Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).
14 комментариевЕго современники
80 лет Ростроповичу
Юбилей Мстислава Ростроповича - хороший повод задуматься о роли личности в истории. Хотя сам Ростропович музыки практически не писал, десятки заметных сочинений второй половины ХХ века появились на свет благодаря ему. Сколько ни называй Ростроповича гениальным виолончелистом и дирижером, все будет мало: речь идет о большем - о соавторе величайших композиторов ушедшего столетия.
В центре музыки
Схватил виолончель, и мы полетели. Я не хотел рекламы. Просто я хотел поиграть непременно у рассыпающейся стены музыку Баха
В исполнительском искусстве ХХ века, возможно, нет другой такой фигуры, которая бы до такой степени находилась в центре музыкального процесса.
О том, как на них повлиял Ростропович, в эти дни говорят Гидон Кремер, Юрий Башмет, Вадим Репин, Валерий Гергиев, Наталия Гутман, Максим Венгеров, Давид Герингас, Александр Рудин, Борис Покровский, Александр Сокуров и многие другие.
Уникальная личность Ростроповича была и остается примером для нескольких поколений музыкантов - и тех, кому посчастливилось с ним работать и у него учиться, и тех, для кого он уже легенда.
Гениальный виолончелист, которому посвящали свои шедевры Шостакович, Прокофьев, Бриттен, Лютославский, Мессиан, Шнитке и десятки других выдающихся композиторов ушедшего столетия; незаурядный дирижер, под чьим управлением по-новому зазвучали симфонии Шостаковича, оперы Чайковского и Мусоргского; пианист, просветитель, общественный деятель, гражданин мира - любых слов не хватит для того, чтобы охарактеризовать личность Мстислава Ростроповича, отмечающего юбилей.
Самое совершенное творение Ростроповича - его биография; если любимым композиторам юбиляра - Шостаковичу и Прокофьеву - была дана исключительно "выстроенная" судьба, то Ростропович унаследовал от своих учителей, наряду с частицей их гения, и эту стройность пути.
Каждый его этап, как кажется сегодня, был закономерным и неизбежным: разве можно представить себе Ростроповича, который ограничился бы только виолончелью, Ростроповича, в чьей биографии не было бы дружбы с Солженицыным и участия в защите Белого дома в 1991 году?
Нельзя забыть и о том, как Ростропович, узнав о падении Берлинской стены, примчался на ее обломки с другого конца света.
"Схватил виолончель, и мы полетели. Я не хотел рекламы. Просто я хотел поиграть непременно у рассыпающейся стены музыку Баха".
Крайне соблазнительно расценить этот шаг как чистую саморекламу, особенно после трогательного признания: "Я знал, что из этого можно сделать дешевую рекламу. Поэтому я решил играть инкогнито. Но забыл взять... стул! Пришлось зайти в какой-то дом и попросить стул. И тогда народ уже пошел..." Однако можно объяснить шаг Ростроповича и проявлением той "всемирной отзывчивости", о которой писал Достоевский в связи с Пушкиным.
Совершенность творения
Ростропович всегда стремился к преодолению невозможного, будто находя удовольствие в непрерывном повышении планки |
В 27 женился на солистке Большого театра, красавице Галине Вишневской (будто бы на пятый день знакомства); в 30 с небольшим был мировой звездой. Для него стали писать Мясковский, Вайнберг, Тищенко, Бриттен, Уствольская, Книппер, Кабалевский, Борис Чайковский, Арам и Карэн Хачатуряны, а позже и зарубежные композиторы: Лютославский, Пьяццолла, Пендерецкий, Мессиан, Тояма, Берио и многие другие.
Ближе к сорока годам Ростропович обратился к дирижерской деятельности, под его управлением в Большом театре шли "Евгений Онегин", "Война и мир". Подобное стремление ко всеохватности роднит Ростроповича с его частым партнером Геннадием Рождественским - также первым исполнителем сотен классических и современных произведений, одним из лучших интерпретаторов Шостаковича и Прокофьева.
Определенное сходство между ними сохраняется и в последние годы: в 1998 году Ростропович до того обиделся на столичную прессу, что решил больше не выступать в Москве. Через пару-тройку лет схожая история повторилась с Рождественским, когда тот, возглавив на короткое время Большой театр, бросил основные силы на борьбу с прессой.
Тогда же Рождественский отменил несколько концертов подряд, ссылаясь на то, что оркестры не были готовы к выступлению; в 2005 году по аналогичным мотивам отказался участвовать в премьере "Войны и мира" Ростропович, хотя Большой театр затеял эту постановку в первую очередь именно ради него.
Отрадно, что оба музыканта смогли забыть былые обиды минувшей осенью, когда отмечался юбилей Шостаковича. В день столетия композитора в Большом зале консерватории Ростропович продирижировал
Первым скрипичным концертом и Восьмой симфонией, а в Большом театре под управлением Рождественского прошла опера "Леди Макбет Мценского уезда". Масштаб обоих событий без преувеличения можно назвать эпохальным - уже восемь лет Ростропович не выступал в Москве, и пять лет, как Рождественский расстался с Большим театром.
- Полжизни за литургию
- Последний летописец
- Мир не молится за них
- Так говорит председатель
- Моцарт надевает джинсы
Когда-то оба, пусть и в разной степени, конфликтовали с властью; сегодня и Рождественский, и Ростропович, хотя живут в основном за рубежом, отмечены на родине высшими государственными наградами.
В интервью последних лет Ростропович не устает хвалить политику президента Путина, и тот не остается в долгу, навещая Ростроповича в больнице.
Но вся эта мирская суета оказывается неважной на фоне музыкальных заслуг Ростроповича: лишь благодаря ему появились на свет поздние произведения Прокофьева, виолончельные концерты Шостаковича, две оперы Шнитке и десятки других несравненных сочинений.
Кажется, что в наше время нет места личностям такого масштаба, однако Ростропович по-прежнему с нами, и мы можем гордиться тем, что нам довелось быть его современниками.