Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Почему потомки Уленшпигеля не дали украсть российские деньги

Бельгия – один из столпов европейской цивилизации со всеми ее выдающимися и отвратительными особенностями. И она же стала порогом, о который споткнулась самая серьезная попытка Запада совершить открытый грабеж российских средств.

12 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.

2 комментария
Владимир Касютин Владимир Касютин Собаки и кошки – мягкая сила России

Выяснилось, что среди наших соседей – бывших республик СССР и даже стран Восточной Европы – велик запрос на простые человеческие истории о любви и преданности. Что забота о животных и признательность к ним – универсальна.

20 комментариев
18 марта 2014, 12:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Бердяеву в подарок

Михаил Бударагин: Бердяеву в подарок

140 лет назад родился философ Николай Бердяев, который в 1918-м, рассуждая о революции и консерватизме, ответил на вопрос о том, почему сегодня Россия перестала бояться США. Мир меняется, и масштаб происходящего огромен.

Бердяева вместе со всей русской религиозной философией пытались воскресить в конце 80-х, на волне возвращения забытых имен, однако по-настоящему значимой стала лишь реконструкция розановского стиля, предпринятая Дмитрием Галковским.

Две отмычки, обе – от другой двери

Тогда Галковский своим «Бесконечным тупиком» сделал столько, сколько с тех пор не удавалось сделать ни одному «институту философии» или «факультету онтологии»: до сих пор едва-едва что-то пробивается сквозь его бесконечного Розанова.

1

Николаем Бердяевым «занимаются» и по сей день: в год выходит десяток добротных статей, которые хоронятся в профильных журналах, и я даже их читал, а вам не советую. Хотя он и является одним из самых ярких русских мыслителей, к сожалению или к счастью, Бердяева не пересказать и не проанализировать в одной колонке. Он написал много, его философские работы афористичны и посвящены не столько проблемам познания, сколько логике эволюции автора: от марксизма до идеи свободы и творчества, ключевой в его немного сумбурной философской системе, Бердяев проходит длинный путь.

Остановимся на одной из работ, представляющейся сегодня наиболее актуальной – речь идет о «пятом письме» из сборника «Философия неравенства». Этот текст был написан в 1918-м, во время крушения Российской империи, которое открыло России путь к новой империи, уже советской, и называется «О консерватизме».

Консерватизм, по Бердяеву, не противоречит прогрессу, эта мысль и тогда казалась немного странной, а уж сегодня, когда у каждого по мобильному телефону, звучит совсем уж не к месту.

Вот что пишет Бердяев:

«Правда консерватизма есть правда историзма, правда чувства исторической реальности, которое совершенно атрофировано в революционизме и радикализме <...> Cмысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур. Смысл консерватизма – в препятствиях, которые он ставит проявлениям зверино-хаотической стихии в человеческих обществах».

Что такое «хаотическая тьма и состояние, предшествующее образованию государств», можно понять, взглянув на Украину, где вооруженные бандитские формирования заняты борьбой со здравым смыслом, а директор департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис заявляет о том, что русские являются «диаспорой». Движение «назад и вниз» – вот оно, как заказывали.

Но, кроме препятствий безумию, есть у консерватизма и прогрессивная цель.

Революция неизбежна, но только та революция хороша, которая бросает вызов миру «злого и темного», а вовсе не пытается устроить национальное государство (устаревшее так давно, что мало кто вспомнит) на осколках былой империи.

«Консерватизм есть борьба вечности со временем, – продолжает Бердяев, – голос народа во всей его истории. Когда консерватизм отрицает творчество новой жизни, когда он задерживает движение жизни и представляет лишь силу инерции и косности, он также разрывает отчую и сыновнюю ипостась. Начало консервативное не может быть единственным, ...оно должно быть соединено с началом творческим, с динамическим движением. Правда консерватизма не в задержании творческого движения, а в сохранении... вечного и нетленного в прошлом. Но в прошлом было и много тленного, грешного, злого, темного, и оно обречено огню».

2

Творчество новой жизни – именно так и выглядит сегодня открытие «второго фронта» в мировой политике, самое прогрессивное начинание, меняющее мир куда больше, чем новый гаджет.

Федор Лукьянов в интервью газете ВЗГЛЯД говорит о происходящем в терминах XIX века, апеллируя как раз к европейскому консерватизму, но есть и иная трактовка: все происходящее нужно не для того, чтобы выстроить «силовые линии», а для того, чтобы начать демонтаж существующего миропорядка.

Глядя на Россию, трудно поверить в то, что именно здесь (а не где-нибудь в Калифорнии) может коваться прогресс. Мол, учат нас большие специалисты из Твиттера, все прах, тлен, зарплаты маленькие, сами мы голые, босые, чумазенькие, не то что там, в Европе, очень чисто.

Нужно уползти, молиться и каяться. Потому что есть образ будущего: потребительская цивилизация тотальной зависимости человека от корпораций и их культуры повседневного бытования.

Россия, которая долгое время молчала и принимала эти правила игры, предлагает миру другое будущее, и речь не идет ни о Крыме, ни об Украине. Просто все послевоенное устройство, с гегемонией США, с очень странной долговой финансовой системой, с невозможностью выйти за границы, если тебе не позволяют это сделать люди, которые границ не соблюдают – этот мир может быть (а я полагаю, что должен быть) разрушен.

Мир потребления товаров, где ценностью является не свобода потреблять, не товары, а сам акт потребления, убог, но другого не предлагали.

Россия ищет ответ на этот вопрос. Ищет так, как умеет, меняя границы и бросая вызов гегемону.

«Лишь бы не было войны?» Не страшно. Война не страшна, наш мир выстроен Второй мировой, мы – ее правнуки, и никакого рывка 60-70-х не было бы без кошмара 30-х. «Мы вас уничтожим или купим?» Оказалось, что ни уничтожить, ни купить уже нельзя, а что сделать еще, Запад не знает. Две отмычки, обе – от другой двери.

И пока нас пугали то войсками, то санкциями, то закрытием границ, оказалось, что пугать уже нечем: мировая система доминирования и контроля слаба, и, решая свои геополитические задачи, Россия заодно (пока заодно) объясняет всем, что король-то голый.

Когда я написал о ветре истории, который дует в наши паруса, над этой метафорой вдоволь посмеялись. Но история меняется, и если эти изменения будут основаны на консервативной повестке, да будет так.

Вот и посмотрим, кто кого.

Николай Бердяев, я полагаю, был бы доволен: его идея прогрессивного консерватизма впервые в истории приобрела очертания.

Согласны ли вы с автором?

939 голосов
31 голос