Владимир Добрынин Владимир Добрынин В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

13 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

51 комментарий
21 апреля 2006, 19:26 • Культура

Революция № 9

Кинопремьеры: Новая версия «Матрицы»

Революция № 9
@ www.imdb.com

Tекст: Александр Фолин

Интересно, если на экраны беспрепятственно выходит фильм о террористе, призывающем страну к свержению правительства, что это – еще одно подтверждение демократизации общества или, наоборот, извечного раздолбайства? Поскольку обе точки зрения одинаково неоднозначны, остается лишь верить, что «V» значит вендетта» Джеймса Мактига не станет поводом для очередных бурных теледебатов левых и правых, а главное, репрессивных мер по ужесточению контроля за поступающими на киноэкраны лентами.

Каким бы провокационным ни казался посыл фильма, стоит помнить, что это всего лишь комикс. Впрочем, не «всего лишь». Это фильм, поставленный по мотивам графического романа легендарного Алана Мура, причем сценаристами и продюсерами картины выступили создатели «Матрицы» братья Вачовски.

«V» значит вендетта»

Кадр из фильма «V» значит вендетта» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «V» значит вендетта» (www.imdb.com)

А если без пафоса – во-первых, каким бы культовым ореолом ни было окутано имя Мура, именно его работа лежит в основе такой чудовищной мути, как «Лига выдающихся джентльменов». Во-вторых, он публично отрекся от «Вендетты» еще на стадии подготовительного периода, заявив, что не имеет к ней никакого отношения. Правда, не потому, что не верил в успех предприятия. Просто он не мог больше мириться с тем, во что превращаются его комиксы в кино.

Все это было сказано для того, чтобы ни у кого не возникло ни малейшего желания отнестись к ленте Мактига серьезно. Нет более глупого занятия, чем ловить комикс на нереалистичности. Этот мир по определению полон условностей, и даже если, скажем, перышко падает вниз быстрее подбитого вертолета, это не издевательство над законом Ньютона, а художественная вольность. Ею же является и та альтернативная реальность, в которой живут V и Иви… Кстати, самое время с ними познакомиться.

Недалекое будущее. Власть в Англии узурпировал жестокий тиран Адам Сатлер. В Лондоне действует комендантский час, любой, кто неосторожно высказывается против правительства, исчезает навсегда. Однажды в начале ноября сотрудница крупнейшего в стране телеканала Иви оказалась на улице в неположенное время. В тесном проулке она напоролась на сотрудников спецслужб, которые вознамерились пустить ее по кругу. Но их планам помешал загадочный джентльмен в улыбающейся маске и черном плаще. Изъясняясь подобно шекспировским персонажам и ловко орудуя кинжалами, он с легкостью расправился с обидчиками Иви и уговорил девушку пойти с ним на некий концерт.

Концерт проходил на крыше и представлял собой взрыв Биг-Бена под величественную увертюру Чайковского «1812». Как нетрудно догадаться, взрыв был устроен человеком в маске, просившим называть его V. И это было лишь начало. Уже очень скоро новый знакомый Иви проник в эфирную того самого телеканала и, угрожая взорвать здание, потребовал включения принесенной им записи. Так жители Англии увидели обращение V, в котором он призывал поднять головы и восстать против поработителей: «Не народ должен бояться правительства, это правительство должно бояться народа».

От ленты, снимаемой под началом братьев Вачовски, невольно ждешь каких-то невероятных экшен-сцен, но в «Вендетте» их, как ни странно, практически нет. Как бы ни напоминал V своими повадками, умениями, образом и местом жизни Бэтмена и Супермена, демонстрирует он свои сверхчеловеческие возможности всего пару раз. Вообще, в фильме больше разговоров, чем действия. Возможно, Вачовски испытывали недостаток средств: все-таки 45 миллионов – не такой уж большой бюджет для антиутопии. Возможно, они посчитали, что без разжевывания нравственных и политических принципов V его мотивы будут неясны. В любом случае, фильм получился очень стильным.

Сам жанр антиутопии предполагает некую попытку заглянуть в будущее и, предположив самое страшное, этого избежать. Разумеется, все самые известные антиутопии так или иначе зиждились на конкретных исторических фактах. «Вендетте» тоже не избежать сравнений. При этом, скорее всего, никто не станет оглядываться назад и сравнивать Сатлера с Гитлером или Сталиным. Скорее всего, его будут сравнивать с нынешними политическими лидерами крупнейших держав. Поэтому-то и становится немного не по себе из-за того заряда (сколько это в тротиловом эквиваленте?), который он в себе несет. Всегда могут найтись те, кто воспримет «Вендетту» как прямой призыв к действию. И начнет действовать, считая, что террор можно оправдать высшими целями.

Не скрою, некоторые идеи Вачовски и Мура кажутся мне симпатичными. Пробудить гражданское самосознание, не дать людям превратиться в послушных коров, которых ведут на бойню, – дело благое. Примерно так же действовал Мел Гибсон, снимая «Страсти Христовы». К сожалению, его опыт показал, что фильмам это не под силу.

«16 кварталов»

Кадр из фильма «16 кварталов» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «16 кварталов» (www.imdb.com)

Полицейский Джек Мозли – настоящая развалина. Он еле волочит ноги, беспрерывно пьет, и толку от него – как от козла молока. Но Джека все еще держат в полиции, помня о его былых заслугах. В тот день ему поручили плевое дело – сесть в машину и доставить одного афроамериканца в здание суда, находящееся всего в 16 кварталах от участка. Правда, лейтенант, давший мучимому похмельем Мозли это задание, не знал, что арестованный Эдди Банкер намерен заявить о противоправных действиях одного копа и теперь его крови жаждут сразу несколько офицеров полиции во главе с бывшим напарником Джека. Было и еще кое-что, чего не знал никто, включая самого Мозли. Это то, что он решит помешать своим товарищам убить Эдди…

24 апреля Ричарду Доннеру исполняется 76 лет. Он начал снимать еще в конце 50-х, и на его счету такие известные ленты, как «Омен», «Супермен», «Мэверик», «Наемные убийцы», «Теория заговора» и все четыре части «Смертельного оружия». Что и говорить – послужной список славный, хотя едва ли кто-то назовет Доннера великим. Так или иначе, за долгие годы в кино режиссер не раз доказывал свое умение держать ритм и в отличие от многих действительно великих, пребывающих в его возрасте, все еще держит планку («В ловушке времени» был полным «отстоем», но простим старику этот маленький прокол). А потому нет причин вздымать брови от удивления, что Доннер снял крепкое жанровое кино.

Не будет очень уж большой натяжкой, если кто-то скажет, что «16 кварталов» – это такой альтернативный «Крепкий орешек». Если бы Джон Маклейн, который и в третьей части демонстрировал наплевательское отношение к своей печени, все последующие 11 лет пил, из него вышел бы прекрасный Джек Мозли. В конце концов их объединяют не только видавшая виды физиономия Брюса Уиллиса и пламенная любовь к виски, но и потрясающая способность оказываться не в том месте и не в то время.

Кстати, о времени. Снимая фильм, Доннер поставил небольшой эксперимент. Основные события проистекают в «16 кварталах» в реальном времени, что, конечно, очень впечатляет. Как и игра Дэвида Морза (в роли бывшего напарника), которому чуть ли не впервые дали возможность продемонстрировать, насколько он хорош. В конечном итоге плюсов у ленты настолько больше, чем минусов, что рекомендовать ее можно безоговорочно.

«Завтрак на Плутоне»

Кадр из фильма «Завтрак на Плутоне» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «Завтрак на Плутоне» (www.imdb.com)

Не всем повезло родиться в благополучных семьях. Мать ирландца Патрика Брейдена подбросила его на крыльцо чужого дома, мальчик воспитывался приемными родителями. Он знал, что его отец местный приходской священник, и, возможно, именно подсознательное чувство противоречия стало первым толчком к переодеваниям в женскую одежду. Когда Патрик подрос, богобоязненные жители маленького городка, в котором он жил, часто видели на улицах странную женщину, похожую на Брейдена.

В конце концов Патрику пришлось уехать. Да и формальный повод был достаточно веским – он очень хотел найти мать. Собственно, приключения молодого трансвестита по дороге к матери и составляют сюжетную канву фильма.

Как и исходный роман, лента Нила Джордана разбита на главы. Они делают действие нелинейным, но в этом даже что-то есть. Фильм превратился в череду микроновелл – какие-то из них вызовут гомерический хохот, какие-то – грусть. Патрик, который представляется Патрицией «Киттен» Брейден, попадает в одну неприятную историю за другой. В них фигурируют террористы из ИРА, извращенцы и фрики всех мастей. Бедному Котенку (как можно перевести сценический псевдоним Патрика) постоянно приходится отбиваться от ухаживаний грубых мужчин, он мечтает лишь о материнской ласке.

У Джордана получилась яркая и очень музыкальная лента, в которой тесно переплелось комичное и трагичное. Как, в общем, и в жизни.

«V» значит вендетта» (V for Vendetta)
Звезды – Натали Портман, Стивен Ри, Стивен Фрай, Джон Херт
Жанр – антиутопический комикс
Про что – про загадочного мстителя, в недалеком будущем объявившего войну тоталитарному правительству Англии.

«16 кварталов» (16 Blocks)
Звезды – Брюс Уиллис, Мос Дэф, Дэвид Морз
Жанр – криминальный экшен-триллер
Про что – про опустившегося полицейского, неожиданно для всех решившего не дать своим друзьям и коллегам убрать парня, который собирался свидетельствовать против них.

«Завтрак на Плутоне» (Breakfast on Pluto)
Звезды – Киллиан Мерфи, Лиам Нисон, Стивен Ри, Брендан Глисон
Жанр – комедийная мелодрама
Про что – про молодого ирландского трансвестита, с упорством, достойным лучшего применения, искавшего свою мать.

..............