Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
15 октября 2006, 10:15 • Культура

Концептуализм атакует

Концептуализм атакует
@ галерея Файн Арт

Tекст: Максим Шульц

Репринт журнала «А – Я» в последнее время никак не хочет отправляться обратно, на свое законное место в книжном шкафу. «А - Я» издавался в 70-80-х за рубежом и рассказывал о наиболее актуальных на тот момент советских неофициальных художниках. Безумно качественный (с текстовой точки зрения, разумеется), этот журнал на протяжении долгого времени был единственным изданием подобного рода. Именно он транслировал первые высказывания наших художников и теоретиков искусства - ныне безусловных классиков.

Толстая белая книжица номеров «А - Я» никак не хочет угомониться, что, впрочем, неудивительно – выставки ее героев следуют одна за другой, едва ли не в строгой последовательности. В первом «А - Я» есть интервью с Эриком Булатовым – не так давно в Третьяковке на Крымском Валу открылась его ретроспектива. Следом идет материал о Франциско Инфантэ – пожалуйста, «Артефакты» Инфантэ и Нонны Горюновой, его жены и соавтора, представляет Московский музей современного искусства.

Инфантэ-Горюнова. Очаги Искривленного Поостранства
Инфантэ-Горюнова. Очаги Искривленного Поостранства

Вообще приятно, когда по прошествии многих лет взгляды художника на искусство остаются одними и теми же. Это вызывает уважение. Изменились исследуемые автором проблемы, в ходу уже другой набор тем, но некая общая составляющая – прежняя. В конце 70-х – начале 80-х была очень востребована тема взаимоотношения жизни и искусства. Трудно с ходу назвать кого-то, кто не сделал что-нибудь об этом – я имею в виду не только советских художников. Однако позиция Инфантэ принадлежала к числу не слишком распространенных. По его мнению, современное искусство несколько утеряло свою мистериальность, вместе с водой выплескивают и ребенка. А ведь процесс создания объекта – ритуал, равно как является ритуалом перформанс.

В этом смысле Инфантэ и Горюнова являются едва ли не самыми романтическими из всех московских концептуалистов. Проблема документации акций (например, вопрос ее достаточности) решается Инфантэ просто – документация вполне самодостаточна, по крайней мере, для зрителя. Возможно, именно поэтому современному зрителю, не осведомленному о теоретических прениях, так приятно рассматривать работы Инфантэ – Горюновой.

Игорь Шелковский, чья выставка открылась в галерее «Файн Арт», тоже имеет к журналу «А – Я» самое непосредственное отношение. Потому что он был одним из основателей журнала и, на протяжении всех лет существования «А – Я», его редактором. Шелковский эмигрировал во Францию еще в 1976-м, а потому больше известен на Западе, чем в нашей стране. Первая персональная выставка Шелковского в России прошла только в 2003 году в той же «Файн Арт». На нынешней выставке (третьей по счету) представлена живопись художника, его скульптура и архитектурные проекты.

Игорь и Светлана Копыстянские, чья выставка сейчас проходит в Государственном центре современного искусства, тоже могли бы оказаться на страницах «А - Я». В любом случае, их принадлежность к «московскому романтическому» вполне очевидна. «Розовое и белое» Копыстянских - новая видеоинсталляция, совсем недавно демонстрировалась в лондонской Lisson Gallery. В основе – восемь «случаев» Даниила Хармса. Основываясь на символизме цветов и киноаллюзиях, Копыстянские создают своеобразный видеоколлаж, полный пространственных парадоксов и смещений во времени.

..............