Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

8 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
5 октября 2005, 16:31 • Культура

Этика после живописи

Этика после живописи
@ aidan-gallery.ru

Tекст: Андрей Ковалев

Насколько этично эксплуатировать для создания произведений искусства людей больных, людей, которые заведомо не в состоянии осознавать последствия своих поступков? Вопрос не так уж и прост, как кажется. Участие людей, которые осознают свои поступки, в какой-нибудь садо-мазо порнографии или даже дурацкие игрища молодежи в очередном реалити-шоу такого вопроса не вызывают – каждый разумный человек волен делать со своим телом все, что ему заблагорассудится.

Однако в случае с работами Мамедова встает и другой почти неразрешимый вопрос: а правильно ли, что в современном обществе существуют такие места, где содержатся люди, заключенные в двойную тюрьму, – собственного безумия и общественного презрения и отторжения?

Хуже всего, что такие проблемы вообще никак не обсуждаются, более того, я даже не могу припомнить, что у нас существуют какие-либо организации, занимающиеся помощью именно этой категории сограждан. Непонятно также – а способно ли наше общество к активному состраданию...

В такой фатальной ситуации «крайним» оказывается художник. Тем более что и у него этическая позиция тоже несколько двусмысленная – Мамедов действительно использует обиженных Богом людей в своих чисто утилитарных целях.

А цель у художника одна, простая и циничная, – создание произведения искусства, то есть, в конечном счете, все того же шоу, которое «маст гоу он». Но в данном случае можно найти ответ – древний, как сама европейская цивилизация. Больны не эти люди, но общество в целом. Но тогда единственным этически возможным выходом была бы реальная помощь этим несчастным.

В этом случае не спасает и сложная система референций к классической европейской живописи, которую выстраивает художник.

Рауф Мамедов
Рауф Мамедов
Северное Возрождение, Караваджо...

Проблему личной ответственности художника нам все равно не разрешить («Был ли убийцею строитель Ватикана?»). Более того, мы должны понимать, что так называемая классика теперь стала непременнейшей частью «общества спектакля», в большинстве случаев манифестации о причастности к великой классической традиции в результате порождают кич чистой воды.

И в данном случае в проекте Рауфа Мамедова можно найти только один прокол. Выпускник постановочного факультета ВГИКа все уж как-то слишком хорошо сделал. Слишком высокого качества постановка, слишком хороши сами фотографии, достигающие эффекта присутствия в пространстве воображаемого музея.

Фотография, даже если она пытается подделаться под живопись, все равно ею никогда не станет. Самая натуралистическая картина все равно создает пространства воображения.

А в фотографии имманентно присутствует тот punctum, о котором писал еще Ролан Барт. То есть неустранимый скол некой невидимой, но Реальности. Вот за этой Реальностью и следует наблюдать на выставке Рауфа Мамедова.

Если смотреть на его работы достаточно долго, то появится возможность пробиться через фотографический глянец. И тогда увидишь, что роли в этом шоу играют истинные блаженные, те самые нищие духом, которые войдут в Царствие Небесное.

Вот тут и содержится ответ на другой сложный вопрос: а не оскорбляет ли проект Рауфа Мамедова чьих-либо религиозных чувств?

Уверен, что только представителей тех конфессий, для которых призыв «Будьте как дети» не имеет никакого значения.