17 декабря, воскресенье  |  Последнее обновление — 04:47  |  vz.ru
Разделы

Бардак галактического масштаба

Антон Крылов, журналист
Сразу предупреждаю не посмотревших восьмую часть «Звездных войн»: в этом тексте множество спойлеров. Тех же, кто спойлеров не боится, приглашаю в далекую-предалекую галактику, где творится черт знает что. Подробности...
Обсуждение: 52 комментария

Запреты – дело хорошее

Лев Пирогов, публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»
Чтобы молодого человека к чему-нибудь подвигнуть, ему это надо запретить. Что запретить? Интернет, смартфон, телевизор? Ну, нашего мнения, понятно, не спросят, а вот как поступят те, кто не спросит, погадать можно. Знаете, я думаю, что запретят школу. Подробности...
Обсуждение: 70 комментариев

Нездоровое диванное общество в здоровой стране

Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
Если говорить о личных впечатлениях, то, пожалуй, главным итогом большой пресс-конференции Путина можно назвать осознание того, насколько невротическим стало в России диванное сообщество страны. Подробности...
Обсуждение: 228 комментариев

    Алексея Улюкаева приговорили к восьми годам колонии

    Суд признал экс-министра экономразвития Алексея Улюкаева виновным в получении 2 млн долларов взятки от главы Роснефти Игоря Сечина. Улюкаев приговорен к восьми годам колонии строгого режима, штрафу в 130 млн рублей и к запрету занимать госдолжности в будущем
    Подробности...

    Показан проект «самого экологичного» круизного лайнера

    Японская НПО Peace Boat и финская судостроительная компания Arctech обнародовали амбициозный план – сделать морские круизы менее вредными для окружающей среды. Они запустили работу над амбициозным проектом по созданию экологически чистого круизного лайнера Ecoship, постройка которого обойдется примерно в 500 млн долларов
    Подробности...
    Обсуждение: 9 комментариев

    Путин прилетел на авиабазу Хмеймим в Сирии и объявил о выводе российских войск

    Владимир Путин впервые посетил Сирию. Он принял там парад личного состава авиабазы Хмеймим и пообщался с президентом САР Башаром Асадом. В ходе этого исторического визита он объявил о победоносном завершении российской военной кампании в этой стране и велел приступить к возвращению наших военных на Родину
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:РВСН запланировали 12 пусков межконтинентальных баллистических ракет в 2018 году
         |  vz.ru
        Взгляд

        Выборы 2007

        До выборов в Государственную Думу:

        Поиск по сайту

        Читайте также

        Дурная кровь

        Дебютным романом Павла Вадимова «Лупетта» открывается новая книжная серия «Живая линия»
        Павел Вадимов    5 декабря 2005, 22:07
        Фото: Надежда Балицкая
        Текст: Дмитрий Бавильский

        «Лупетта» – по-итальянски «волчица». Именно так, ласково и грозно, называет свою возлюбленную рассказчик. Лупетта – девушка, чувства к которой приводят главного героя романа на больничную койку: в результате измен и многочисленных волнений у персонажа книги начинается рак. Рак крови.

        Течение болезни и определяет течение сюжета, в котором очень точно выбран повествовательный ритм: главы о болезни и больничном быте чередуются с главами, в которых рассказывается история романа персонажа и Лупетты, предыстория, которая привела к трагическому результату.

        Универсальная метафора

        Обложка книги «Лупетта»
        Обложка книги «Лупетта»

        Четкая, отточенная композиция, буквально рифмующая «кровь» и «любовь». Черное и белое. Низ и верх. Чувства и физиология. Композиционный прием оказывается корневой универсальной метафорой, работающей на всех уровнях. Простая, но эффективно действующая придумка. Плюс материал, трепетный, грузовой – когда слезы подкатывают и ком к горлу.

        «Любовные» главы подвижны, главы, посвященные болезни, перегружены терминологией, описанием биохимических процессов (напоминая тем самым наукообразные отступления у дико модного ныне Уэльбека). Читатель словно бы ныряет из холодной воды в кипяток и обратно. Чудовищное, выматывающее чередование. Из живой воды – в мертвую... Из мертвой – снова в живую. И так – до самого финала.

        Причем правильно расставленные автором акценты не позволяют определенно сказать, какая из сюжетных линий (больничная или любовная) является «мертвой» водой, а какая «живой». Любовь – живая? Но в ней столько боли, столько муки, столько предательства... Болезнь – мертвая? Но куда ж девать пафос сопротивления? Пафос выживания?

        Многочисленные реалии, рассыпанные по роману, делают «Лупетту» едва ли не документальным повествованием, основанным на конкретной биографии конкретного человека. От чего становится совсем уже жарко: каково это – наблюдать хронику объявленной смерти в режиме реального времени.

        Некоторое сомнение в биграфичности возникает из-за того, что книга написана живым и здоровым человеком. Это же не автоэпитафия, не посмертный дневник... Мы читаем текст явно существующего, здравствующего человека. Однако противоречие снимается в финале, когда мы выясняем, что у главного героя наступила ремиссия... последовало выздоровление.

        Так, композиция книги последний и снайперский раз совпадает с реальностью.

        Живой как жизнь

        Павел Вадимов на презентации книги «Лупетта» в клубе «Платформа» в Санкт-Петербурге (www.ripol.ru)
        Павел Вадимов на презентации книги «Лупетта» в клубе «Платформа» в Санкт-Петербурге (www.ripol.ru)

        «Лупетта» – один из самых интересных, мощных дебютов последнего времени. На память приходит другой дебют – Рубена Гальего Гонсалеса, чья пронзительная книга «Черное на белом», удостоенная «Букера», явила миру столь же точное соединение вымысла и нон-фикшн. Мы точно знали, что читаем реальную историю испанского инвалида, который описывает свою сиротскую советскую жизнь и блуждание по больницам и интернатам в духе «Колымских рассказов» Варлама Шаламова.

        Вадимов точно так же бескомпромиссно описывает жизнь «у бездны на краю», все как есть, все как было. Я нашел этот роман в недрах «Живого журнала», где он длился изо дня в день как обычный сетевой дневник обычного сетевого человека. Необычной была концентрация мыслей и чувств, высокий уровень письма, выдававший неслучайность задуманного (и, что не менее важно, исполненного, исполняемого).

        Связавшись с автором, я договорился с ним о публикации в сетевом литературно-критическом журнале «Топос», где и состоялась «официальная» премьера «Лупетты» (http://www.topos.ru/article/3202). Параллельно я предлагал книгу Вадимова самым разным редакциям и издательствам. Многие отнекивались, отказывались, боясь, во-первых, дебюта (не зная брода, не суйся в воду), а во-вторых, не желая связываться с «чернухой».

        Приходилось объяснять, что, несмотря на медикаментозный бэкграунд, книжка у Вадимова получилась светлая и оптимистичная. Тем не менее на некоторое время «Лупетта» зависла. Пока ее не согласился прочитать Борис Кузьминский, начинавший в издательстве «Престиж Книга» новую серию внежанровой литературы. Внежанровой – значит серьезной, качественной, душеполезной.

        «Живая линия» – еще одна отчаянная и героическая попытка Кузьминского поддержать «отечественного производителя» высокохудожественных текстов. Несколько лет назад Кузьминский уже запускал подобную серию (под названием «Оригинал») в издательстве «ОЛМА». В ситуации, когда издателей интересуют быстрые и легкие прибыли, которые гарантирует коммерческое чтиво (тот самый «жанр»), очень важно иметь экспериментальную и малотиражную лабораторию.

        Признанный серьезным явлением литпроцесса, «Оригинал» открыл читателям несколько новых имен (А. Мильштейн, Катя Ткаченко), а также закрепил статус уже существующих (А. Левкин, А. Чудаков, Н. Смирнова). Серия «ОЛМА» просуществовала совсем недолго, однако вскоре в подобном формате были замечены и другие книгоиздательские монстры. Например, «Астрель», питерский филиал АСТа. Выпуском его внежанровой серии «Неформат» занимается Вячеслав Курицын.

        И вот теперь Борис Кузьминский вновь занимается изданием качественной прозы. Вышли четыре книги. Вслед за «Лупеттой» вышел роман парижского авангардиста Дмитрия Бортникова «Спящая красавица» и текст многоопытного екатеринбургского романиста Андрея Матвеева «Зона неудач», который выходил и раньше, но, кажется, под другим названием. Очень важно и приятно, что «Живая линия» открывается дебютной книгой молодого и многообещающего автора.

        На бумаге «Лупетта» выглядит уже не так, как в сети. Электронный вариант бытования этого текста мирволил ощущению документальности невидимой трагедии, совершающейся на наших глазах. Помещенная под твердую обложку, «Лупетта» поворачивается к читателю своими несомненными художественными достоинствами. Подобная многогранность – первый признак того, что перед нами настоящая литература.

        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............