Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

19 комментариев
26 декабря 2005, 22:24 • Культура

Сбой новогодней атмосферы

Как соревнуются телеканалы перед Новым Годом

Сбой новогодней атмосферы
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Сальникова

На телевидении празднование Нового года делится примерно на три временных пояса. Первый, самый широкий пояс – новогодняя атмосфера, которая возникает за несколько недель до праздника и держится в России вплоть до старого Нового года. В нынешнем году почему-то предновогодняя атмосфера чувствовалась слабее.

А на нынешней неделе оформилось пускай и небольшое, но внятное предложение праздновать кое-что помимо Нового года. И это может спасти всех тех, кто не в состоянии несколько дней подряд просто развлекаться, просто веселиться, максимально разгружая мозги и загружая душу весьма однообразным настроением, пускай и приподнятым.

В борьбе с жестоким каноном

Гармония у Феллини возникает как результат неимоверного душевного усилия личности
Гармония у Феллини возникает как результат неимоверного душевного усилия личности

«Культура» напомнила нам, что 110 лет назад появилось кино. Канал поставил в свою программу фильмы Чарли Чаплина, являющие апофеоз не только искусства кинокомедии, но и театральных традиций англо-американского фарса и пантомимы. Чаплиновское остроумие нельзя потреблять как продукт для поддержания хорошего настроения среди гостей и домочадцев. Чаплин всегда оттягивает на себя внимание и захватывает художественной многомерностью, заставляя абстрагироваться от реального бытового времени и пространства.

В силу мощного смехового начала Чаплин все-таки соотносим с Новым годом как временем некоей эйфории. Но уж «8 ½» Феллини за три дня до Нового года – это почти демонстративное игнорирование календарного праздника. Вместе с великим творением итальянского кино к нам приходят растерянные глаза и меланхоличная улыбка Гвидо Ансельми – Марчелло Мастроянни. А вместе с этим героем – бесконечная рефлексия творческого человека, не знающего каникул, не способного отвлечься от своего внутреннего мира.

Гармония у Феллини возникает как результат неимоверного душевного усилия личности, преодолевающей собственные хаос и слабость, но не жестокий драматизм жизни – он-то как раз непреодолим. В этом смысле «8 ½» содержит принципиально иную, не рождественскую и не новогоднюю концепцию бытия.

В картинах сугубо праздничного толка гармония понимается прежде всего как фактор внешнего мира, как счастье и справедливость, выпадающие на долю отдельного человека и подтверждающие разумное устройство жизни в целом. Фильмами, варьирующими данную схему, в ближайшие дни будут заполнены все каналы.

Так осуществляется новогодний канон – ничего слишком мрачного, ничего слишком серьезного. Обязательны локальные хеппи-энды и глобальная вера в лучшее. Ну а канал «Культура» до последнего сопротивляется неизбежному, празднуя днем 31 декабря юбилей Анатолия Кузнецова и предлагая зрителям посмотреть совершенно неновогоднюю картину «Друг мой, Колька!»

Впрочем, НТВ тоже даст осечку в своей феерии оптимизма – утренний эфир 31 декабря начнется с «Жестокого романса».

Праздник коммерции

Первый канал запускает «Статского советника» с его русским колоритом и мегазвездами
Первый канал запускает «Статского советника» с его русским колоритом и мегазвездами

В нынешнем году к праздничности примешивается заполошность, говорящая о неспособности отключиться от дел и будничного распорядка. Точнее всего это настроение выражает реклама пива, бутылками с которым нас приглашают чокаться вместо бокалов с шампанским. Что может быть более прозаического, а потому менее праздничного, чем пиво? Только пакетики с сухариками под новогодней елкой.

Но всего сильнее удручает ролик, в котором толпа Дедов Морозов стоит перед табло, будто отслеживая курсы акций, а потом бросается подключаться к очередному выгодному тарифу. Не дедморозовское это дело – сделки заключать и проценты подсчитывать.

Для большинства каналов, как и для всего делового мира, Новый год – время коммерческих акций, период усиленной борьбы за клиентов и зрителей. Поэтому главные конкуренты – Первый канал, РТР и НТВ – в предновогодние дни словно ведут турнир телесериалов.

Параллельно с уже запущенным по РТР и заведомо культовым «Мастером и Маргаритой» НТВ поставил в свою программу «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… 2». Первая часть этого гламурного китча пользовалась большим успехом, что заставляет оплакивать изрядную часть аудитории. Руководство НТВ, видимо, возлагает на продолжение сериала большие надежды. Первый канал запускает «Статского советника» с его русским колоритом и мегазвездами. А вечером 1 января по Первому пройдет масштабный исторический боевик «Турецкий гамбит».

Рядом с голливудским кинематографом наше ТВ в праздничные дни все активнее утверждает современное российское кино, равняющееся на голливудские стандарты. Эта ставка на «новый русский Голливуд» пока относительна – в силу ограниченного количества новых национальных хитов. Однако очень симптоматично, что на сей раз «Иронию судьбы…» – за всю неделю и за все праздничные сутки! – покажут только один раз, по Первому каналу.

Раньше неустаревающую картину Рязанова показывали не меньше трех раз, а то и пять-шесть, словно признавая, что ничего лучшего мы для встречи Нового года снять не можем. «Ирония судьбы…» объективно остается нашим главным новогодним фильмом. Он светлый, но не без печали, с умным юмором, с тонким чувством жанра и мудрым знанием человеческой психологии.

«Ирония судьбы…» утверждает, что счастье – это очень сложная и жестокая штука. Теперь, похоже, сама внутренняя ориентация на высокую планку популярного, но не упрощающего жизнь искусства окончательно исчезнет. Новая эпоха – новые критерии, новые идеалы, новые потребности.

Пока главными носителями праздничной атмосферы на ТВ остаются реклама и дизайн каналов. Чем консервативнее образность, тем она более празднична. Снегоочистительная машина, пересекающая экран на ТВЦ, – это, конечно, неуместный техницизм.

В остальном все мирно и предсказуемо – снежные и ледяные шары на НТВ, всевозможные шарики, пестрые птички и еловые веточки на MTV, сугробик и сосульки «Домашнего», снеговики, девушки на коньках, наряженные елки и прочие атрибуты веселой зимы на всех «кнопках». И в рекламных роликах все сладко и пестро на белом фоне – хлопья снега и ледяные просторы, хлопья сахарной пудры и кокосовой стружки, горы мороженого и молочные реки, вязаные шапочки и горящие свечи, шишечки и хлопушки.

Есть у снежного рекламного рая одно действительно счастливое свойство – там нет категории холода. Там зима – сугубо визуальное явление. Оно призвано сменять летний антураж хотя бы для элементарного разнообразия. Телевидение уже превратило зиму в часть цивилизации, с ее распродажами, скидками и праздничным дизайном. Остается посмотреть, во что наше ТВ будет превращать новогоднюю ночь.

..............