15 октября, понедельник  |  Последнее обновление — 15:36  |  vz.ru
Разделы

Предложите режиссёру-новатору снять хохму про ГУЛАГ

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»
Один только слух про «чёрную комедию о блокаде Ленинграда» подтянул под знамёна нового морального скандала всех желающих поразмяться в горячей полемике, оставив далеко за кадром простой вопрос. Подробности...

Доминирование Саудовской Аравии подходит к концу

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Закачался один из столпов глобального миропорядка, установившегося после распада СССР. Чтобы из «искры разгорелось пламя», нужна была правильная искра. И высекла ее Турция. Подробности...

Тарас Шевченко будет декоммунизирован

Виталий Саутёнков, депутат Одесского областного совета VII созыва
Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус: выясняется, что в список запрещенной литературы попадает не только почти вся проза, но и множество стихотворений Тараса Шевченко, который оказывается всех их написал на «мове агрессора». Подробности...

    «Союз» с космонавтами не долетел до МКС

    Во время старта с Байконура ракеты «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» с космонавтами произошла авария носителя. Членам нового экипажа МКС пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане. Космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг не пострадали
    Подробности...

    Умерла Монсеррат Кабалье

    В Барселоне на 86-м году жизни скончалась всемирно известная оперная певица Монсеррат Кабалье. Она до последних дней продолжала выступать на сцене. С самого начала карьеры ее любили за яркий голос и характерную манеру исполнения
    Подробности...

    Умер Роман Карцев

    Ушел из жизни советский и российский артист, актер эстрады, театра и кино Роман Карцев. Карцев выступал в дуэте с Виктором Ильченко, снимался в кино и служил в Московском театре миниатюр. Около двух месяцев назад 79-летний артист перенес инсульт
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:На вокзале в Кельне захватили заложника

        Главная тема


        Франция ответит за устроенную в Тихом океане радиационную катастрофу

        «должно внушать страх»


        Жириновский предложил название для С-700

        «последствия опаснее всего»


        Лукашенко озвучил свою позицию по поводу раскола православия

        фильм «Праздник»


        Режиссер Красовский попытался оправдаться за комедию о блокадном Ленинграде

        Видео

        «Можем всю планету закрыть»


        Коротченко прокомментировал слова Жириновского про С-700

        прожиточный минимум


        Уволенная после скандала саратовский экс-министр получала помощь из бюджета

        раскол православия


        Какие инструменты для защиты украинских православных есть у Москвы

        общественное мнение


        Как относиться к комедии про блокаду Ленинграда

        нефтяные проблемы


        В переговорах России и Белоруссии не решен ключевой вопрос

        «наградная бестолковщина»


        Дометий Завольский: Медали Минобороны напоминают склеенные кое-как открытки к 23 Февраля

        «трагедия русского языка»


        Егор Холмогоров: Большевики и Петр Великий хотели перекрыть дорогу к знаниям

        «атака укро-павианов»


        Игорь Мальцев: Девушки с канала «Россия» – это девушки из кремня и стали

        на ваш взгляд


        Как государство должно наказать футболистов Кокорина и Мамаева?

        Корневая рифма

        У Евгения Евтушенко, автора формулы «Поэт в России больше, чем поэт», опять юбилей

        18 июля 2008, 20:00

        Текст: Олег Рогов

        Версия для печати

        Евгений Евтушенко встречает свой юбилей в хорошей форме. В рамках этого события – турне по России с мюзиклом, презентация новой многотомной антологии «Десять веков русской поэзии». Эта активность закономерна, она представляет собой следствие поэтической стратегии, выработанной за несколько десятилетий. Чтобы понять систему, которая позволяет ей успешно функционировать, стоит обратиться к главным аксиомам, определяющим феномен Евтушенко.

        Слагаемые успеха

        Парадокс, но Евтушенко уже полвека назад выработал и успешно воплотил творческую стратегию существования литератора в условиях рынка. Разумеется, тогда никаким рынком и не пахло, но эта схема успешно работала. На нее в свою очередь работал интерес к поэзии массового читателя, который не идет ни в какое сравнение с днем сегодняшним.

        Это прежде всего предельная актуальность поэзии Евтушенко. Он отзывался не только на главные политические события, но и часто писал на злобу дня. В принципе, глядя на новостные заголовки любого раздела газеты ВЗГЛЯД, можно себе представить возможные стихи Евтушенко по этим информационным поводам.

        Второе качество его поэзии – ее понятность и доступность любому читателю. В то же время к началу его творческой карьеры им был выработан своеобразный стиль, который был для официальной поэзии новаторским. На фоне гладкописи 50-х годов ритмика и рифмы Евтушенко были необычными, но в то же время не авангардными. Читатель понял, что появился новый поэт и он куда более адекватен новому времени, чем сугубый официоз.

        Творчество Евтушенко очень пафосно в том, старом значении этого слова. Поэту до всего есть дело, у него есть четкая гражданская гуманистическая позиция, которую он постоянно доносит до читателей через реакцию на те или иные события, будь это происшествия глобального масштаба или сугубо бытовые проявления. В мире не существует мелочей, до которых поэту нет дела.

        Еще одна важная составляющая – элемент шоу. Термин «эстрадная поэзия» был очень удачен и точно отражал как читательский интерес, так и привнесение в общение с публикой элементов театрализованного представления. Собственно, мюзикл «Идут белые снеги», который поэт накануне своего юбилея представляет на российской сцене, является закономерным продолжением того направления презентации творчества, которое было заявлено в оттепельную пору. Теперь поэту аккомпанируют видеоряд и музыкальные номера.

        Евтушенко всегда был, что называется, ньюсмейкером. Окололитературная публика живо обсуждала его романы, женитьбы и разводы. Он с удовольствием рассказывал в интервью и своих произведениях о встречах со знаковыми фигурами современности, будь это военные, политики или творческая элита самых разных стран. Общественность жадно ловила протестные нотки в его стихах и тиражировала западные публикации, невозможные в СССР по идеологическим причинам. Евтушенко неоднократно выступал в защиту диссидентов, и западные радиостанции знакомили с этими текстами своих радиослушателей.

        Творчество Евтушенко тяготеет к экстенсивности, захватывая смежные области искусства. Это не только более-менее традиционные для поэта проза и критика, но и фотография, режиссура и актерская работа. В этом контексте тотальной активности Евтушенко уже не вызывает удивления желание Пазолини снять его в роли Иисуса Христа.

        В этом же ключе следует рассматривать и просветительскую деятельность поэта. Имеются в виду его антологии. У всех поэтов, наверное, есть тяга к жанру «мой Пушкин», но Евтушенко стремится охватить всю российскую поэзию. Сначала это «Строфы века», теперь «Десять веков русской поэзии». В его системе координат стремление представить свой вариант развития отечественной поэзии и личное видение ее вершинных достижений выглядит вполне закономерно.

        Стремление влиять на ход истории, вмешиваясь в дела совсем не литературные, – тоже характерно для поэта. Это влияние может быть выражено как озвученной гражданской позицией, так и поэтическим откликом. Например, Евтушенко обращается с новогодним поздравлением к президенту и прилагает к нему стихи, в которых возмущается поощрением антигрузинских настроений в России.

        Идеальным временем для поэта стала перестройка, вторая «оттепель», вторая молодость. Оказалось, что в стол писалась масса текстов, что слова «гласность» и «застой» были им отрефлектированы в стихах за много лет до их широкого бытования. Гражданская активность привела Евтушенко в депутатский корпус – в те времена словосочетание «народный депутат» еще имело какой-то смысл.

        Вскоре оказалось, что жизнь резко отличается от наших о ней недавних представлений. Поэзия отошла на самый край читательского внимания, массовый читатель сократился в числе и стал предпочитать массовую литературу, а Евтушенко отправился преподавать русскую литературу американским студентам.

        Его книги продолжали издаваться, пусть не с такой частотой, как в 60-е или 70-е годы. Но интервью с оценкой злободневных событий, на которые так щедра недавняя история, появлялись регулярно. И бессмысленно вспоминать о советской пропаганде, которой в свое время отдал дань Евтушенко, класть на разные чаши весов «Партбилеты» и «Танки идут по Праге». И то и другое – части одного образа, который не то чтобы чуждался противоречий, наоборот, уверенно декларировал их наличие как неотъемлемое свойство творчества.

        Все созданное Евтушенко – удивительный портрет эпохи с ее соблазнами и достижениями. Он надолго сформировал в массовом сознании типичный образ поэта, приучил тысячи людей читать стихи, но и задал определенные критерии поэзии, создав некий шаблон ее восприятия, закрепившийся в сознании массового читателя. Похоже, закрепившийся надолго.



         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............