Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

9 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
21 декабря 2015, 11:20 • Авторские колонки

Иерей Димитрий Фетисов: Крестить или не крестить?

Иерей Димитрий Фетисов: Крестить или не крестить?

Причащаю новокрещеного малыша, а его папа, к слову, прошедший катехизацию, добродушно улыбаясь, говорит мне: «Вы ему винцом на рубашку-то капните – на счастье...» Есть ли толк от такого крещения?

Наверное, любой священник, сталкиваясь в своей пастырской деятельности с определенными проблемами, нередко задается вопросом: а как бы на моем месте поступили святые апостолы, окажись они в подобной мне неоднозначной ситуации?

Есть ли толк от крещения, принятого потому, что «мы русские люди и боимся сглаза»?

Ситуаций неоднозначных много, и они сложны, как сложна сама жизнь. В них чаще всего приходится вновь и вновь размышлять об этой труднопонимаемой взаимосвязи духа и буквы Божьего закона, учиться отделять главное от второстепенного.

И при всем этом учитывать одно важное обстоятельство: хоть мы и должны подражать апостолам, да все ж таки мы, к сожалению, в духовном плане чаще всего лишь карикатура на ближайших учеников Господа и имеем «тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1 Кор. 4, 15).

Последний сложный вопрос, на который я не нахожу прямого ответа в Священном Писании, таков: случалось ли проповедникам Слова отказывать в крещении тем людям, которые их об этом просили?

При размышлениях об этом мою голову иногда наполняют фантазии, в контексте Нового Завета кажущиеся явно кощунственными.

Вот к апостолу Павлу приходит человек и говорит: «Крести меня, о блаженный, потому что я потерял аппетит и плохо сплю. Жрецы великой матери Кибеллы запросили слишком большую цену за посвящение в их культ, ну а ты, как я слышал, денег и вовсе не возьмешь, ежели я не предложу.

Сначала я обратился к твоему коллеге по имени Варнава, и он изрядно утомил меня своими фанатичными бреднями про какого-то там Иисуса и Его заповеди. Поняв, что с Варнавой «похлебки не сваришь», я решил обратиться к тебе...»

Историй, порождающих столь кардинальную постановку вопроса и такие кощунственные фантазии, я знаю немало. Вот одна из последних: причащаю новокрещеного малыша, а его папа, к слову, прошедший катехизацию, добродушно улыбаясь, говорит мне: «Вы ему винцом на рубашку-то капните – на счастье...»

Про катехизацию вообще грустная история. В моем храме отец диакон проводит лишь одну довольно краткую беседу перед крещением в любое удобное для крестных и родителей время. И при этом минимуме ко мне постоянно обращаются люди с вопросом: а нельзя ли крестить без катехизации? Нередко в вопросе слышны нотки обиды, мол, что это батюшка нас всякими глупостями обременяет...

Увы, некоторые люди не то что не знают (что не так страшно), но и не желают знать, какова цель крещения, и, судя по всему, своих детей не собираются воспитывать в православной традиции. В несколько шутливой беседе перед совершением этого таинства я обычно иллюстрирую абсурдность данной ситуации аналогией с женитьбой.

«Представьте, – говорю, – человек женится, и на вопрос, почему он это делает, долго не отвечает, а потом несколько неуверенно говорит: «Ну... все женятся – и я женюсь. У меня, кстати, и отец, и дед были женаты... А вообще жениться – это ж хорошо: жена и борщ может сварить, и блины напечь...»

Будет ли такой брак счастливым? Вряд ли.

Есть ли толк от крещения, принятого потому, что «мы русские люди и боимся сглаза»? Имеет ли смысл крестить того малыша, который о Христе потом долгие годы ничего не услышит, а о Его церкви узнает лишь в зрелом возрасте, не от мамы и папы, а из популярного блога, распространяющего всякие гнусные и чаще всего надуманные истории?

Как это ни прискорбно, вряд ли...

Да, многие скажут: но ведь за него, некрещеного, и обедни нельзя будет подавать, а если, не дай Бог, умрет – не отпоешь.

Открою страшную тайну: если действовать по всей строгости канонов (чего церковь сейчас в духе любви и снисхождения не делает), то нельзя поминать на литургии и отпевать человека, который без уважительной причины долгие годы не причащался, так как таковой фактически отпал от церкви.

Проблема еще и в том, что крещеному, но в вере не воспитанному человеку крайне сложно впоследствии войти в церковную традицию, ведь он считает, что он и так в ней находится (хотя при этом может совершать смертные грехи и вместо веры во Христа и Евангелие иметь в голове ньюэйджевский оккультный винегрет).

Портрет такого «православного», живущего, например, в блуде, одобряющего аборты и имеющего в красном углу рядом с ликом Спасителя индийских богов (на удачу), может лишь смешить бесов.

Музыкальные педагоги, занимающиеся постановкой голоса, утверждают аналогичный в данном случае с воцерковлением пример – почти любого человека можно научить петь, поставив ему голос. Но если голос изначально поставлен неправильно – переучить такого «певца» уже практически невозможно.

Знаю, все вышесказанное звучит несколько высокомерно и порождает искренний вопрос: кто же тогда может спастись? Да и кого можно считать тогда православным? Но в свое оправдание хочу сказать следующее.

Во-первых, не я утверждаю элитарность православного христианства – ее утверждает Сам Господь. Вспомним, что такой же вопрос ему задавали в Евангелии (Мф. 19, 16-26) и как Он на него ответил...

Ну, а во-вторых, скажу честно: я еще никому в крещении не отказывал, да и не собираюсь отказывать.

Мои размышления скорее о том, что священникам надо не заниматься профанацией проповеди, а говорить людям правду, пусть и суровую.

Правду о том, что креститься при полном отсутствии желания узнать о вере и хотя бы постепенно присоединиться к церковной общине, по сути, бессмысленно, а иногда, наверное, даже кощунственно.

Впрочем, будет справедливо упомянуть и о том, что мы, священники, далеко не всегда умеем сказать многие правильные вещи так, чтобы обращающийся понял, что им занимаются, его в конечном счете любят. Несомненно, апостолы так говорить умели.

Но все же считаю, что некоторым современным родителям святые апостолы на основании вышесказанного настоятельно посоветовали бы повременить с принятием крещения...

А вы как думаете?

Вы согласны с автором?

564 голоса
57 голосов

..............