14 декабря, суббота  |  Последнее обновление — 00:23  |  vz.ru
Разделы

Историческая победа Джонсона оказалась в стиле «Недайбог»

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Победу консерваторам в Великобритании принесли не супертехнологии, не манифесты, не обещания, не яркость лидера, не всенародная поддержка – а умелое использование специфики избирательной системы и объединение элит против ключевого участника забега. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Если я в Киеве сомневаюсь, то что говорить о людях за линией фронта?

Александр Скубченко, глава Жилищного союза Украины
Весь мир уже видел, как разобрались в Одессе. Весь мир видит, что власти в стране больше не у Зеленского, а у радикальной улицы. Это и Меркель с Макроном видят. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Ничего мы с немцами не делили

Захар Прилепин, писатель
Даже в России уже выросло целое поколение детей, уверенное в том, что Гитлер и Сталин, два усача, обидели такую хорошую, такую мирную Европу и всем испортили жизнь. Подробности...
Обсуждение: 98 комментариев

    Пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов»

    12 декабря на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел пожар. Возгорание началось во время очередных ремонтных работ на корабле. Число пострадавших достигло 12 человек
    Подробности...

    Умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков

    В мюнхенской клинике Гроссхадерн во время плановой операции на сердце скончался бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Ему было 83 года. По данным СМИ, столичный градоначальник не смог выйти из глубокого наркоза – у него оторвался тромб
    Подробности...

    Выбрана «Мисс Вселенная-2019»

    В американской Атланте прошел 68-й по счету конкурс «Мисс Вселенная». Жюри выбирало самую красивую девушку планеты из представительниц 90 стран мира. Победительницей стала 26-летняя южноафриканка с необычной внешностью Зозибини Тунзи, являющаяся бакалавром технологических наук
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Киев понадеялся на остановку «Северного потока – 2»
         |  vz.ru

        Читайте также

        Король и его свита

        Вокруг да около. Стивен Кинг и его окружение
        Стивен Кинг    14 августа 2006, 15:03
        Текст: Роман Арбитман

        Творчество Стивена Кинга хорошо известно не только в США, но и в нашей стране (где знакомство с творчеством писателя началось в 1984-м, с публикации «Мертвой зоны» в «Иностранке»). Однако до нынешнего года ни одной книги, посвященной этому писателю, у нас не выходило. В этом году их появилось сразу две. Одна, переводная, имеет отношение к главному, по мысли Кинга, его литературному детищу; другая, отечественная, являет собой биобиблиографический очерк всего творчества Кинга...

        Книга американо-канадского исследователя Бева Винсента называется «Темная башня. Путеводитель» (М., АСТ, «Транзиткнига») и незаменима для тех читателей, которые малость заплутали в обширной кинговской гепталогии и нуждаются в толковых подсказках.

        Конструктор Башни

        Обложка книги американо-канадского исследователя Бева Винсента называется «Темная башня. Путеводитель»
        Обложка книги американо-канадского исследователя Бева Винсента называется «Темная башня. Путеводитель»

        Дело в том, что семь романов, включенных в цикл под одним названием, Кинг писал в общей сложности 22 года. Повесть «Стрелок» была им опубликована в 1982 году, а последний роман, подводящий черту под всем циклом, увидел свет на языке оригинала только в 2004 году (у нас – годом позже).

        Бев Винсент рассказывает о том, как истово тормошили Кинга его поклонники, закидывая фантаста письмами и требуя, чтобы он наконец завершил работу; однако и сам Кинг нередко не нуждался в понуканиях, поскольку всю дорогу полагал циклопическую конструкцию «Темной башни» важнейшим своим творением.

        Книга Винсента состоит из 12 глав и приложений. В прологе рассказывается об издательской судьбе ТБ в Штатах, а затем следует подробнейший, обстоятельнейший пересказ фабул всех семи романов. Далее исследователь напоминает о романах, повестях и рассказах, где прямо или косвенно упомянуты мотивы или персонажи ТБ (таких 11). Отдельная глава посвящена персоналиям: в ней сгруппировано все, что читатель цикла может узнать о главных героях, будь то стрелок Роланд Дискейн, антигерой Алый Король или персонаж по имени Стивен Кинг (альтер эго автора вскоре становится сюжетообразующим действующим лицом эпопеи).

        Завершают книгу главы о литературных произведениях, оказавших влияние на Кинга в ходе написания цикла (список их обширен – от поэмы Роберта Браунинга до романов Джоан Ролинг о Гарри Поттере; недаром же Кинг выступил с трогательным обращением к мадам Ролинг, призывая не губить Гарри). В приложениях даны глоссарий и хронология событий, как реальных (связанных с публикациями той или иной вещи), так и вымышленных (речь идет о событиях в мире ТБ). В общем, справочник как справочник, человек старался. Остается добавить, что кропотливый труд мистера Винсента вышел на русском завидным тиражом в 10 тыс. экземпляров...

        Не только про «Башню»

        Обложка книги Вадима Эрлихмана «Король Темной Стороны: Стивен Кинг в Америке и России»
        Обложка книги Вадима Эрлихмана «Король Темной Стороны: Стивен Кинг в Америке и России»

        Тираж работы Вадима Эрлихмана «Король Темной Стороны: Стивен Кинг в Америке и России» (СПб, «Амфора») более чем в три раза меньше, зато охват ее куда шире. «Почему писатель, который никогда особенно не интересовался миром за пределами Америки, завоевал такую известность у русских (а также немецких, испанских, японских и многих иных) читателей? Почему у себя на родине он легко обошел по тиражам и доходам всех именитых коллег?»

        Отвечая на эти вопросы, автор книги – журналист, переводчик, культуролог Эрлихман – нередко уходит область коллективного бессознательного, исследует природу страхов западного человека, но все-таки не в силах рационально объяснить причины популярности Кинга именно у нас (в стране, где иерархия страхов имеет принципиально иной порядок. Там, где обывателя пугают постовой милиционер или сантехник, трудно всерьез испугаться вампиров и зомби; там, где перманентно ломающаяся техника – часть повседневности, невозможно бояться свихнувшегося пылесоса или стиральной машины). Судя по всему, российская любовь к «королю Стивену» проистекает из интернациональной тяги любого человека к «страшилкам» вкупе с осознанием печального факта: никто из наших соотечественников заокеанскому Кингу в этом жанре не конкурент.

        Любопытно, что Эрлихман волею судеб сам оказался у истоков издания Кинга в России – был в числе переводчиков знаменитой серии «Мастера остросюжетной мистики» (издательство «Кэдмэн», г. Жуковский), в рамках которой у нас пиратским способом издавался почти весь ранний Кинг. Самые живые и яркие страницы в книге – автобиографическое отступление о работе «Кэдмэна»; основной же текст достаточно суховат и порой филологически зануден.

        Надо отдать должное автору монографии, он начинает свое повествование не с рождения юного Стиви, а с аварии, в которую Кинг угодил в 1999-м и едва не распрощался с жизнью. Авария эта сыграла огромную роль в судьбе Кинга-человека и особенно Кинга-автора (машина, сбившая писателя, въехала в его творчество и, судя по его последующим текстам, навсегда застряла в этом творчестве всеми четырьмя колесами).

        Четыре пятых дальнейшего повествования Эрлихмана – флеш-бэк, в котором исследователь все-таки возвращается к истокам, подробно выстраивает биографию своего героя (благо американских источников, включая самого Кинга, множество), перечисляет книги, фильмы, пересказывает сюжеты, профессионально оценивает качество переводов – словом, занимается нормальным филологическим делом.

        Фактических ошибок в книге не слишком много. Печально, когда Эрлихман вдруг называет ленинградско-петербургский литературный ежемесячник «Звезда», впервые напечатавший роман «Воспламеняющая взглядом», «армейским журналом» (видимо, перепутал его с газетой «Красная звезда» или журналом «Советский воин»). Обидно, что, рассказывая о недавних мини-сериалах по Кингу – «Королевский госпиталь» и «Жребий Иерусалима», – автор не удосужился их посмотреть, иначе не напутал бы в пересказе (на самом деле доктор Стегман, конечно же, не гибнет в финале «Госпиталя», а вампира Барлоу в «Жребии» играет не Дональд Сазерленд, а Рутгер Хауэр).

        И все же досаднее другое. В отличие от Бева Винсента Вадим Эрлихман не безоговорочный фанат Кинга, он ясно видит и слабые его стороны. Однако из уважения к своему герою автор монографии послушно цитирует кинговские комментарии к «Темной башне», тактично уходя от сути дела: главный, по версии самого писателя, труд оказался не могучим эпосом в духе Толкиена («The Dark Tower», увы, не «The Two Towers»), а собранием разнородных по качеству текстов (порой энергичных, порой невыносимо скучных) с невнятной космогонией и провальным финалом...

        Кстати говоря, сам Кинг, похоже, все-таки догадывается, что «Темная башня», несмотря на объем, недотягивает до его же собственных несомненных шедевров вроде «Мертвой зоны» или «Долорес Клейборн». И потому суждения о том, будто теперь, после «Башни», ее автор совсем завяжет с романами, едва ли верны: не такой Стивен Кинг человек, чтобы примириться с неудачей. У Кинга есть богатый опыт выхода из кризисов.

        Несомненно, Король Темной Стороны еще возьмет реванш.


        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............