Взгляд
4 февраля, суббота  |  Последнее обновление — 02:59  |  vz.ru
Разделы

Запад стер из памяти важные знания о России

Ирина Алкснис
Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Западные элиты забыли то, что усвоили из многочисленных и полезных, хотя местами весьма болезненных уроков прошлого – Россию можно обмануть, Россию можно разложить изнутри, но Россию нельзя победить просто грубой силой. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Перспективы России на нефтяном рынке внушают оптимизм

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Перенастройка экспортных потоков, безусловно, является болезненной – и для покупателей нефти, и для самой России. Россия, вероятно, будет вынуждена временно сократить добычу нефти в среднесрочной перспективе. Подробности...

О нейтралитете Австрии и Швейцарии пора забыть

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Австрия и Швейцария – не нейтральные государства. Они в полной мере вовлечены в антироссийскую политику. И России не стоит питать иллюзии на сей счет. Просто они специализируются на дипломатии, а не на войне. И потому кажутся более вменяемой частью коллективного Запада, к которому всецело принадлежат. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве

В России отпраздновали 80-летие победы в Сталинградской битве. Памятная дата отмечается не только в России, но и за ее пределами. Основные торжества прошли в Волгограде, где состоялся военный парад и другие торжественные мероприятия. Сталинградская битва была одной из крупнейших в истории человечества
Подробности...

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: США заявили о подрыве фундамента отношений с Китаем из-за аэростата

    Главная тема


    США оказались бессильны перед китайским воздушным шаром

    юбилей речи в ООН


    Рябков: Колин Пауэлл с пробиркой стал олицетворением лицемерия правящей элиты США

    «величайшая ошибка»


    Вучич: Решение отправить немецкие танки Киеву укрепило веру россиян в СВО

    физика и математика


    К абитуриентам технических вузов решили снизить требования по русскому языку

    Видео

    наступательная операция


    Освобождение Артемовска приведет к перелому в боях за Донбасс

    «Коридор без выхода»


    Зачем Украина создает восемь новых штурмовых бригад

    акции протеста


    Украинские продукты разоряют европейских фермеров

    объединенная группировка


    Зачем Германия поглощает армию Нидерландов

    Несбиваемый аэростат


    США оказались бессильны перед китайским воздушным шаром

    уроки прошлого


    Ирина Алкснис: Запад стер из памяти важные знания о России

    нефтяной фактор


    Глеб Простаков: Перспективы России на нефтяном рынке внушают оптимизм

    никаких иллюзий


    Вадим Трухачёв: О нейтралитете Австрии и Швейцарии пора забыть

    на ваш взгляд


    Как часто вы используете ненормативную лексику в разговоре?

    «Броненосец» в потемках Музея кино

    Наум Клейман
       18 января 2006, 11:39
    Фото: cinema.kitp.ru/museikino/
    Текст: Игорь Шевелев

    Юбилей странным образом актуализируется нынешними событиями вокруг Черноморского флота. Об удивительном феномене этого шедевра мы разговариваем с киноведом, директором Музея кино Наумом Клейманом.

    – Давайте начнем со справки: как обстояло дело 80 лет назад?
    – 18 января 1926 года состоялся пресс-показ в кинотеатре «Художественный». А 19 числа фильм вышел в нескольких московских кинотеатрах – «в массовый прокат», как тогда говорили.

    – Это был первый показ «Броненосца «Потемкин»?
    – Нет, это была публичная премьера фильма, который был показан 24 декабря 1925 года на торжественном заседании в Большом театре, посвященном 20-летию первой русской революции. Собственно говоря, фильм и был заказан Эйзенштейну для этого торжественного заседания. Никто не думал, что его можно будет показывать в широком прокате.

    – Почему?
    – Сергей Эйзенштейн после «Стачки» приобрел авторитет мастера массовых сцен, художника революции. Предполагалось, что он снимет юбилейный фильм, который потом можно будет использовать на лекциях и собраниях в качестве пропагандистского материала. Чиновники на это и настроились, несмотря на огромный успех фильма во время показа в Большом театре.

    Сначала было сделано очень мало копий. Есть легенда, что Маяковский приходил к тогдашнему руководству кинопромышленности и в гневе требовал, чтобы фильм выпустили в массовый прокат, напечатав большой тираж.

    Сергей Эйзенштейн
    Сергей Эйзенштейн
    – Январская премьера сразу подтвердила эти требования?
    – Да, когда фильм вышел в Москве, он завоевал публику, к удивлению прокатчиков, которые были уверены, что без кинозвезд и любовной истории фильм обречен. Даже стали, недоумевая, сравнивать «Броненосец «Потемкин» с боевиком того времени – фильмом «Багдадский вор» с Дугласом Фербенксом в главной роли.

    Но потом, в апреле, «Броненосец «Потемкин» был показан в Берлине – с оглушающим успехом и с невероятными цензурными скандалами, когда его пытались запретить... И тут уже Эйзенштейн стал мировой знаменитостью.

    Это был второй толчок. Фильм выпустили еще более широким прокатом по всей стране, по союзным республикам.

    С тех пор фильм практически не сходит с экрана.

    – В чем же причина? Ведь, что ни говори, фильм снят на заре кинематографа?
    – Странным образом фильм за эти годы не только не потускнел как классика кино, но и подтвердил репутацию прокатного хита. Мы в нашем Музее кино показываем его регулярно, он ездит по разным странам, всегда собирая полные залы. В прошлом году показали его на Берлинском фестивале в театре «Хебель», с настоящим живым оркестром. Зал был битком набит. Показывали дважды, билеты стоили очень недешево. Был огромный успех. На протяжении всего года «Потемкина» показывают в столицах мира, выходят DVD, фильм идет по телевидению. До сих пор это хит.

    – У вас есть объяснения этому феномену?
    – Фильм удивителен тем, что каждый раз обретает новый контекст. Например, стоит какой-либо стране обрести независимость – после колониального господства или свержения диктатора, – немедленно выходит в прокат «Броненосец «Потемкин». Так было в Индии, когда она освободилась от британского владычества. Так было в Португалии, когда свергли Салазара. Фильм прошел по всей Африке после ее освобождения. Удивительно, но эта картина – некий знак свободы.

    – Поэтому ее поддерживают левые интеллектуалы?
    – Знаете, на самом деле этот фильм – не призыв к революции. Он об отстаивании человеческого достоинства и права на свободу. Призыв покончить с насилием – вот главная тема «Потемкина»! Покончить с насилием, опустить поднятые орудия, сказать друг другу: «Братья!» Поэтому фильм очень широко вписывается в контекст современности. Он очень созвучен ей и очень нужен сегодня. И мне крайне жаль, что его неправильно показывают по телевидению, – запирая или в глубокую ночь, или в киноклубные программы на канале «Культура». Эта картина, которая отвечает на самые сущностные вопросы нашего бытия. Надеюсь, покажут не только в юбилеи.

    Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»
    Кадр из фильма «Броненосец «Потемкин»

    «Крылышкуя золотописьмом тончайших жил...»

    – Не могу вас не спросить о судьбе Музея кино. Это ведь и дом «Броненосца «Потемкин». Не собираетесь ударить из всех орудий по его врагам?
    – Нет. Мы находимся в стадии преображения. Одни говорят, что, умерев, мы по-буддистски родимся в новую жизнь. Другие надеются, что мы из стадии куколки станем бабочкой. Третьи оплакивают нас, и я считаю, что рыдание – это самое непродуктивное, что может быть. Дело сделано, и мы назад не оглядываемся.

    – И что происходит в данный момент с будущей бабочкой?
    – Мосфильм закончил ремонт помещений. Мы начинаем перевозить мебель, фондовые коллекции. Готовимся перевозить фильмы, которые сейчас пакуем. До конца января наши фонды переедут и тем самым будут спасены.

    Все это не складируется, как писали некоторые СМИ. Это будет нормальное помещение, где продолжится работа по комплектованию и описанию фонда, по созданию каталога.

    Сколько нам суждено быть арендаторами на Мосфильме, столько будет продолжаться нормальная работа фонда. Пока перерыв в кинопоказах, мы будем реставрировать копии, подклеивать их, увлажнять, чтобы продлить срок их жизни. Все это с помощью НИКФИ – Научно-исследовательского кинофотоинститута. Мы очень благодарны Федеральному агентству по культуре и кинематографии, которое выделило нам немалые деньги на упаковку, эвакуацию, ремонт и аренду.

    – Но Музей кино был славен не только фондом, но и демонстрацией этого фонда всем желающим.
    – Да, что касается фильмов и выставок. Мы провели первый опыт с Музеем современного искусства в Ермолаевском переулке. Там только что закончилась выставка плакатов и киноафиш 1910-1930 годов, на которой мы показывали и фильмы. В четырех залах одновременно шла демонстрация фильмов с утра до вечера, и очень много народу сидело. Все остались довольны.

    – Опыты эти продолжите?
    – Да, с помощью наших друзей федерального и муниципального уровня будем продолжать эту экспозиционную деятельность и в Москве, и в провинции. Хорошо работали с Русским музеем в Питере, с Нижним Новгородом. В Перми будем показывать выставки. Программа большая, и требований к себе в этот переходный период мы не снижаем.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •