой песни Шнура с матерным словом (фото: С. Мальцева/NEWsmusic.ru)
«Нашествие» хором распевает припев новой песни Шнура с матерным словом (фото: С.Мальцева/NEWsmusic.ru)

Лучшие сеты на этом «Нашествии» сыграли «Алиса», «Вопли Видоплясова», «Ленинград», «Ночные Снайперы», Чиж, «Крематорий» и «ДДТ». Возможно, другой зритель включит сюда еще кого-нибудь, но все равно мы видим успешную работу среднего и старшего поколений. Имена настолько давно и хорошо известны, что можно лишь тасовать их в зависимости от личных впечатлений. Обойма не меняется.

Неплохое впечатление оставили «Бригадный подряд» и «Старый приятель», но назвать их новыми группами язык не повернется – они известны очень и очень давно. Скорее, можно назвать ситуацию с ними ренессансом старого рока. А вот настоящие новички – они словно окуклились. Они не просто играют отвратительно или поют фальшиво, они совершенно не учатся на своих ошибках. Они плохо играют и неискренне поют уже не первый год! Отсутствие обучаемости говорит о невменяемости. И таких невменяемых, вслед за «Amatory», еще десятки и десятки.

Поэтому «Нашествие» держится на «стариках». Когда выходит Олег Скрипка с порванным ахиллесовым сухожилием на одной ноге и прыгает весь свой сет на другой ноге. И поет такие веселые песни, от которых расступаются тучи и выходит вновь солнышко. Или группа «Би-2», которая по дороге в Эммаус дала автограф-сессию всем имеющимся гаишникам на трассе, а потом призналась, что после каждого «Нашествия» дает себе зарок больше не приезжать и все равно приезжает. Или «Ленинград», где Барецкий ломает о свою лысую голову очередные банки пива и пластиковые стулья, а все «Нашествие» хором распевает припев новой песни Шнура с матерным словом, и суровые омоновцы вдруг смущенно улыбаются... «Я знал, что это слово приживется», – говорит довольный Шнур.

Сет «ДДТ» еще раз показал, что стоило ехать за тридевять земель, чтобы услышать концерт такого уровня (фото: С.Мальцева/NEWsmusic.ru)
Сет «ДДТ» еще раз показал, что стоило ехать за тридевять земель, чтобы услышать концерт такого уровня (фото: С.Мальцева/NEWsmusic.ru)

На площади в 70 гектаров происходит химический процесс, называемый жизнью русского рока. Ну, кто сказал, что русский рок умер? Достаточно приехать на «Нашествие» и убедиться в том, что русский рок живее его могильщиков. Такое количество счастливых лиц делает смешными любые разговоры о том, что фестивалю нужны некие «западные звезды»… Вон, «Максидром» привозит западных звезд и хиреет с каждым годом. А переполненное «Нашествие» с отечественными рок-артистами цветет, словно подчеркивая неадекватность всех тех «умников», которые написали в своих изданиях о смерти русского рока и даже сами уверовали в эту нелепую писанину. Жизнь расставляет всех по своим местам.

Хедлайнерами фестиваля выступили «Король и шут» и «ДДТ». Они сыграли практически полноценные сольные концерты. Причем Юрий Шевчук привез свой видеоряд, а рано утром даже провел саундчек, чтобы быть уверенным в качестве звука. Надо сказать, что звук был на высоте весь фестиваль, и сет «ДДТ» еще раз показал, что стоило ехать за тридевять земель, чтобы услышать концерт такого уровня.

– Мне очень нравится слушать других музыкантов здесь, никакого гламура, все прекрасно, – говорит деловой газете «ВЗГЛЯД» Юрий Шевчук. – Вопрос о том, жив ли русский рок, отпал сам собой. Непогода сплотила всех, посмотрите, у омоновцев очень добрые глаза. Эпоха попсового маньеризма заканчивается, на арену вновь выползает андеграунд. Я слышу много интересных ребят с хорошими песнями. Вновь стали интересны песни социального протеста. Я вот сейчас проехал десять городов Западной Украины, меня везде встречали очень хорошо. Все там слушают русский рок на русском языке. Я им говорил, что политики, развязавшие всю эту ссору Украины и России, вымрут через 20 лет, а мы с вами останемся. И в России страна оживает, молодежь оживает…

Но надо признать, что самым актуальным и востребованным музыкантом на нынешнем «Нашествии» оказался все-таки… Виктор Цой.

Его песни вспоминают, его песни поют. В этом году Цой побил все рекорды по исполнению или цитированию. Вячеслав Бутусов и «Вопли Видоплясова» постоянно поют песни Цоя на своих концертах, так что исполнение их на фестивале не слишком удивило. Но ведь Цоя пел и Александр Ф. Скляр, и вспомнил Чиж, и не удержался «Ленинград», и процитировал Шевчук. Такое впечатление, что Цой стал тем необходимым в рок-братстве отсутствующим звеном, которое крепко объединяет.

«Нашествие» совершенно непреднамеренно стало фестивалем Виктора Цоя.

«Нашествием» без Цоя.

..............