17 августа, пятница  |  Последнее обновление — 12:17  |  vz.ru
Разделы

Как немецкий врач оплатил собственное убийство

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Публика научилась читать газеты боковым зрением, как в СССР: если написано, что произошла Messerangriffe, то не обязательно рассказывать о национальности нападавшего. Потому что это целиком импортированный массовый вид развлечений. Подробности...

Никогда еще Рига не была таким русским городом, как сегодня

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
Кафе «Ленинград» в Риге закрутили и наворотили молодые и модные ребята, причисляющие себя к латышским националистам. Как это согласовывается с партийной линией, понять трудно и исчерпывающе объяснить невозможно. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Кого поддержал бы Цой в споре Макаревича и Сукачева

Захар Прилепин, писатель
Короче, чем занимался бы Цой. Цой не писал бы политических песен (он их и тогда не писал), Цою претили бы и радикальные либералы, и радикальные патриоты. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

    В Казани представили стратегический ракетоносец Ту-22М3М

    В Казани состоялась выкатка первого опытного самолета Ту-22МЗМ. Он был создан в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев». После презентации ракетоносец будет передан на этап наземных и летных испытаний
    Подробности...

    В Италии обрушился автомобильный мост, десятки погибших

    В итальянском городе Генуе рухнул автомобильный мост. По предварительным данным пожарной службы, жертвами обрушения стали десятки человек. Завалы разгребают около 40 спасателей. Из одного автомобиля удалось вытащить двоих пострадавших
    Подробности...

    Штурмовик времен ВОВ достали из озера в Мурманской области

    Уникальный штурмовик Ил-2 времен Великой Отечественной войны, потерпевший крушение в 1943 году, достали со дна озера Кулонга в Мурманской области сотрудники фонда «Крылатая память победы», установившие местоположение самолета по архивным документам
    Подробности...
    Обсуждение: 5 комментариев

        НОВОСТЬ ЧАСА:Предсказаны дефолты компаний в случае изъятия сверхдоходов

        Главная тема


        Почему Украина отважилась на предательство США

        ни работы, ни учебы


        Подсчитано число молодых бездельников в России

        «простой дружеский шаг»


        Грузинские борцы оправдались за футболки с российским флагом

        разгром 8:1


        Семак ответил Лукашенко о «ползающих на карачках» футболистах «Зенита»

        «с ужасом жду»


        Водитель «Икаруса», в аварии с которым погиб Цой, выступил с заявлением

        Научный эксперимент


        Ученые подтвердили одно из преимуществ мужчин перед женщинами

        Особый случай


        Убийц казахстанской девушки нашли с помощью российских космических спутников

        Генштаб ВСУ


        Киев «подсчитал» количество российских солдат и танков в Донбассе

        спорт с политикой


        Украинский министр поблагодарил футболиста за провокацию в Москве

        «Россия догоняет Запад»


        Ирина Алкснис: Дело «Нового величия» – это пример, характерный для стран развитой демократии

        Поджог церкви


        Егор Холмогоров: Сатанистов переклинивает именно на идее собственной свободы

        кафе «Ленинград»


        Елена Кондратьева-Сальгеро: Никогда еще Рига не была таким русским городом, как сегодня

        на ваш взгляд


        За кого вы болеете в ближневосточном конфликте?

        Корневая рифма

        У Евгения Евтушенко, автора формулы «Поэт в России больше, чем поэт», опять юбилей

        18 июля 2008, 20:00

        Текст: Олег Рогов

        Версия для печати

        Евгений Евтушенко встречает свой юбилей в хорошей форме. В рамках этого события – турне по России с мюзиклом, презентация новой многотомной антологии «Десять веков русской поэзии». Эта активность закономерна, она представляет собой следствие поэтической стратегии, выработанной за несколько десятилетий. Чтобы понять систему, которая позволяет ей успешно функционировать, стоит обратиться к главным аксиомам, определяющим феномен Евтушенко.

        Слагаемые успеха

        Парадокс, но Евтушенко уже полвека назад выработал и успешно воплотил творческую стратегию существования литератора в условиях рынка. Разумеется, тогда никаким рынком и не пахло, но эта схема успешно работала. На нее в свою очередь работал интерес к поэзии массового читателя, который не идет ни в какое сравнение с днем сегодняшним.

        Это прежде всего предельная актуальность поэзии Евтушенко. Он отзывался не только на главные политические события, но и часто писал на злобу дня. В принципе, глядя на новостные заголовки любого раздела газеты ВЗГЛЯД, можно себе представить возможные стихи Евтушенко по этим информационным поводам.

        Второе качество его поэзии – ее понятность и доступность любому читателю. В то же время к началу его творческой карьеры им был выработан своеобразный стиль, который был для официальной поэзии новаторским. На фоне гладкописи 50-х годов ритмика и рифмы Евтушенко были необычными, но в то же время не авангардными. Читатель понял, что появился новый поэт и он куда более адекватен новому времени, чем сугубый официоз.

        Творчество Евтушенко очень пафосно в том, старом значении этого слова. Поэту до всего есть дело, у него есть четкая гражданская гуманистическая позиция, которую он постоянно доносит до читателей через реакцию на те или иные события, будь это происшествия глобального масштаба или сугубо бытовые проявления. В мире не существует мелочей, до которых поэту нет дела.

        Еще одна важная составляющая – элемент шоу. Термин «эстрадная поэзия» был очень удачен и точно отражал как читательский интерес, так и привнесение в общение с публикой элементов театрализованного представления. Собственно, мюзикл «Идут белые снеги», который поэт накануне своего юбилея представляет на российской сцене, является закономерным продолжением того направления презентации творчества, которое было заявлено в оттепельную пору. Теперь поэту аккомпанируют видеоряд и музыкальные номера.

        Евтушенко всегда был, что называется, ньюсмейкером. Окололитературная публика живо обсуждала его романы, женитьбы и разводы. Он с удовольствием рассказывал в интервью и своих произведениях о встречах со знаковыми фигурами современности, будь это военные, политики или творческая элита самых разных стран. Общественность жадно ловила протестные нотки в его стихах и тиражировала западные публикации, невозможные в СССР по идеологическим причинам. Евтушенко неоднократно выступал в защиту диссидентов, и западные радиостанции знакомили с этими текстами своих радиослушателей.

        Творчество Евтушенко тяготеет к экстенсивности, захватывая смежные области искусства. Это не только более-менее традиционные для поэта проза и критика, но и фотография, режиссура и актерская работа. В этом контексте тотальной активности Евтушенко уже не вызывает удивления желание Пазолини снять его в роли Иисуса Христа.

        В этом же ключе следует рассматривать и просветительскую деятельность поэта. Имеются в виду его антологии. У всех поэтов, наверное, есть тяга к жанру «мой Пушкин», но Евтушенко стремится охватить всю российскую поэзию. Сначала это «Строфы века», теперь «Десять веков русской поэзии». В его системе координат стремление представить свой вариант развития отечественной поэзии и личное видение ее вершинных достижений выглядит вполне закономерно.

        Стремление влиять на ход истории, вмешиваясь в дела совсем не литературные, – тоже характерно для поэта. Это влияние может быть выражено как озвученной гражданской позицией, так и поэтическим откликом. Например, Евтушенко обращается с новогодним поздравлением к президенту и прилагает к нему стихи, в которых возмущается поощрением антигрузинских настроений в России.

        Идеальным временем для поэта стала перестройка, вторая «оттепель», вторая молодость. Оказалось, что в стол писалась масса текстов, что слова «гласность» и «застой» были им отрефлектированы в стихах за много лет до их широкого бытования. Гражданская активность привела Евтушенко в депутатский корпус – в те времена словосочетание «народный депутат» еще имело какой-то смысл.

        Вскоре оказалось, что жизнь резко отличается от наших о ней недавних представлений. Поэзия отошла на самый край читательского внимания, массовый читатель сократился в числе и стал предпочитать массовую литературу, а Евтушенко отправился преподавать русскую литературу американским студентам.

        Его книги продолжали издаваться, пусть не с такой частотой, как в 60-е или 70-е годы. Но интервью с оценкой злободневных событий, на которые так щедра недавняя история, появлялись регулярно. И бессмысленно вспоминать о советской пропаганде, которой в свое время отдал дань Евтушенко, класть на разные чаши весов «Партбилеты» и «Танки идут по Праге». И то и другое – части одного образа, который не то чтобы чуждался противоречий, наоборот, уверенно декларировал их наличие как неотъемлемое свойство творчества.

        Все созданное Евтушенко – удивительный портрет эпохи с ее соблазнами и достижениями. Он надолго сформировал в массовом сознании типичный образ поэта, приучил тысячи людей читать стихи, но и задал определенные критерии поэзии, создав некий шаблон ее восприятия, закрепившийся в сознании массового читателя. Похоже, закрепившийся надолго.



         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............