Взгляд
16 августа, вторник  |  Последнее обновление — 22:16  |  vz.ru
Разделы

Запад ждет неприятный сюрприз

Андрей Колесник
Андрей Колесник, ветеран спецназа ВМФ, депутат Госдумы
Многие на Западе все еще не верят, что мы взялись за дело всерьез. Может быть, там действительно допускают, что нас можно остановить санкциями, экономическим давлением, политическими заявлениями. С нами не хотят договариваться, реально рассматривать наши условия – потому что не думают, что мы способны на большее. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Народ, который не кормит своих гуманитариев, будет кормить чужую армию

Михаил Диунов
Михаил Диунов, кандидат исторических наук, публицист
В нашем недавнем прошлом уже был пример демонстративного пренебрежения гуманитарным знанием. Это – время существования Советского Союза. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Среди новых западных политиков ощущается дефицит нормальных

Сергей Крылов
Сергей Крылов, чрезвычайный и полномочный посол в отставке, профессор кафедры дипломатии МГИМО
В состязании, как похлеще ущемить Россию, финиша пока не видно. Но у нормального человека, у честного политика рано или поздно должна наступить аллергия на участие в подобного рода затеях. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

В Крыму открылся фестиваль «Таврида.АРТ»

В понедельник в бухте Капсель в Крыму стартовал фестиваль «Таврида.АРТ», уже четвертый по счету. Здесь собрались четыре тысячи участников со всей страны. На площадке фестиваля проходят концерты, шоу, встречи в неформальной обстановке с лидерами индустрий, выставки, театрализованные представления. В общей сложности это более 300 событий в 25 локациях
Подробности...

В России представлен макет новой орбитальной станции

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (РКК, входит в Роскосмос) впервые показала макет перспективной Российской орбитальной станции на форуме «Армия-2022». На макете также виден пристыкованный перспективный корабль «Орел», а также корабли «Союз» и «Прогресс»
Подробности...

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Минтранс Литвы попросил банки принять оплату транзита в Калининград

    Главная тема


    Россия лишает Швейцарию выгодного политического бизнеса

    легализовать нарушение


    Эксперт объяснил суть провокации Британии с заявкой на пролет разведчика над Россией

    «только убытки»


    На Украине решили остановить сахарные заводы из-за цен на газ

    пережить катаклизм


    Названы самые безопасные места в мире в случае ядерной войны

    Видео

    изгнание из страны


    Кошмары русских Латвии начали сбываться

    «на грани войны»


    США теряют представление о последствиях давления на Россию

    Армия-2022


    ОПК бросил вызов китайскому беспилотному «ширпотребу»

    железнодорожная блокада


    Литва готова вредить Калининграду себе в убыток

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    кабульский клуб


    Тимофей Бордачёв: Афганистан показал тупиковый путь Запада

    серьезные последствия


    Виктор Иванченко: Днепропетровск как код доступа к демонтажу Украины

    новые правила


    Геворг Мирзаян: В международной политике настаёт эпоха попутчиков

    на ваш взгляд


    Вы делаете домашние заготовки на зиму?

    Времена путешествий

    Журнал «Новый мир»
       9 ноября 2006, 15:51
    Текст: Кирилл Анкудинов, Майкоп

    Пенсионер Петр Петрович Алабин одержим любовной страстью к юной Даше, а Даша – наркоманка. За наркотиками Даша направляется в мятежный Белый дом (дело происходит в первые дни октября 1993 года). Петр Петрович следует за ней. В обстановке всеобщей неразберихи Даша не находит ни компьютерщика, снабжавшего ее зельем, ни зелья. Ее застигает ломка.

    Петр Петрович охраняет Дашу в опустевшем Белом доме. Наутро начинается обстрел Верховного Совета. Петр Петрович бросает взгляд в окно и видит на улице странную толпу любопытствующих стариков. Он хочет обратиться к ним с речью, но когда ему удается выбраться из Белого дома, стариков уже и след простыл.

    Бойкие старики и замкнутые эстонцы

    Андрей Волос
    Андрей Волос
    Вновь и вновь Владимир Маканин обращается к скандально-неопрятной теме старческой похоти. То пропуская эту тему через фильтры психоанализа, то провокационно сопрягая ее с «большой политикой».

    В очередной подборке маканинских рассказов («Новый мир», № 9; «Нимфа», «Старики и Белый дом») налицо и психоанализ, и «большая политика», и наш давний знакомец – бойкий старик-сатир Алабин…

    Маканин всегда равен самому себе. Многим кажется, что он стал иным, но – это иллюзия.

    В далекие семидесятые-восьмидесятые Маканин пробавлялся тем же самым, чем занят и сейчас, – мизантропической экспериментально-прикладной социологией, практикуемой в первую очередь на читателях.

    Другое дело что современного читателя уже не прошибешь «антилидерами», «предтечами» и «убегающими гражданами». Потребны куда более радикальные средства – и Маканин ими пользуется.

    Пока, признаюсь честно, мне не совсем понятно, к чему затеяна вся эта сатириада. Сюжеты Маканина имеют одну особенность: их смысл раскрывается через десятилетия.

    Благодушная читательская публика семидесятых тоже не понимала (недоуменно отказывалась понимать) малахольных сантехников и умствующих знахарей. Потом (в перестройку) поняла, когда маканинские персонажи полезли из недр советского социума. Наверное, и смысл Алабина разъяснится с течением времени. А пока остается наслаждаться виртуозным психологизмом текстов старого мастера. Он знает, что делает.

    «Новый мир» вновь подтвердил свой образ «концептуального журнала», отдельные выпуски которого выстраиваются не просто так, а в соответствии с определенной идеей. Восьмой номер «Нового мира» едва ли не полностью посвящен путешествиям, загранице, давним воспоминаниям, всевозможным контактам с другими народами и культурами.

    Однако странствовать можно и внутри себя – внутри своих страхов, побуждений, комплексов, мифов. Девятый «Новый мир» представил пеструю россыпь новелл о пьянящих и жутких странствиях человека внутри современного социума и внутри собственной души.

    Августовский «Новый мир» вышел необременительно ностальгическим, сентябрьский – получился страшноватым и довольно политизированным. Неудивительно: август – легкокрылый месяц отпускных поездок, а сентябрь – время возвращения из отпусков к привычным ужасам каждодневности.

    Михаил Бутов
    Михаил Бутов
    Путешествие первое: Германия – Аргун

    Повесть Михаила Бутова «Мобильник» (№ 8) – воспоминание о погибшем в автокатастрофе приятеле по прозвищу Пудис, перетекающее в обстоятельное повествование о давнем автостопном странствии с Пудисом по Европе.

    Бессобытийная (и почти что бессюжетная) повесть Бутова читается легко, этому способствует ее язык – грамотный, красивый, складный, обаятельно техничный, предельно точный (да еще и с уютной щеголеватой тяжеловесностью «под Набокова»).

    Автор свободно ориентируется среди реалий современной Европы, где так комфортно чувствовать себя романтиком и вести романтический образ жизни. Вы спросите: при чем здесь мобильник? При том, что, отправляясь в последний путь, Пудис забыл у рассказчика свой мобильник

    Если бы Пудис вовремя обнаружил это, он повернул бы назад, не угодил в катастрофу и был бы жив по сей день.

    Еще одно свидетельство о Европе – повесть Альберта Иванова «Старая немецкая сказка, или Игра в войну» (№ 8). Раньше такие тексты назывались «невыдуманное».

    Послевоенное детство. Отчим автора – офицер советских оккупационных служб в Германии. Дети, веленьем судьбы заброшенные из голодной и обескровленной России в относительно сытую Германию, привольничают и пользуются «статусом победителей».

    Перепуганные бюргеры. Рыжий немецкий подросток Эрвин, не успевший попасть на войну и не смирившийся с участью побежденного. Детские «войны»: «победители» против «коренного населения». Самоубийство Эрвина – «последнего солдата Рейха».

    Текст Альберта Иванова рассказывает о малоизвестных страницах истории (о них долгое время не было принято говорить). За что достоин всяческих похвал.

    «Четыре маленьких рассказа» Татьяны Владимировой (№ 9) – удачное продолжение темы «память детства».

    Девятый номер «Нового мира». Рассказ Сергея Солоуха «Обыск». Корпоративные (межклановые) разборки с участием государственных спецслужб. Фирма «СтарНет» отказалась отчислять долю в губернаторский фонд, за это ее всячески прессуют.

    Пытаясь выйти на документы «СтарНета», спецслужбы проводят обыск в офисе смежной организации, руководитель которой – Павел – вспоминает о том, как его в студенческий период пытались вербовать гэбэшники.

    По случайности документы не обнаружены; Павел горд тем, что не подставил друга из «СтарНета», однако вскрывшаяся финансовая подоплека события разочаровывает Павла (он-то уже вообразил было себя героическим диссидентом-инсургентом).

    Отмечу: пристрастие Солоуха к коротким предложениям отдает манерностью, а специфические реакции главного героя на происходящее удивляют: неужто он (предприниматель как-никак) умудрился доныне сохранить столь замечательную невинность.

    Борис Евсеев. «Живорез» (№ 9). Деревенский хлопец Гнашка, убежав от махновцев, попадает в отряд «красного палача» Саенко, заставляющего Гнашку выпить стакан человеческой крови, чтобы приучить его к расстрелам.

    Гнашка сбегает и от Саенко. Проходит век. Нелюдимый старик Гнат («упырь», «живорез») живет на отшибе. Наступают тревожные девяностые. Таинственная банда терроризирует округу. Подозрения падают на Гната. Тот уходит в степь, а затем – единолично расправляется с бандой (как выяснилось, окопавшейся в здании «районной власти»).

    Судя по всему, Евсеев хотел написать притчу. Но в итоге у него получился типичный вестерн (точнее – «степной истерн» а ля «хлеб, золото, наган») – красивый, динамичный, завораживающий, червонно-багряный, прошитый поразительными сквозными метафорами (южный край – стакан крови).

    Одна беда: я высчитал возраст Гната, Вышло, что в момент совершения подвигов ему никак не менее девяноста лет. Силен дедушка…

    Участник «кавказской военной кампании» Аркадий Бабченко создал новый текст «о Чечне». «Аргун» (№ 9) на несколько порядков жестче и натуралистичнее прежних произведений Бабченко.

    Шоковая проза. У меня есть претензии к ней. Выскажусь (хоть и не без некоторого стеснения: все же Бабченко воевал, а я – нет). Первое: Бабченко рискует оказаться «прозаиком одной темы», причем не самым искусным. Второе: вместо рассказа у него написался развернутый очерк.

    Наконец, третье: не надо бы Бабченко «писать эссенциями», когда все подбирается для иллюстрации одной и той же идеи; документальная проза – не тенденциозно-пропагандистская передовица.

    А то ведь «Аргун» временами заставлял меня припомнить не «Войну и мир», не «Севастопольские рассказы» и даже не «На западном фронте – без перемен», а «Красный смех» Леонида Андреева.

    Аркадий Бабченко
    Аркадий Бабченко
    Туманно-невнятный рассказ Александра Иличевского «Известняк» (№ 9) сообщает о бродяге Семене, со школьных лет обнаружившего в себе странную тягу к известняковым скальным напластованиям – Семен вспоминает о том, как некогда он сорвался с обрыва и едва не погиб. Загвоздка у Иличевского (как обычно) – в языке, которым он излагает свои мысли. Иличевский хочет сказать заведомо больше, чем могут позволить его языковые навыки.

    Олег Зоберн. «Белый брат Каспара» (№ 9). В советское время подобные опыты определялись как «лирические этюды способных дебютантов» и не уходили дальше литобъединений и многотиражек.

    Продолжается проект Андрея Волоса «Алфавита. Книга соответствий» (№ 8, 9). Все меньше историй трагического характера (или даже драматического характера), все больше забавно-непритязательных баек.

    Борис Евсеев
    Борис Евсеев
    Путешествие второе: век Сумарокова – время шоу

    В обозреваемых мною номерах «Нового мира» опубликованы два самых ярких поэта «поколения тридцатилетних»: Дмитрий Воденников (№ 8) и Максим Амелин (№ 9).

    Амелин верен своему любимому «осьмнадцатому столетию» и «сумароковскому слогу». Едва ли найдется другой современный поэт, столь точно и убедительно работающий с ритмикой стиха: каждая строка так и играет мускулами-словами. Ради этого стоило идти от гладкописи девятнадцатого века вспять, к Сумарокову и Кантемиру.

    Воденников же совсем иное – это двадцать первый век, это эстрадное шоу. Огни рампы. Одинокая фигурка в лазерной подсветке. Мгновенные всполохи искренности, такие лукаво-продуманные и такие неотразимые. И грандиозная кода: нестерпимый пламень софитов, поэт-актер, сверкающий слезами, стразами, блестками трудового пота.

    Другие поэты и поэтессы «Нового мира» слегка теряются на фоне Амелина и Воденникова, но все они по-своему замечательны. Хотя некоторые поэтессы (не поэты) как-то одинаковы в своей обязательной непосредственности.

    При том что отличия между ними безусловны: Алла Горбунова (№ 8) кокетлива, Анна Павловская (№ 9) – страстна и трагична, Наталья Аришина (№ 8) – тяготеет к традиционализму, а в стихах Марины Георгадзе (№ 9) заметна очаровательная «сдвинутость» мировосприятия.

    Отмечу также прекрасную подборку неоакмеиста Михаила Синельникова (№ 8), «сны» Елены Ушаковой (№ 8), честные строки представителя фронтового поколения Дмитрия Сарабьянова (№ 9) и верлибры Михаила Бузника (№ 9).

    Сергей Солоух
    Сергей Солоух
    Путешествие третье: Украина – Эстония – виртуальные миры

    В разделе публицистики восьмого номера «Нового мира» – два программных текста на тему «Россия и другие».

    Статья историка, политолога и культуролога Юрия Каграманова «Война языков на Украине» демонстрирует высший класс профессионализма (как и все работы Каграманова, собственно говоря).

    Проблема, вынесенная в заголовок, исследована Каграмановым, что называется от и до. Эдуард Зибницкий использует несколько иной подход.

    Его текст «Русский след, эстонское отсутствие» (№ 9) написан в духе методологии Георгия Гачева: характеристика ментальности народа (в данном случае – эстонцев), переходящая в описание «национального психокосмоса». В статье Зибницкого, однако, помимо этого, даются умные практические рекомендации по части взаимоотношений между Россией и Эстонией.

    Известный писатель-фантаст Андрей Столяров («Против всех», № 9) задался вопросом: как развитие и всемерное усиление электронно-сетевых технологий повлияет на судьбу человеческой цивилизации?

    Столяров обеспокоен: уже сейчас продвинутые хакеры успешно вторгаются в военную и банковско-финансовую сферу. Что же нас ожидает в недалеком будущем? Отмирание государства как социального института? Всемерное усиление «анонимного терроризма»? Виртуализация политической жизни?

    Хочу успокоить Столярова: уж сколько было прогнозов типа «театр погибнет из-за кино», «кино будет уничтожено телевидением». Сбылись ли они?

    Что касается электронно-сетевых коммуникаций, то, как мне кажется, роль этого фактора преувеличена.

    Дмитрий Бавильский в эссе «Пятнадцать мгновений зимы. Все симфонии Дмитрия Шостаковича» (№ 9) знакомит читателей «Нового мира» со своими ассоциациями, навеянными музыкой великого композитора.

    Дмитрий Бавильский
    Дмитрий Бавильский
    Литературная критика. Алла Латынина («Русские дети и Американский Красный Крест»; № 8) проводит расследование перипетий истории петроградских детей, на время Гражданской войны отправленных в восточные регионы страны и вынужденных возвращаться в родной город через кругосветный маршрут.

    В центре внимания Латыниной две книги, посвященные данной истории, – новинка Владимира Липовецкого «Ковчег детей, или Невероятная Одиссея» и вышедшая ранее книга Ольги Молкиной «Над нами Красный Крест». Латынина приходит к выводу, что текст Липовецкого эффектней, а свидетельства Молкиной – точнее и достовернее.

    Лиля Панн
    Лиля Панн
    Мария Галина («Старая, новая, сверхновая… Журналы фантастики на постсоветском пространстве», № 8) дает обзор трех изданий, посвященных литературному жанру, несправедливо оттесненному на периферию литературного процесса.

    Лауреат премии «Поэт» Александр Кушнер оставляет «Заметки на полях стихотворений Батюшкова» (№ 9), попутно нападая на поэтический авангард и на Алексея Цветкова (старшего).

    Рецензии. Августовский номер. Валерия Пустовая хвалит роман Алана Черчесова «Вилла Бель-Летра» так, что читать роман после этого не хочется (хотя роман, возможно, и хороший).

    Лиля Панн пишет о новой книге стихов Алексея Цветкова (старшего), Татьяна Касаткина – о творчестве Филиппа Жакоте (длинно и сложно), Мария Краснова – о документальной прозе Бориса Слуцкого. Сентябрьский номер. Мария Ремизова рецензирует роман Ольги Славниковой «2017». Олег Лекманов рассказывает о значении поэзии Тимура Кибирова для своего поколения. Критик Александр Агеев говорит о критике Андрее Немзере.

    Рад видеть, что у традиционной рубрики «Нового мира» – «Книжной полки» – появились новые обозреватели: молодые и интересные литераторы Дмитрий Полищук (№ 8) и Данила Давыдов (№ 9).

    Строгостью они не отличаются: неодобрение Полищука вызвал лишь роман Мишеля Уэльбека «Возможность острова» (солидарен с Полищуком в неприятии Уэльбека), а добрый Данила Давыдов вообще не дал минус ни одной из представленных им книг. При том советую Давыдову в следующий раз не обзывать Николая Рубцова «недовоплощенной фигурой».

    Мог бы еще отметить многое – кинообозрения Игоря Манцова (№ 8) и Натальи Сиривли (№ 9), www-обозрения Владимира Губайловского (№ 8) и Сергея Костырко (№ 9), театральное обозрение Павла Руднева (№ 9), повествование Павла Крючкова о пластинках, запечатлевших голоса футуристов (№ 8).

    Но пора остановиться, чтобы путешествие по страницам «Нового мира» не стало бесконечным.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •