Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

5 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
17 марта 2006, 19:15 • Культура

Двадцать лет одиночества

Двадцать лет одиночества
@ film.ru

Tекст: Александр Фолин

Фильм Ана Ли стартует на российских экранах уже после раздачи «оскаровских» статуэток – когда весь цивилизованный мир уже давно его посмотрел и в несколько заходов обсудил. Это, конечно, обидно, но зато есть все основания поговорить о «Горбатой горе» и в контексте отношения к ней Американской киноакадемии.

Как бы ни был однозначен сюжет «Горбатой горы», описываемый некоторыми виртуозами краткости двумя словами «ковбои-геи», главным предметом споров вокруг нее является извечное «О чем этот фильм?»

«Горбатая гора»

Кадр из фильма «Горбатая гора» (фото: film.ru)
Кадр из фильма «Горбатая гора» (фото: film.ru)

Прежде чем вплотную подойти к этому вопросу, обратимся все-таки к сюжету. Лето 1963 года, Вайоминг, один из самых провинциальных штатов Америки. Два молодых ковбоя – вечно угрюмый и неразговорчивый Эннис и весельчак Джек – получают работу сторожей пасущихся на горных склонах овец. Там, вдали от людей, наедине с суровой природой, ковбои полюбили друг друга. Потом жизнь разбросала их по стране. Оба женились, завели детей, но старая любовь не давала покоя…

Это, конечно, спорная позиция, но почему-то кажется, что ответ на заданный выше вопрос во многом зависит от того, кто на него отвечает. Ведь, пропуская через себя переживания героев, невольно примериваешь их на себя. Поэтому для кого-то это будет фильм о том, как тяжело жить в обществе, где приходится скрывать свою ориентацию, а для кого-то – фильм об одиночестве, невозможности быть рядом с любимым человеком.

По сути и те и другие правы. Но лично мне все же, по понятным причинам, ближе позиция вторых. За нее говорит и тот факт, что автор оригинального рассказа – Анн Прул. Вряд ли женщина писала бы о любви двух мужчин, не имея в виду нечто большее.

Что же касается самого фильма, то и его художественные достоинства вызывают в определенных кругах жаркие споры. Несколько десятков наград, собранных им за это время, конечно, давят, и само их существование мешает оценивать «Горбатую гору» беспристрастно. Однако не могу не отметить вполне закономерную затянутость, а также некоторую нелепость вида актеров, играющих своих героев двадцать лет спустя без тени грима. Главное же, лента местами до обидного банальна – как сюжетно, так и визуально.

Впрочем, все сказанное не делает работу Ана Ли недостойной высоких эпитетов. Она оставляет после себя щемящее чувство и заставляет о многом задуматься. В наше время это уже немало.

«Розовая пантера»

Кадр из фильма «Розовая пантера» (фото: film.ru)
Кадр из фильма «Розовая пантера» (фото: film.ru)

На огромном парижском стадионе при полном аншлаге идет футбольный матч между сборными Франции и Китая. Невероятный по красоте гол в ворота китайской сборной буквально взрывает стадион. На поле выбегает целая толпа во главе с тренером французской сборной Ивом Глюаном. В толчее никто не замечает, как кто-то вонзает в шею Глюана отравленный дротик. Смерть тренера усугубляется тем, что с его пальца исчезло кольцо с огромным бриллиантом, известным как «Розовая пантера».

За дело берется главный инспектор Шарль Дрейфюс. Он решает обмануть бдительность журналистов и преступников и поручает расследование провинциальному инспектору Жаку Клузо, слывущему непроходимым болваном и неудачником. Дрейфюс совершенно правильно предположил, что внимание репортеров будет приковано к Клузо, но он и подумать не мог, что этот недотепа будет рушить все его планы…

Родословная «Розовой пантеры» восходит к немым комедиям Чарли Чаплина и Бастера Китона. Ее самыми ближайшими родственниками являются фильмы Блейка Эдвардса, снявшего восемь фильмов об инспекторе Клузо и прежде всего – одноименный фильм 1963 года, который давно уже стал классикой криминальной комедии. Стив Мартин, сосценарист и исполнитель роли Клузо, черпал свое вдохновение из игры Питера Селлерса, чья комедийная техника сильно напоминает его собственную.

Но при просмотре фильма всего этого лучше не знать. Не смотреть оригинал, не читать рецензий, не напрягаться, не думать. Последнее – вовсе не шутка. Почему-то кажется, что если «Розовую пантеру» показать какому-нибудь профессору, его мозги замкнет так, что врачи не помогут. Действие переполнено такой высококонцентрированной глупостью, что всем зрителям просто необходимо непрерывно жевать попкорн.

И ведь странное дело – «Розовая пантера» 1963 года строилась ровно на тех же приемах, но почему-то воспринимается как нечто более тонкое. Создается ощущение, что Стив Мартин и режиссер Шон Леви вполне сознательно ориентировались на аудиторию, чей IQ измеряется лишь двухзначным числом. Впрочем, раз телепередача «Кривое зеркало» бьет рекорды популярности, в нашей стране комедию ждет оглушительный успех.

«Азирис Нуна»

Кадр из фильма «Азирис Нуна» (фото: film.ru)
Кадр из фильма «Азирис Нуна» (фото: film.ru)

Два брата Костя и Стас живут в странной семье. Мать гробит их счастливое детство, заставляя учить язык древних египтян, отец терзает разговорами о далеком будущем и межпланетных путешествиях. Однажды братья услышали, как родители обсуждали странную голову каменного сфинкса, доставленную в исторический музей. И мальчишки не были бы мальчишками, если бы не сделали все, чтобы разобраться во всем самостоятельно. Под покровом ночи Костя и Стас проникли в музей и обнаружили внутри головы яйцевидный металлический аппарат под названием хроноскаф. Забравшись в него, они отправляются в странствия во времени и пространстве…

Фильм Олега Компасова примечателен сразу несколькими моментами. Во-первых, это первая отечественная семейная (читай «детская») фантастика чуть ли ни со времен «Лилового шара», снятого еще в 1987 году. Потом началась перестройка, переход на рыночные отношения, и всем стало совсем не до детского кино. Во-вторых, создатели картины уверяют, что две трети экранного времени ленты занимают сцены с использованием компьютерных спецэффектов. Никто не проверял, но их действительно много. Как и известных актеров, явно получающих от съемок в фильме большое удовольствие. Ну хоть кому-то это все в кайф – уже хлеб!

Будучи бородатым дядькой, достаточно сложно оценивать «Азирис Нуну» адекватно. Ибо при его просмотре кажется, что или ты сошел с ума, или его создатели. Но поскольку и то и другое маловероятно, остается слабая надежда, что ты просто безнадежно далек от эстетики детского кино. К объективным недостаткам фильма можно отнести лишь чудовищную игру юных актеров, на которой стоит несводимая печать «Ералаша».

«Горбатая гора» (Brokeback Mountain)
Звезды – Хит Леджер, Джейк Гилленхал, Энн Хэтауэй, Рэнди Куэйд
Жанр – драма
Про что – про двух ковбоев, пронесших через жизнь любовь друг к другу.

«Розовая пантера» (The Pink Panther)
Звезды – Стив Мартин, Кевин Клайн, Жан Рено, Бейонси Ноулз, Клайв Оуэн, Джейсон Стэтэм
Жанр – криминальная комедия
Про что – про страшно неуклюжего полицейского, расследующего дело о пропаже огромного бриллианта.

«Азирис Нуна»
Звезды – Александр Лазарев-младший, Спартак Мишулин, Александр Филиппенко, Семен Фурман, Нонна Гришаева
Жанр – семейная фантастика
Про что – про двух мальчишек, путешествующих во времени и пространстве.

..............