Взгляд
23 сентября, четверг  |  Последнее обновление — 20:13  |  vz.ru
Разделы

Эрдоган ведет игру против всех

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай", научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Будет ли эрдогановская Турция для России комфортным партнером? Нет, не будет, потому что уж если самостоятельность – то от всех. Но в современном мире с удобными партнерами вообще проблемы. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

«Оппозиция» для Запада – это представители колониальной администрации

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
США и ЕС волнует не судьба демократии в России. Если бы у нас сидел прозападный диктатор – ему бы там стоя аплодировали. Их интересует контроль над внешней политикой России, а как минимум частично – и над внутренней. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Вашингтон приступил к закату Европы в ручном режиме

Дмитрий Дробницкий
Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Много говорится о расколе Запада, о потере доверия и о «недопустимом» и «несоюзническом» поведении. Но из-за чего? Из-за нескольких подлодок? Из-за денег? Дело тут вовсе не в субмаринах, не в миллиардах долларов и не в очередном хамском поступке США, а в чем-то гораздо более существенном. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Вулкан Кумбре-Вьеха превратил в ад один из Канарских островов

На испанском острове Пальма в Атлантическом океане продолжается извержение вулкана Кумбре-Вьеха. Есть опасения, что потоки лавы достигнут побережья и смешаются с водой, что может спровоцировать взрывы и выбросы вредных газов. На данный момент лава покрыла 154 гектара земли, разрушены сотни зданий
Подробности...

Стрельба в Пермском госуниверситете унесла жизни шести человек

На территории Пермского госуниверситета один из учащихся открыл стрельбу по окружающим. По последним данным, погибли шесть человек, еще 24 получили ранения и травмы – в панике студенты прыгали из окон. Известно, что преступник владел оружием на законных основаниях
Подробности...

Вместо «ямы на Павелецкой» появился футуристический ландшафтный парк

Перед Павелецким вокзалом в центре Москвы открылась благоустроенная территория и ландшафтный парк с амфитеатром, площадью и фонтаном. Таким образом, завершается один из самых известных столичных долгостроев. В ближайшем будущем здесь же начнет работу подземный торговый комплекс с паркингом
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Президент Сербии призвал к ответу НАТО и ЕС в связи с инцидентом с сербами в Косово

    Главная тема


    ВМФ России исправил большую ошибку прошлого

    «выпадает из тройки»


    Политолог объяснил обвинения РФ в «газовом шантаже» со стороны кандидата в канцлеры ФРГ

    главный конструктор


    Умер один из создателей советских атомных подлодок Радий Шмаков

    сезон грибов


    Микологи назвали Россию лидером по сбору мухоморов в мире

    Видео

    отравление «Новичком»


    Зачем Британии понадобился новый фигурант по делу Скрипалей

    транзитный трубопровод


    Высокие цены на газ использовали для атаки на «Северный поток – 2»

    ПРО «Железный купол»


    Израиль вооружит арабов с хитрым расчетом

    доктор Хайдер


    СССР делал героев из американских преступников и сумасшедших

    покушение на Шефира


    Зеленский получил шанс пойти путем Сталина

    привычные процедуры


    Сергей Миркин: Донбасс на выборах в Госдуму дошел до середины Рубикона

    танцы с бубнами


    Геворг Мирзаян: Кто первым выйдет из Минских соглашений

    железная воля


    Елена Кондратьева: Немодный русский дух профессора Сыромятникова

    на ваш взгляд


    Кто должен определять единый стандарт зарядок для телефонов?

    Завтрашнее похмелье уже сегодня

    Кажется, просвета нет. Но посланцы заранее предупреждены о том, что десяток праведников на планете есть    8 августа 2006, 11:28
    Фото: artist-3d.com
    Текст: Роман Арбитман

    В прошлом веке, если верить Борису Слуцкому, физики у нас были в почете, а лирики в загоне. В жанре фантастики эта ситуация была типична примерно до начала 90-х годов, но затем тележка с яблоками перевернулась и некогда периферийное фэнтези, став у нас главным, задавило «твердую» science fiction. Однако НФ не умерла совсем. Отнюдь, загнанная в жанр фантбоевика, футур-триллера и «технологической» антиутопии, взяв на вооружение атрибутику киберпанка, НФ добирается до читателя... К добру ли это? К худу? Бог весть.

    В серии «Абсолютное оружие» издательства «Эксмо» вышел роман Владимира Михайлова «Может быть, найдется там десять?» – произведение из цикла, начатого ровно 30 лет назад романом «Сторож брату моему».

    Все будет хорошо! (Владимир Михайлов)

    В серии «Абсолютное оружие» издательства «Эксмо» вышел роман Владимира Михайлова «Может быть, найдется там десять?»
    В серии «Абсолютное оружие» издательства «Эксмо» вышел роман Владимира Михайлова «Может быть, найдется там десять?»

    Согласно стержневой фабуле мир будущего (технически развитый, но лишенный пассионарности) нуждается в героях: только их, готовых в нужный момент проявить жесткость, можно послать к далекой звезде. Та вот-вот может превратиться в Сверхновую и спалить все живое, в том числе и на Земле.

    Чтобы загасить чужое солнце, набирается команда из жителей предшествующих эпох: капитан Ульдемир жил в советской Латвии, Уве-Йорган был асом люфтваффе, Никодим – средневековым иеромонахом, Георгий – воином из Спарты, Гибкая Рука – американским индейцем, а Питек – первобытным человеком. Всех их «выдергивают» из своего времени за секунду до их насильственной смерти и, предварительно обучив, предлагают поработать на благо цивилизации. Тем более что от них требуются решительные действия и минимум рефлексии. Потому-то, кстати говоря, нашим героям в финале «Сторожа...» лишь чудом удается не наломать дров и не совершить непоправимого. Урок пошел героям впрок.

    В романе 1983 года «Тогда придите, и рассудим» экипаж Ульдемира вновь реанимирован и отправлен с новым заданием – предотвратить глобальную войну цивилизаций. После значительного перерыва цикл был продолжен романами «Властелин» и «Наследники Ассарта», где герои вновь спасают мир от хаоса и энтропии.

    Новый роман «Может быть, найдется там десять?» – это история пятой миссии уже слаженного миротворческого коллектива. Название пятого романа, как и в первых двух случаях, отсылает читателя к Библии. Когда Бог задумал истребить Содом и Гоморру, Авраам стал умолять Господа пощадить эти города, если там найдется некоторое число праведников. Сперва речь шла о пятидесяти, под конец хитрый Авраам все уменьшал ставки, пока не дошел до десяти. «Да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять праведников?» Бог сказал: «Не истреблю и ради десяти». Но и десятка праведных не нашлось, и города были разрушены. Теперь эта участь может ожидать планету Альмезот.

    Российские беды начала третьего тысячелетия на Альмезоте доведены до предела. В душах аборигенов торжествует Холод; людей, не озабоченных одной грубой наживой и способных вести духовную жизнь, осталась горсточка – и те вот-вот будут уничтожены. В этом случае планета обречена. Экипаж Ульдемира послан на выручку. Прибыв на место, герои убеждаются в гнусности местной жизни: все матчи – договорные, все экзамены в вузах – купленные, все судьи подмазаны, все банкиры продажны, а граждане в массе своей жадны и бездуховны. Кажется, просвета нет. Но посланцы заранее предупреждены о том, что десяток праведников на планете есть. Стоит их собрать вместе – и мрак рассеется, а мир будет спасен. Но у местного властителя, человеконенавистника Омниарха совсем иные планы...

    К сожалению, пятый роман далеко не лучший в цикле. В первых книгах было достаточно и рассуждений с описаниями, и действий; в нынешнем – явный крен в сторону первых, а драйва минимум. Из пятисот страниц едва ли не половина отведена на авторские пространные философствования. Хорошо, что Михайлов моралист, но плохо, что он морализирует сверх меры, отчего текст переполнен обволакивающей риторикой. Саспенса нет, драйва минимум, победа Добра предсказуема, а то, что недостающим десятым человеком станет местная домовладелица Вирга, делается ясно уже всем читателям, только не Ульдемиру... Впрочем, тем из читателей, кто собирает всю серию книг о капитане У. и его команде, следует купить и эту книгу, чтобы поставить ее на полку. Михайлов – профессиональный писатель и прежних навыков не утратил. По крайней мере десяток хороших страниц в книге найдется. Возможно, это основание для того, чтобы не зачеркивать роман целиком. Надо учиться гуманности у Творца.

    Нас всех тошнит (Илья Новак)

    Недаром, например, в послесловии к роману Ильи Новака «Демосфера» говорится вполне откровенно, даже с неким восхищением: «Автору, по сути, плевать на читательские массы»
    Недаром, например, в послесловии к роману Ильи Новака «Демосфера» говорится вполне откровенно, даже с неким восхищением: «Автору, по сути, плевать на читательские массы»

    По мысли составителей серии «Другая сторона» издательства «Форум», должна существовать альтернатива массовидным фантастическим «стрелялкам» и «бродилкам». Идея правильная, но порою воплощается в произведения, для чтения не предназначенные. Недаром, например, в послесловии к роману Ильи Новака «Демосфера» говорится вполне откровенно, даже с неким восхищением: «Автору, по сути, плевать на читательские массы». Впрочем, и на читателя грамотного, морально готового ко всяким авторским кунштюкам Илье Новаку тоже в значительной мере плевать.

    Писатель делает все возможное, чтобы превратить сам процесс чтения в физический труд вроде перемещения вручную каменных глыб. О месте и времени действия (планета Земля, не очень близкое будущее) автор сообщает брезгливой и невнятной скороговоркой. «Государств никаких не осталось, лишь Сотрудничество автономных областей». Власть принадлежит крупным корпорациям, которые играют друг с другом в непонятные игры (в силу сложности этих игр непонятны они уже давно и самим игрокам). «Вторая природа» бурно развивается (грань между механизмом и живым существом почти стерлась), а о том, что сталось с бывшей «окружающей средой», автор высокомерно умалчивает (ясно, что ничего хорошего).

    Столь же бегло и брезгливо обрисованы и три главных героя этого квеста. Данислав Серба, агент корпораций, послан для сбора информации. Тринадцатилетний террорист-экстремист Шунды Одома, возглавляющий движение дерекламистов (борются, надо полагать, с агрессивной наружной рекламой), желает отомстить за брата и сестру. Профессиональный киллер Жиль Фнад получает задание мочить всех, чем периодически и занимается... Впрочем, главные персонажи, которых автор время от времени передвигает по шахматной доске, Илье Новаку малоинтересны. Главный кайф сам романист получает от описания примочек, приколов и прибамбасов техносферы, и тут-то его мрачная фантазия набирает обороты. Взяв за отправную точку известное изречение Сартра: «Ад – это Другие», писатель творит свой маленький ад, на десятках страниц описывая бесконечных и смертоносных Других. Мелькают люди с колесами вместо ног и аквариумами вместо голов, киберсадисты-экспериментаторы (в поисках истины они занимаются пытками), убойные киборги-аяксы, роботы-платформы, кибернетические рыбы и кибервомбаты.

    Герои продираются сквозь эти жужжащие, визжащие, шелестящие, хлюпающие, булькающие, разлагающиеся и пожирающие друг друга босховские кошмары, и все лишь для того, чтобы в финале сам автор смахнул фигуры с доски, а доску наподдал ногой. Будь писатель литературно одарен, из его картинок, впрочем, могло бы сложиться нечто вроде мозаичного панно. Беда, однако, в том, что на литературную составляющую Илье Новаку так же плевать, как и на составляющую коммерческую. Фабула то и дело провисает, психологические мотивировки крайне приблизительны, язык мусорный («финт ушами расположит реципиента», «Турби, которой через взгляд передалось томительное волнение» и т. п.). Да, читатель готов поверить, что будущее темно, омерзительно и тошнотворно, однако для этого хватает и десятка страниц. Но в книге их без малого три сотни, и найти для трехтысячного тиража три тысячи мазохистов – непростая задачка для книгопродавцев.

    Что-то странное грядет (Сергей Жарковский)

    Роман Сергея Жарковского «Я, Хобо: Времена смерти»
    Роман Сергея Жарковского «Я, Хобо: Времена смерти»

    За пределами Москвы и Санкт-Петербурга фантастику в нынешней России издают редко. Волгоградское издательство «ПринТерра-Дизайн» продемонстрировало благородное безумие, основав серию «Фантастический проект». Игра, однако, стоила свеч: именно в этой серии увидело свет одно из самых необычных НФ-произведений последнего десятилетия – роман Сергея Жарковского «Я, Хобо: Времена смерти». К этому тексту можно (и нужно) предъявлять претензии, но очевидны два важных момента.

    Первый – автор безусловно талантлив. Второй – текст его с той же безусловностью выламывается из всех мыслимых фантастических форматов. Такого, признаться, ваш обозреватель давно не читал. А может, и не читал вовсе.

    Действие происходит в весьма отдаленном будущем. Космическая Империя, руководимая Землей, посылает к звездам армады космических кораблей – не только для того, чтобы расширить обитаемые пределы Империи, но и с более конкретной (и, естественно, тайной) целью. О цели будет сказано ближе к концу романа, когда и начнется самый action – с высадкой десанта, захватом заложников, обретением Тайного Знания и пр. и пр. Но, пожалуй, дело не только в хитросплетениях сюжета. Дело в необычайной плотности, осязаемости мира, описанного Сергеем Жарковским.

    Как известно, будущее легко воображать в самом общем смысле – на уровне концепций, но чрезвычайно трудно воссоздавать на уровне конкретики: во что люди будут одеты, как будут разговаривать, как будут себя вести и (что немаловажно для читателя) насколько они окажутся похожи – или непохожи – на наших современников. У Жарковского в романе немало писательских просчетов. Тут и невнятный вязкий пролог, и преамбула, дорастающая до середины книги, и обилие однообразных сносок, чья ценность рецензенту кажется сомнительной... Несомненно другое: автор знает описанный им мир до винтика, до последнего клапана на скафандре. Уже через полсотни страниц у читателя возникает поразительное чувство – как будто он, читатель, случайно подсматривает за абсолютно самодостаточным миром. Читающий может не понимать до четверти слов, но, странное дело, осознавать, что для обитателей этого мира все слова стоят на своих местах; просто для наблюдателя никаких скидок никто не сделает.

    В мир «Хобо» наблюдателю врасти непросто, к тому же Сергей Жарковский не форсирует процесс узнавания, а тормозит его. Но внимательный и терпеливый будет вознагражден стократ. Ближе к финалу пазлы начинают складываться в общую картину. Неважное вдруг становится важным, второстепенное – главным, «ружья» начинают стрелять, и читатель поймет: все, рассказанное ранее, было не зря. Все было сделано с умом, со смыслом, с фантазией. Автор обещает сиквел, где расставит недостающие точки над «i», но, возможно, это и ни к чему.

    В данном случае недосказанность манит сильнее, чем определенность. Реальность, похожая на нашу и в то же время дразняще непохожая, – это лучшее, что сделано Жарковским. То панно, которое не удалось сложить Новаку, получилось у автора «Я, Хобо». По прочтении возникает даже странное чувство, будто мы и вправду прикоснулись к будущему, которое нас обидело. Правда, автор романа в этом как будто и не виноват: он-де прибор, фиксирующий реальность, а не ее конструктор...


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •