Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
24 сентября 2007, 22:49 • Культура

Изобретение нового языка

Режиссер-вуайерист учит, как подглядывать

Изобретение нового языка
@ sf360.org

Tекст: Ксения Щербино

Пеннебейкер считается одним из основателей направления «прямого кино» (cinema-verité), характеризующегося желанием режиссера правдиво отражать реальность.

– Почему именно документальное кино? У нас в России люди большей частью считают его мертвым, неинтересным зрителю жанром.
Крис Хегедус: Все зависит от фильма.
Ди-Эй Пеннебейкер: Вы, наверное, думаете, что документальное кино – это обязательно пропаганда?

Для меня документальное кино – всегда немножко вуайеризм…

– И пропаганда в том числе.
Пеннебейкер: И у нас в Канаде так было. Знаете, во времена, когда Англия и Франция никак не могли поделить сферы влияния, канадцы метались, можно сказать, между молотом и наковальней. Но на самом деле сама идея документального кино – именно в его независимости. В точке зрения автора. Это противостояние художественного и документального кино чем-то похоже на противостояние прозы (романов) и поэзии. То есть прозу прочесть может любой, а поэзия – всегда на любителя. Что такое художественное кино? Шоу-бизнес, индустрия развлечений, раскрученные актеры – проплаченный наперед оркестр, которым заправляют продюсеры и финансисты. Туда же сколько денег вложено – их отбивать надо. А значит, и дирижер у оркестра найдется.
Хегедус: На самом деле само разделение на «художественное» и «нехудожественное» кино в корне неверно. Разве документальные фильмы – не художественные? Не игровые? Не развлекательные? Все зависит от того, о чем, что и как снимать. Мне кажется, документальное кино более реальное, более честное, правдивое, более искреннее. Когда мы смотрим художественный фильм, мы знаем, что в нем снимались актеры. Им дали текст, они прочли его, прочувствовали, разыграли – но они не проживали эту жизнь, они только на секундочку притворились. Make-believe заменяет реальность, правду. А документальное кино позволяет проникнуть в чужой мир по-настоящему, не разыгрывая его специально на публику, не заставляя кого-то переживать то, что в своей жизни он, наверное, никогда бы и не почувствовал. Поэтому для меня документальное кино – всегда немножко вуайеризм.

– А у нас бытует мнение, что документальное кино как-то больше с новостями связано, а не с чужой жизнью. Что оно более информативно, менее эмоционально.
Хегедус: Ну что вы, для нас каждый документальный фильм – прежде всего трагедия личности. Ну или комедия. В любом случае это прежде всего сильная, яркая история, в которой главное действующее лицо – Человек с большой буквы. Не просто человек – миф. История, рассмотренная в развитии, с непременной кульминацией, нагнетанием эмоций. А как же без этого? В документальном, как и в любом другом, кинематографе очень важна работа с людьми. Мы ничего не додумываем за человека, мы проживаем его жизнь вместе с ним, а не за него.
Пеннебейкер: С этой точки зрения наши фильмы напоминают мне пьесы Чехова. Эскизы, зарисовки. Художественные фильмы – непременно со знаменитостями в дорогих костюмах, словно дорогие исторические постановки. А в документалистике человек остается фактически голым наедине с камерой, он не просто открывается, он открывает сам себя.

В большинстве своем наши фильмы «пришли» к нам сами
В большинстве своем наши фильмы «пришли» к нам сами

– Значит, документальное кино ближе к театру, чем художественные фильмы?
Пеннебейкер: Да, документальное кино в большей степени драматургично. Аскетичная драматургия, я бы сказал. Без лишних спецэффектов, без отвлекающих внимание деталей.

– Вы никогда не хотели снимать художественное кино?
Пеннебейкер: Сложно сказать. Снимая документальное кино, ты всегда можешь сказать: да, я знаю этого человека. В художественном кино – никогда. Сам человек никогда не бывает действующим лицом. Словно двойной слой защиты: ты смотришь, скажем, боевик и знаешь, что на самом деле с этим человеком, который сейчас исполняет роль, ничего не происходило. Его не пытали, не убивали, за ним не гонялись, он ни за кем не гонялся.
Хегедус: В то время, когда я начинала, в кинематографе было так мало женщин, особенно в Голливуде. Я видела, что там снимают, как рассказывают истории. И почувствовала, что в документальном кино самые настоящие, самые правдивые истории.

– А что вы скажете про противостояние Голливуд – независимый кинематограф? У нас как-то бытует мнение, что Голливуд снимает кино красочное, но массовое, а вот интеллектуалы должны ценить авторское, европейское или независимое американское кино.
Хегедус: В большинстве случаев так оно и есть. На самом деле и раскрученные режиссеры снимают иногда хорошее кино. Хотя, к сожалению, хорошее кино почему-то всегда остается вне Голливуда.
Пеннебейкер: Тут следует отдельно упомянуть тех режиссеров, которые находятся одновременно и в Голливуде, и вне его. Они работают в Голливуде – там хорошо платят. Это и к актерам относится – в голливудской махине работают для денег, а не для души.

– Не только в Голливуде. Деньги, к сожалению, стали основным двигателем любой профессии.
Пеннебейкер: Что греха таить, мы все завязаны на деньгах. Независимым кинорежиссерам намного сложнее найти финансирование для своих проектов.
Правда, нужно сказать, что качество кассет, качество записи и вообще технического сопровождения настолько возросло, что снимать стало намного легче. Качественную запись могут позволить себе даже те, кто совсем ограничен в бюджете. Снимать кино стало дешево.

Остается, конечно, вопрос дистрибьюции – к сожалению, независимое кино покупают мало. Но уже сама возможность снимать – большой шанс для новичков. 20 лет назад о таком и подумать было невозможно, а сейчас столько новых имен – и все благодаря новым технологиям!

– А как, кстати, вы пришли в кинематограф?
Пеннебейкер: Очень просто. Я подумал: а почему бы и нет? Чем режиссер хуже любой другой профессии? Творческой профессии, я имею в виду. У меня были приятели – писатели, художники, а однажды я подумал: я тоже так могу! В моей нью-йоркской квартире был проектор, и на выходных мы собирались и смотрели старые фильмы.

По образованию я инженер – получил диплом в Йеле. Но мне быстро разонравилось. Сначала я думал, что смогу быть писателем, но обнаружилось, что Френсис Скотт Фицджеральд из меня никудышный. Вместо этого я постепенно втянулся в мир независимого кинематографа.
Хегедус: А я начинала не как режиссер, а в техническом отделе. 80-е годы – тогда как раз пришелся пик всяких разных движений, феминизма в том числе. И я поняла, что по-старому, «гладкое» кино снимать уже невозможно. Бессмысленно делать обычные фильмы. Так и получилось, что я стала документалистом – в поисках вдохновения, что ли.

Случаются столкновения – мы диаметрально расходимся в том, каким должен получиться фильм
Случаются столкновения – мы диаметрально расходимся в том, каким должен получиться фильм

– О вдохновении: а как рождаются ваши фильмы?
Пеннебейкер: В большинстве своем наши фильмы «пришли» к нам сами. В прямом смысле слова. Друзья рассказывают нам какую-нибудь историю, что произошло с ними, или с их друзьями, или они видели в новостях. И вот тогда, если мы чувствуем, что нам это интересно, что мы можем, мы начинаем расследование.

Основная сложность документального кинематографа – в невозможности управлять историей, сюжетом. Мы следуем за человеком, за его рассказом.

Иногда с этим сопряжены определенные трудности. Нельзя скорректировать ритм жизни с ритмом кино. Но вместе с тем именно документальное кино представляет собой тот самый общий язык, который понятен всем людям. Мы говорим на разных языках, в каждой стране на своем, но в кино все говорят одинаково. Визуальный ряд одинаков для всех людей – каждому ясно, о чем фильм, о чем он говорит, в чем его идея.

Мне кажется, смысл независимого кинематографа в том, что режиссеры изобретают новый язык, который понятен в каждой стране.
Хегедус: Одна из первых съемок, в которых я участвовала, проходили в госпитале. Огромный опыт для меня, просто огромный. У нас в США студенты-медики попадают в госпиталь только через несколько лет обучения, до этого все теорию изучают. А тут я смогла увидеть все своими глазами, погрузиться в чужой мир, который просто так, с улицы, не увидишь.

– Может быть, вопрос слишком личный, но тем не менее. Повлияла ли ваша встреча на ваше творчество?
Пеннебейкер: Конечно повлияла! Я влюбился!
Хегедус: Для меня наши отношения – это прежде всего длительное и плодотворное сотрудничество, какое редко встретишь.

В документалистике никогда не знаешь, что случится. Особенно в монтажной. Но это замечательно, когда есть кто-то, кто сможет тебя поддержать.

– А столкновений в монтажной не случалось?
Хегедус: Постоянно.
Пеннебейкер: Творческие энергии ревностно относятся к собственным произведениям.
Хегедус: Случаются столкновения – мы диаметрально расходимся в том, каким должен получиться фильм. Но самое главное, что мы сходимся в том, какой должна быть опорная структура персонажа и истории, в каких-то главных ключевых моментах. Это в результате и сводит на нет все разногласия.

– Каковы ваши чувства по поводу приезда в Россию?
Пеннебейкер: Ну, начнем с того, что я здесь не в первый раз.
Хегедус: Ты же дважды приезжал, в 1959-м и 1961-м, да?
Пеннебейкер: Да, мне была интересна Россия, русская культура. Не та русская литература, которой было модно увлекаться среди западных интеллигентов, – вам каждый может рассказать о том, что он переживал, читая Толстого или Достоевского. Я же хотел увидеть ту землю, ту атмосферу, в которой творилась литература, оказавшая такое влияние на наш мир. Скажу сразу, впечатление оказалось совершенно неожиданным. Абсолютно другим, не таким, как я думал.

– Лучше или хуже?
Пеннебейкер: Сложно сказать. Просто другим. Как для кинематографиста для меня это был полезный опыт – новая аудитория у фильмов, в конце концов. Мне было интересно, как русские будут реагировать на мое творчество. Я сам видел русское кино, мне понравилось, но как русским – американское? Поэтому во второй раз взял с собой пленку с записью Джимми Хендрикса – у вас же он был чуть ли не запрещен, да? – и все думал, захотят ли люди смотреть мое кино?
Хегедус: Всегда приятно познакомиться с новыми людьми. Мне кажется, это должно быть интересно. Один из представленных фильмов – взгляд Пенни на то, какой была выставка в Москве в 1959 году. Очень, надо сказать, романтичный взгляд.
Пеннебейкер: Экспрессивной и прекрасной – вот какой мне казалась тогда эта выставка. Москва произвела на меня впечатление огромного города – я вырос в Нью-Йорке и Чикаго, я знаю, что такое большой город, но Москва – и правда город контрастов. С одной стороны, метро мне показалось очень восточным… И еще старый грузинский ресторан, он, наверное, до сих пор есть? А с другой – пить шампанское на крыше могут только очень западные люди. И это здорово.

..............