Взгляд
2 декабря, пятница  |  Последнее обновление — 04:57  |  vz.ru
Разделы

Россия столкнулась с «нефтяным эмбарго наоборот»

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Инициатива США и Евросоюза установить предельную цену на российскую нефть, поступающую на мировой рынок, является продуктом их неспособности решить стоящие перед Западом задачи с использованием рыночных механизмов. Подробности...

С проституцией и наркотиками надо бороться, а не учитывать в ВВП

Александр Разуваев
Александр Разуваев, независимый фондовый аналитик
В свое время на фондовом рынке была шутка: супруга оказывает вам интимные услуги, а значит, если оценить их по тарифу тружениц сексуального фронта, то их можно включить в ВВП. Оказалось, что это не совсем шутка. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Почему Ротшильды пытаются не допустить коронации Карла III

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
Таблоидам мало кто верит, но вот совсем недавно солидная The Washington Post опубликовала обширную статью под названием «Король и его муж: гей-история британских королевских особ». Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки
Подробности...

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В Швеции описали вероятный способ подрыва «Северных потоков»

    Главная тема


    Москва создает новую международную геометрию

    праздничные санкции


    Союз производителей рождественских деревьев ЕС запретил поставку новогодних елей в Россию

    границы конфликта


    Столтенберг назвал главную задачу НАТО на Украине

    «уникальный проект»


    Матвиенко предложила наградить телеведущего Малахова

    Видео

    механизм аннексии


    Польша приготовилась к захвату Западной Украины

    сжиженный газ


    Почему Европу спасает российский, а не американский СПГ

    300 млрд евро


    Европа придумала новый способ украсть активы России

    цивилизационная угроза


    Почему Запад так боится победы России на Украине

    господствующий пессимизм


    Польскую экономику настиг худший сценарий

    хит о релокации


    Алексей Зензинов: Бузова оказалась талантливее уехавших

    волна негатива


    Олег Хавич: Зеленский испортил отношение поляков к Украине

    всплеск ненависти


    Владислав Исаев: На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

    на ваш взгляд


    Вы верите в будущее российского автопрома?

    Дживан Гаспарян: «Я играю сердцем»

    Дживан Гаспарян
       4 декабря 2006, 10:53
    Фото: Юлия Бурмистрова
    Текст: Юлия Бурмистрова

    Своей игрой на дудуке Дживан Гаспарян покорил мир. Такие музыканты, как Борис Гребенщиков, Майкл Брук, Питер Габриэл, Стинг, не раз приглашали его поиграть вместе. Гаспарян никогда не расстается со своим инструментом, носит его во внутреннем кармане пиджака и всегда играет, если его попросить. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова встретилась с Гаспаряном, чтобы поговорить о музыке, о нем самом, о концерте.

    Говорить с Дживаном Гаспаряном невероятно интересно. Мягкий акцент, непередаваемый юмор и добрые глаза. Он просит называть его «дядей Дживаном». Так его называют все в мире.

    - Дядя Дживан, расскажите, когда вы стали играть на дудуке?
    - Я смотрел немой фильм. Сидел человек и играл на дудуке так, чтобы приятно было фильм смотреть. Музыка упала в сердце, и я стал учиться. Много лет уже прошло, мне тогда семь, нет, восемь лет было. Дудук вошел в мое сердце, так и пошло. Семьдесят лет уже играю.

    Своей игрой на дудуке Дживан Гаспарян покорил мир
    Своей игрой на дудуке Дживан Гаспарян покорил мир
    - Вы самостоятельно стали учиться?
    - Да, я самоучка. Просто я очень хотел играть хорошо. Ведь я был маленьким и не знал, что можно играть для всего мира. Я играл для себя, для соседей.

    Конечно, я очень люблю дудук, потому что он сделал мою жизнь. Если бы я не стал играть, не знаю, что бы из меня вышло. Ничего не вышло бы. Время тогда было плохое. Война, голод, мать умерла, отец воевал. Грязное, тяжелое время было. А дудук стал мне родной, как душа. Всегда в кармане. Я его очень люблю. Мы вместе живем.

    - Дядя Дживан, как прошел московский концерт?
    - Хорошо прошел. Ведь был большой оркестр симфонический и три дудука – бас, тенор, сопрано. Мы играли народные мелодии, иностранные, популярные, из фильмов, много импровизации. Правда, с симфоническим концертом сложно играть импровизацию. Мы много репетировали, и это для меня впервые, я очень волновался. Потому что я больше люблю играть импровизацию. Я не только на дудуке играл, еще и на свирели, на зурне, пел. Был большой хор. Красиво было.

    - Вы говорите, что будет много разных дудуков, если можно так сказать. А разве дудук не один?
    - Зачем один!? У нас есть ансамбль дудукистов, состоящий из пятидесяти человек. Они играют на четыре голоса. Я сделал бас-дудук, тенор и сопрано.

    - Вы сами сделали новый дудук?
    - Да, я сам делаю. Дома стоит станок, сначала им, а потом уже руками обрабатываю. Чувствую, что где-то не так звучит, и по чуть-чуть снимаю лишнее потихоньку, пока не станет настоящий дудук. Нужно хорошее дерево – дикий абрикос. Сейчас мало дикого абрикоса. Я много пробовал разных деревьев, но ни одно так не звучит.

    Дудук – это русское слово. У нас называют «циранапол», что переводится как «абрикосовая дудка».

    Дживан Гаспарян
    Дживан Гаспарян

    - Дядя Дживан, расскажите, как вы записывали музыку к «Гладиатору». Говорят, что это очень интересная история.
    - Композитор и режиссер этого фильма решили, что я обязательно должен играть. Долго искали меня, но не могли найти. Позвонили Габриэлу, а он им сказал, что у меня как раз концерт с Майклом Бруком. Вот они туда пришли, говорили со мной немножко и позвали в студию. Я положил дудук в карман и пошел. А они даже не знали, какой дудук – большой, маленький, какой у него футляр.

    Пришли, он мне говорит: «Я знаю, что ты перед концертом немножко коньяка выпиваешь, поэтому пошли, я тебе сюрприз сделал». Мы пришли в комнату, а там армянский коньяк, закуска. Я решил, что это и есть сюрприз.

    Мы поели, попили, поговорили, а потом я говорю – ну пошли теперь послушаем. Он два раза сыграл, я говорю: «Ну понятно, можно записывать». Он удивился: где инструмент? Я достал из кармана дудук и сразу стал играть импровизацию. Ему очень понравилось, он всех позвал и стал показывать. Так оставили то, что я тогда сыграл за несколько минут.

    А потом пришла одна девушка красивая – высокого роста, голубые глаза, блондинка. Она должна была петь со мной дуэтом. Мы в разных кабинах, с наушниками. Я играю, она так красиво отвечает мне, что я стал нервничать. Думаю: «Кто такая красивая, так красиво отвечает мне». Как будто разговариваем без слов о главном.

    И вот 45 минут кончились, мы вышли из своих кабин. Она села на лестнице и стала плакать. Я спрашиваю: «Что случилось, зачем она плачет?» Она встала, поцеловала меня и сказала: «Моя бабушка армянка, она так много рассказывала мне о нашем народе, как турки убивали нас, всю историю. И когда мы вдвоем сейчас играли, я закрыла глаза и представила себе все, что рассказывала бабушка».

    Тут режиссер и сказал: «Вот так Гаспарян сделал «Гладиатор» армянским фильмом». А мелодия получила потом «Золотой глобус».

    «Я люблю армянскую землю»
    «Я люблю армянскую землю»
    Хороший инструмент, тембр красивый, очень красивый. Нет такого человека, чтобы послушал и сказал, что некрасиво. Все слушают хорошо. А японцы как слушают! Никто так не слушает, как японцы слушают. Они очень красиво слушают.

    Я играл в Токио три концерта. Два хорошо сыграл, а третий – дождь пошел. Играл я в летнем театре, сцена закрыта, а зал открыт. Три тысячи мест, вот такой театр. Я решил, что концерта не будет, а за двадцать минут приходит директор и говорит: «Одевайтесь, господин Гаспарян, уже мало времени». Я удивился в ответ: как могут люди под таким дождем.

    Выхожу на сцену, смотрю – весь зал белый: белый зонт, белый плащ. Два часа стояли под дождем слушали. В Армении так бы не слушали, ушли бы. Вот такой случай. Я не могу забыть этих дней, это навсегда со мной.

    - Ваши дети, внуки играют на дудуке?
    - Мой внук очень красиво играет. Он живет в Америке, к сожалению. Я мечтаю, чтобы он приехал в Ереван, но он не хочет. Он вырос там, он уже американец.

    - Вам много раз предлагали переехать, но вы остаетесь в Ереване.
    - Много раз, в разные страны. Но я люблю армянскую землю. Это моя Родина. А потом, я люблю Россию. Если зовут в Москву, отказываюсь от многих гастролей.

    Я политикой не занимаюсь, я музыкой занимаюсь. В музыке нет национальности, можно говорить на разных языках и не понимать друг друга, но когда звучит музыка, то все понимают.

    - Дядя Дживан, у вас есть мечта? Что бы вы хотели сейчас больше всего?
    - Я хочу построить в Ереване школу для детей-сирот и бесплатно учить их музыке.

    - Дмитрий Дибров говорит, что когда вы играете, вы преодолеваете земное притяжение.
    - Молодец, правильно говорит. Я когда играю, глаза закрываю и ничего не вижу. Плыву где-то. Я сердцем играю, а как из этого получается музыка – не знаю. Просто дышу.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •