Взгляд
26 октября, понедельник  |  Последнее обновление — 00:46  |  vz.ru
Разделы

Престиж ООН вернет только новая холодная война

Владимир Можегов, публицист
Все международные институты переживают самый серьезный кризис за время своего существования. И едва ли за все время своего существования влияние ООН было так слабо, как сегодня. Подробности...

Как спецназ ГРУ заработал свою легендарную репутацию

Сергей Козлов, ветеран спецназа
Угрозы и вызовы коллективного Запада в отношении России, рост числа конфликтов на наших границах заставляют вспомнить, к чему привело уничтожение специальной (активной) разведки в СССР в конце 1930-х, перед самым началом Великой Отечественной. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Увидеть Антарктиду – и умереть

Тимур Шерзад, журналист
24 октября 1911 года стартовала экспедиция Роберта Скотта к Южному полюсу. Конкуренцию в гонке за покорение Антарктиды Скотту составляла норвежская экспедиция Руаля Амундсена. Этому противостоянию предстояло стать самым мрачным и драматичным событием в истории континента. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Пражская полиция жестко разогнала «антикарантинные протесты»

Вечером 18 октября в Праге прошла масштабная акция протеста футбольных и хоккейных болельщиков против введенного на фоне пандемии правительством Чехии запрета на спортивные мероприятия. Полиция применила водометы и слезоточивый газ. Часть протестующих была задержана
Подробности...

«Союз МС-17» установил рекорд скорости полета к МКС

«Союз МС-17» с тремя членами экипажа впервые долетел до МКС по двухвитковой схеме, установив рекорд скорости полета к станции – 3 часа 7 минут. На борту находились российские космонавты Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков, а также американка Кэтлин Рубинс
Подробности...

Создан прототип сверхзвукового пассажирского лайнера будущего

Обнародован еще один проект сверхзвукового пассажирского лайнера
Подробности...
11:19

Библиотеки открылись в Липецке по нацпроекту

Две модельные библиотеки – имени летчика Героя Советского Союза Михаила Водопьянова и российского ученого и путешественника Петра Семенова-Тян-Шанского – открываются в Липецке по национальному проекту «Культура», на их создание было направлено более 10 млн рублей, сообщила директор Центральной библиотечной системы Липецка Виктория Якимович.
Подробности...
17:41

В Самаре открылась выставка молодых художников «Изображая слово»

В Самарской областной универсальной научной библиотеке открылась выставка молодых художников «Изображая слово».
Подробности...
17:23

В Омской области открыли «дом культуры на колесах»

В Омской области продолжается реализация национального проекта «Культура». В рамках основных мероприятий направления «Культурная среда» в Нововаршавский район поступил многофункциональный передвижной культурный центр.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: США объявили о гуманитарном перемирии в Карабахе

    Главная тема


    Эрдоган угрожает Европе мусульманами

    ответный удар


    Президент Карабаха обсудил с силовиками шаги по нанесению «потерь» ВС Азербайджана

    конкуренция в космосе


    Рогозин заявил о бессмысленности лунной гонки

    историческая находка


    В Иерусалиме заявили об обнаружении гвоздей с распятия Христа

    Видео

    оперативная обстановка


    Коронавирус воюет в Карабахе на стороне Азербайджана

    ставка центробанка


    Небывало дешевым российским кредитам грозит подорожание

    «мягкая сила»


    У «Большой Украины» есть немалые препятствия

    проект «Триморье»


    Россия получила поддержку от неожиданной страны ЕС

    Убийство в Париже


    Игорь Мальцев: Французские теракты ведут к топ-блогерам из параллельных соцсетей

    военные объекты Киева


    Глеб Простаков: Зеленский приглашает украинцев к войне с Россией

    закрепиться в Закавказье


    Вадим Трухачёв: Евросоюз ведет вокруг Карабаха свою игру

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Как изменились ваши отношения в семье за время самоизоляции и удаленки?

    Иерей Димитрий Фетисов: Атрибуты Бога

    16 октября 2014, 10:00

    Недавно по радио услышал занятный и очень распространенный анекдот. Ведущий традиционно сетовал на то, сколько же «наносного и лишнего» есть в любой религии, а особенно в нашей – православной.

    Содержание анекдота примерно таково: «Однажды человечеству вконец надоело почитать Бога, исполняя многочисленные обряды, и оно, взбунтовавшись, решило порвать всяческие с Ним отношения.

    Зная доброе, мы все равно делаем худое, проявляя некую шизофреничную раздвоенность воли

    Творец не стал им препятствовать, но попросил вернуть людей все то, что Он им дал прежде. Мятежники, вняв этой просьбе, нашли огромное поле и, принеся туда горы религиозных книг, икон, священных риз и прочей атрибутики, сказали: вот все, что Ты, Господи, нам дал, и все, что нам так надоело.

    На это Вседержитель им ответил: «В этой горе нет ничего Моего, но лишь то, что вы сами себе напридумывали, якобы почитая Меня. Все Мое – это всего лишь те краткие десять заповедей...»

    Интересный анекдот. Он хорош тем, что весьма ярко иллюстрирует проблему непонимания различными мыслителями того, что составляет сущность православного религиозного мировоззрения, которое, по мнению некоторых, ассоциируется прежде всего с некоей системой запретов – заповедей – и последующей, в случае их исполнения, наградой в жизни вечной.

    Конечно, это довольно примитивное представление о сути нашей веры и даже самой психологии верующего человека. Все дело в том, что исполнение заповедей не является главной целью нашей деятельности.

    Наша цель – это единение с Богом, взращивание в себе любви к Нему и уже, как следствие, – исполнение Его заповедей. Т.е., грубо говоря, как последствием болезни желудка является дурной запах изо рта, так и последствием нелюбви к Богу является нарушение Его заповедей.

    Мы считаем, что главная проблема общей и частной деградации человека не столько в том, что он не может четко и внятно ответить себе на вопрос о добре и зле, а в том, что, зная доброе, мы все равно делаем худое, проявляя некую шизофреничную раздвоенность воли.

    Проблему явственно обозначил апостол Павел, говоря в одном из своих посланий: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». (Рим.7:19).

    Эту поврежденность, приводящую, в частности, к нарушению заповедей, вылечить, с точки зрения православия, может только Бог, основываясь на соработничестве с человеком, проявившим свою свободную волю так, чтобы допустить Его как можно глубже во всю свою жизнь.

    В идеале наша вера – это теснейшие взаимоотношения любви двух конкретнейших личностей – Бога и человека. Причем любовь человека к Господу обозначается святыми отцами довольно простым и несколько грубоватым древнегреческим словом «эрос», подчеркивая некоторую сравнительную примитивность нашей любви и ее экстатичность, по сравнению с любовью божественной. В этом вся мистика православия. В этом его сердцевина и ключ к пониманию его аскетики и культа.

    В этом же, на мой взгляд, и причина невозможности его полного описания как системы (любовь мужчины и женщины досконально описать и регламентировать невозможно, где уж пытаться описать взаимоотношения любви Бога и подвижника).

    Да и причина невозможности, с точки зрения православного богословия, изобретения «харизмометра» (прибора, позволившего бы нам измерять, насколько тем или иным поступком мы угодили Богу), по той же причине в корне несостоятельна, поскольку отношения любви двух сердец неизмеримы никакими единицами.

    В Священном Писании имеется немало примеров аллегорий таких взаимоотношений между Богом и душой аскета. Самым ярким образом здесь является книга «Песнь песней», повествующая о страстной и пылкой любви между невестой и женихом. Изобилие эротических образов и сюжетов в этой библейской книге многие святые отцы истолковывали именно в контексте понимания экстатичности наших взаимоотношений с Богом.

    Возвращаясь к анекдоту. Все перечисленные там вещи, которые люди принесли на огромное поле – иконы, ризы и многое другое – это пример такой экстатичности.

    Нужны ли все эти вещи Богу? Не забывая, что материя, согласно Библии, может быть особым образом освящена Творцом и посредством нее Он может действовать в этом мире (вспомним, например, феномен чудотворных икон), мы можем с точностью сказать, что Ему этого ничего не нужно. Это нужно прежде всего нам – ведь любовь обязательно должна как-то проявляться.

    Она не может замыкаться в себе и не совершать «глупых», с точки зрения чистой логики, поступков. Бедный студент Петя дарит студентке Маше букет цветов, купленный на последние гроши.

    И хотя, в каком-то смысле, было бы более правильно подарить ей, приехавшей учиться из далекой захудалой деревеньки, батон колбасы, а то и вовсе конвертик с купюрами, мы понимаем, что в главном Петя прав и из него, судя по всему, выйдет прекрасный муж, ведь раз сейчас он готов на малую жертву, значит, потом будет готов на великую.

    И наше без преувеличения самое прекрасное в мире богослужение (те, кто присутствовал на патриаршей службе в Троице-Сергиевой лавре, поймут, о чем я), с которым не сравнится никакой другой культ, – это такой же цветочек для Господа. Так же, как и свечки за 15 рублей, золотые купола, пост по средам и пятницам и многое, многое другое.

    Освящая дома, машины, рабочие места и кропя, согласно уставу, крещенской водой отхожие места в день Богоявления, мы приглашаем Господа войти во всю нашу жизнь без остатка. Приглашаем войти и, в конце концов, освятить наши сердца, сделав их свободными от греха.

    И когда это освящение произойдет, то мы непременно перейдем от в какой-то мере абстрактной созерцательной любви к Богу к деятельной и уже не сможем быть безразличными к чужому страданию и скорби, но будем жертвенно гореть для всех, как свеча.

    Те же, кто сочиняют и с упоением рассказывают анекдоты о ненужности атрибутики культа, на мой взгляд, прямо говорят о желании полного «развода» с Богом. Очевидно, что, не имея возможности по ряду причин игнорировать факт существования Творца, многие люди старательно и изощренно конструируют всякие софистические схемы, желая отправить саму мысль о Боге на дальнюю полку, в самый темный угол своего сознания.

    Не знаю, как у других священников, но ко мне нередко обращаются люди и с гордостью, видимо, оправдывая себя (хотя я их ни в чем и не укоряю), начинают говорить о том, что они хоть в церковь и не ходят, но Заповеди соблюдают. В таких случаях я обычно спрашиваю, «а какие Вы знаете Заповеди»? И чаще всего слышу в ответ после длительного и неловкого молчания неуверенное «не убий». Этим все знания, как правило, и ограничиваются.

    В самом деле, давайте уж не будем лгать себе, оправдывая свою индифферентность по отношению к любящей нас Личности и сочиняя для этого всякие софизмы. Абсолютно уверен, что искреннее и скорбное признание себе в нелюбви к Нему может стать началом серьезного религиозного возрастания.

    ВЫ СОГЛАСНЫ С АВТОРОМ?

    607 голосов 60 голосов


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •