Взгляд
20 мая, пятница  |  Последнее обновление — 09:39  |  vz.ru
Разделы

Впервые за 30 лет у русской культуры все самое важное не в прошлом, а впереди

Ольга Андреева
Ольга Андреева, Журналист
Если наша культура хочет вернуть себе саму себя, если она не хочет далее длить этот постмодернистский день сурка, ей придется заново учиться думать, чувствовать, страдать, верить в человека и собственную Родину. Подробности...

Украинцев используют как подопытных кроликов

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Когда кажется, что на Западе идет украинизация, то это вовсе не кажется. Процесс этот тщательно подготовлен и целенаправленно запущен – для обеспечения управляемости западного общества, что становится все более актуально в свете накрывающего весь мир кризиса. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Киев сдает свою нацистскую элиту, как стеклотару

Андрей Медведев
Андрей Медведев, Политический обозреватель
Когда власть – это актеры и продюсеры, то и боевые действия планируются, как сериал. В данном случае – о героях нации, которые даже в подвалах завода воюют с москальскою ордою. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Боевики «Азова» начали сдаваться в плен

256 украинских боевиков сдались в плен на мариупольском заводе «Азовсталь». Среди пленных число раненых составляет 51 человек. Большую часть раненых под конвоем отвезли в больницу города Новоазовска. При этом на заводе все еще остается около двух тысяч боевиков
Подробности...

«Москвичи» – какими они были и могли быть

Мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести московский завод «Рено» на баланс города и возобновить производство автомобилей под брендом «Москвич». Газета ВЗГЛЯД вспомнила, какую продукцию выпускал завод в советские времена, а какие идеи инженеров так и остались в макетах...
Подробности...

Ученые показали первое фото черной дыры в центре нашей галактики

Ученые из международной группы EHT (более 300 исследователей из 80 институтов по всему миру) опубликовали первое в истории фото сверхмассивной черной дыры Стрелец A* (она в 4,3 млн раз тяжелее Солнца) в центре нашей галактики Млечный Путь – на расстоянии 27 тыс. световых лет от Земли
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В офисе Зеленского захотели дерусифицировать Харьков и Донбасс

    Главная тема


    Как Су-27 спас российскую авиацию

    французские сми


    Сверхприбыли Газпрома полностью окупили «Северный поток – 2»

    искоренить понятие «русские»


    В офисе Зеленского захотели дерусифицировать Харьков и Донбасс

    «в «Азовстали» демонов хоронят»


    Военкор Апачев написал песню о победе над нацбатом «Азов» в Мариуполе

    Видео

    бывший канцлер ФРГ


    Создателю «Северного потока» отомстили за верность дружбе с Россией

    «зеленый эксперимент»


    Как советы Греты Тунберг разорили целое государство

    армия и вооружения


    Россия делает ставку на боевые лазеры

    Североатлантический альянс


    Турция потребовала от Запада крупную дань за расширение НАТО

    автомобили Lada


    Россия после ухода Renault сохранит производство современных авто

    имперские амбиции


    Игорь Караулов: «Русофобскую дугу» замкнуть не получится

    субъективные интересы


    Сергей Худиев: Личная выгода на празднике ненависти

    коллективная гибель


    Владимир Можегов: «Коллективный Запад» исчезает на наших глазах

    на ваш взгляд


    Ваше отношение к идее создания всероссийской детской организации?

    Король и его свита

    Стивен Кинг
       14 августа 2006, 15:03
    Текст: Роман Арбитман

    Творчество Стивена Кинга хорошо известно не только в США, но и в нашей стране (где знакомство с творчеством писателя началось в 1984-м, с публикации «Мертвой зоны» в «Иностранке»). Однако до нынешнего года ни одной книги, посвященной этому писателю, у нас не выходило. В этом году их появилось сразу две. Одна, переводная, имеет отношение к главному, по мысли Кинга, его литературному детищу; другая, отечественная, являет собой биобиблиографический очерк всего творчества Кинга...

    Книга американо-канадского исследователя Бева Винсента называется «Темная башня. Путеводитель» (М., АСТ, «Транзиткнига») и незаменима для тех читателей, которые малость заплутали в обширной кинговской гепталогии и нуждаются в толковых подсказках.

    Конструктор Башни

    Обложка книги американо-канадского исследователя Бева Винсента называется «Темная башня. Путеводитель»
    Обложка книги американо-канадского исследователя Бева Винсента называется «Темная башня. Путеводитель»

    Дело в том, что семь романов, включенных в цикл под одним названием, Кинг писал в общей сложности 22 года. Повесть «Стрелок» была им опубликована в 1982 году, а последний роман, подводящий черту под всем циклом, увидел свет на языке оригинала только в 2004 году (у нас – годом позже).

    Бев Винсент рассказывает о том, как истово тормошили Кинга его поклонники, закидывая фантаста письмами и требуя, чтобы он наконец завершил работу; однако и сам Кинг нередко не нуждался в понуканиях, поскольку всю дорогу полагал циклопическую конструкцию «Темной башни» важнейшим своим творением.

    Книга Винсента состоит из 12 глав и приложений. В прологе рассказывается об издательской судьбе ТБ в Штатах, а затем следует подробнейший, обстоятельнейший пересказ фабул всех семи романов. Далее исследователь напоминает о романах, повестях и рассказах, где прямо или косвенно упомянуты мотивы или персонажи ТБ (таких 11). Отдельная глава посвящена персоналиям: в ней сгруппировано все, что читатель цикла может узнать о главных героях, будь то стрелок Роланд Дискейн, антигерой Алый Король или персонаж по имени Стивен Кинг (альтер эго автора вскоре становится сюжетообразующим действующим лицом эпопеи).

    Завершают книгу главы о литературных произведениях, оказавших влияние на Кинга в ходе написания цикла (список их обширен – от поэмы Роберта Браунинга до романов Джоан Ролинг о Гарри Поттере; недаром же Кинг выступил с трогательным обращением к мадам Ролинг, призывая не губить Гарри). В приложениях даны глоссарий и хронология событий, как реальных (связанных с публикациями той или иной вещи), так и вымышленных (речь идет о событиях в мире ТБ). В общем, справочник как справочник, человек старался. Остается добавить, что кропотливый труд мистера Винсента вышел на русском завидным тиражом в 10 тыс. экземпляров...

    Не только про «Башню»

    Обложка книги Вадима Эрлихмана «Король Темной Стороны: Стивен Кинг в Америке и России»
    Обложка книги Вадима Эрлихмана «Король Темной Стороны: Стивен Кинг в Америке и России»

    Тираж работы Вадима Эрлихмана «Король Темной Стороны: Стивен Кинг в Америке и России» (СПб, «Амфора») более чем в три раза меньше, зато охват ее куда шире. «Почему писатель, который никогда особенно не интересовался миром за пределами Америки, завоевал такую известность у русских (а также немецких, испанских, японских и многих иных) читателей? Почему у себя на родине он легко обошел по тиражам и доходам всех именитых коллег?»

    Отвечая на эти вопросы, автор книги – журналист, переводчик, культуролог Эрлихман – нередко уходит область коллективного бессознательного, исследует природу страхов западного человека, но все-таки не в силах рационально объяснить причины популярности Кинга именно у нас (в стране, где иерархия страхов имеет принципиально иной порядок. Там, где обывателя пугают постовой милиционер или сантехник, трудно всерьез испугаться вампиров и зомби; там, где перманентно ломающаяся техника – часть повседневности, невозможно бояться свихнувшегося пылесоса или стиральной машины). Судя по всему, российская любовь к «королю Стивену» проистекает из интернациональной тяги любого человека к «страшилкам» вкупе с осознанием печального факта: никто из наших соотечественников заокеанскому Кингу в этом жанре не конкурент.

    Любопытно, что Эрлихман волею судеб сам оказался у истоков издания Кинга в России – был в числе переводчиков знаменитой серии «Мастера остросюжетной мистики» (издательство «Кэдмэн», г. Жуковский), в рамках которой у нас пиратским способом издавался почти весь ранний Кинг. Самые живые и яркие страницы в книге – автобиографическое отступление о работе «Кэдмэна»; основной же текст достаточно суховат и порой филологически зануден.

    Надо отдать должное автору монографии, он начинает свое повествование не с рождения юного Стиви, а с аварии, в которую Кинг угодил в 1999-м и едва не распрощался с жизнью. Авария эта сыграла огромную роль в судьбе Кинга-человека и особенно Кинга-автора (машина, сбившая писателя, въехала в его творчество и, судя по его последующим текстам, навсегда застряла в этом творчестве всеми четырьмя колесами).

    Четыре пятых дальнейшего повествования Эрлихмана – флеш-бэк, в котором исследователь все-таки возвращается к истокам, подробно выстраивает биографию своего героя (благо американских источников, включая самого Кинга, множество), перечисляет книги, фильмы, пересказывает сюжеты, профессионально оценивает качество переводов – словом, занимается нормальным филологическим делом.

    Фактических ошибок в книге не слишком много. Печально, когда Эрлихман вдруг называет ленинградско-петербургский литературный ежемесячник «Звезда», впервые напечатавший роман «Воспламеняющая взглядом», «армейским журналом» (видимо, перепутал его с газетой «Красная звезда» или журналом «Советский воин»). Обидно, что, рассказывая о недавних мини-сериалах по Кингу – «Королевский госпиталь» и «Жребий Иерусалима», – автор не удосужился их посмотреть, иначе не напутал бы в пересказе (на самом деле доктор Стегман, конечно же, не гибнет в финале «Госпиталя», а вампира Барлоу в «Жребии» играет не Дональд Сазерленд, а Рутгер Хауэр).

    И все же досаднее другое. В отличие от Бева Винсента Вадим Эрлихман не безоговорочный фанат Кинга, он ясно видит и слабые его стороны. Однако из уважения к своему герою автор монографии послушно цитирует кинговские комментарии к «Темной башне», тактично уходя от сути дела: главный, по версии самого писателя, труд оказался не могучим эпосом в духе Толкиена («The Dark Tower», увы, не «The Two Towers»), а собранием разнородных по качеству текстов (порой энергичных, порой невыносимо скучных) с невнятной космогонией и провальным финалом...

    Кстати говоря, сам Кинг, похоже, все-таки догадывается, что «Темная башня», несмотря на объем, недотягивает до его же собственных несомненных шедевров вроде «Мертвой зоны» или «Долорес Клейборн». И потому суждения о том, будто теперь, после «Башни», ее автор совсем завяжет с романами, едва ли верны: не такой Стивен Кинг человек, чтобы примириться с неудачей. У Кинга есть богатый опыт выхода из кризисов.

    Несомненно, Король Темной Стороны еще возьмет реванш.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •