Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
18 января 2006, 11:39 • Культура

«Броненосец» в потемках Музея кино

«Броненосец» в потемках Музея кино
@ cinema.kitp.ru/museikino/

Tекст: Игорь Шевелев

Юбилей странным образом актуализируется нынешними событиями вокруг Черноморского флота. Об удивительном феномене этого шедевра мы разговариваем с киноведом, директором Музея кино Наумом Клейманом.

– Давайте начнем со справки: как обстояло дело 80 лет назад?
– 18 января 1926 года состоялся пресс-показ в кинотеатре «Художественный». А 19 числа фильм вышел в нескольких московских кинотеатрах – «в массовый прокат», как тогда говорили.

– Это был первый показ «Броненосца «Потемкин»?
– Нет, это была публичная премьера фильма, который был показан 24 декабря 1925 года на торжественном заседании в Большом театре, посвященном 20-летию первой русской революции. Собственно говоря, фильм и был заказан Эйзенштейну для этого торжественного заседания. Никто не думал, что его можно будет показывать в широком прокате.

– Почему?
– Сергей Эйзенштейн после «Стачки» приобрел авторитет мастера массовых сцен, художника революции. Предполагалось, что он снимет юбилейный фильм, который потом можно будет использовать на лекциях и собраниях в качестве пропагандистского материала. Чиновники на это и настроились, несмотря на огромный успех фильма во время показа в Большом театре.

Сначала было сделано очень мало копий. Есть легенда, что Маяковский приходил к тогдашнему руководству кинопромышленности и в гневе требовал, чтобы фильм выпустили в массовый прокат, напечатав большой тираж.

Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн
– Январская премьера сразу подтвердила эти требования?
– Да, когда фильм вышел в Москве, он завоевал публику, к удивлению прокатчиков, которые были уверены, что без кинозвезд и любовной истории фильм обречен. Даже стали, недоумевая, сравнивать «Броненосец «Потемкин» с боевиком того времени – фильмом «Багдадский вор» с Дугласом Фербенксом в главной роли.

Но потом, в апреле, «Броненосец «Потемкин» был показан в Берлине – с оглушающим успехом и с невероятными цензурными скандалами, когда его пытались запретить... И тут уже Эйзенштейн стал мировой знаменитостью.

Это был второй толчок. Фильм выпустили еще более широким прокатом по всей стране, по союзным республикам.

С тех пор фильм практически не сходит с экрана.

– В чем же причина? Ведь, что ни говори, фильм снят на заре кинематографа?
– Странным образом фильм за эти годы не только не потускнел как классика кино, но и подтвердил репутацию прокатного хита. Мы в нашем Музее кино показываем его регулярно, он ездит по разным странам, всегда собирая полные залы. В прошлом году показали его на Берлинском фестивале в театре «Хебель», с настоящим живым оркестром. Зал был битком набит. Показывали дважды, билеты стоили очень недешево. Был огромный успех. На протяжении всего года «Потемкина» показывают в столицах мира, выходят DVD, фильм идет по телевидению. До сих пор это хит.

– У вас есть объяснения этому феномену?
– Фильм удивителен тем, что каждый раз обретает новый контекст. Например, стоит какой-либо стране обрести независимость – после колониального господства или свержения диктатора, – немедленно выходит в прокат «Броненосец «Потемкин». Так было в Индии, когда она освободилась от британского владычества. Так было в Португалии, когда свергли Салазара. Фильм прошел по всей Африке после ее освобождения. Удивительно, но эта картина – некий знак свободы.

– Поэтому ее поддерживают левые интеллектуалы?
– Знаете, на самом деле этот фильм – не призыв к революции. Он об отстаивании человеческого достоинства и права на свободу. Призыв покончить с насилием – вот главная тема «Потемкина»! Покончить с насилием, опустить поднятые орудия, сказать друг другу: «Братья!» Поэтому фильм очень широко вписывается в контекст современности. Он очень созвучен ей и очень нужен сегодня. И мне крайне жаль, что его неправильно показывают по телевидению, – запирая или в глубокую ночь, или в киноклубные программы на канале «Культура». Эта картина, которая отвечает на самые сущностные вопросы нашего бытия. Надеюсь, покажут не только в юбилеи.

Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»
Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»

«Крылышкуя золотописьмом тончайших жил...»

– Не могу вас не спросить о судьбе Музея кино. Это ведь и дом «Броненосца «Потемкин». Не собираетесь ударить из всех орудий по его врагам?
– Нет. Мы находимся в стадии преображения. Одни говорят, что, умерев, мы по-буддистски родимся в новую жизнь. Другие надеются, что мы из стадии куколки станем бабочкой. Третьи оплакивают нас, и я считаю, что рыдание – это самое непродуктивное, что может быть. Дело сделано, и мы назад не оглядываемся.

– И что происходит в данный момент с будущей бабочкой?
– Мосфильм закончил ремонт помещений. Мы начинаем перевозить мебель, фондовые коллекции. Готовимся перевозить фильмы, которые сейчас пакуем. До конца января наши фонды переедут и тем самым будут спасены.

Все это не складируется, как писали некоторые СМИ. Это будет нормальное помещение, где продолжится работа по комплектованию и описанию фонда, по созданию каталога.

Сколько нам суждено быть арендаторами на Мосфильме, столько будет продолжаться нормальная работа фонда. Пока перерыв в кинопоказах, мы будем реставрировать копии, подклеивать их, увлажнять, чтобы продлить срок их жизни. Все это с помощью НИКФИ – Научно-исследовательского кинофотоинститута. Мы очень благодарны Федеральному агентству по культуре и кинематографии, которое выделило нам немалые деньги на упаковку, эвакуацию, ремонт и аренду.

– Но Музей кино был славен не только фондом, но и демонстрацией этого фонда всем желающим.
– Да, что касается фильмов и выставок. Мы провели первый опыт с Музеем современного искусства в Ермолаевском переулке. Там только что закончилась выставка плакатов и киноафиш 1910-1930 годов, на которой мы показывали и фильмы. В четырех залах одновременно шла демонстрация фильмов с утра до вечера, и очень много народу сидело. Все остались довольны.

– Опыты эти продолжите?
– Да, с помощью наших друзей федерального и муниципального уровня будем продолжать эту экспозиционную деятельность и в Москве, и в провинции. Хорошо работали с Русским музеем в Питере, с Нижним Новгородом. В Перми будем показывать выставки. Программа большая, и требований к себе в этот переходный период мы не снижаем.

..............