Взгляд
25 января, понедельник  |  Последнее обновление — 13:39  |  vz.ru
Разделы

Хайпожорство – это преступление

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
У тех, кто щекочет себе нервы и пытается получить хоть какое-то внимание путем съемок и распространения видео чужих страданий, нет ни совести, ни будущего. Это морально искалеченные люди. Кто-то живет без ноги, кто-то без глаза, а эти живут без души. Подробности...

Ипотечный передоз для экономики

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Ипотека должна перестать быть единственным лекарством для стройки, а стройка – единственным лекарством для экономики. А банкам нужно кредитовать реальный сектор, а не только и не столько влезающих не от хорошей жизни в долги физлиц. Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

От изуверия схиигумена Сергия к церквеубийству

Дмитрий Юрьев
Дмитрий Юрьев, политолог
Схема такая. Ненависть к греху сначала подменяется ненавистью к грешникам, потом – произвольным и самочинным «назначением» в грешники по социальному, этническому или любому другому признаку, а потом – обожествлением этой ненависти и превращением ее в идола для фанатичного поклонения. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Джозеф Байден стал 46-м президентом США

Джозеф Робинетт Байден–младший принес в среду присягу на ступенях Капитолия в качестве 46-го президента США, а Камала Харрис стала вице-президентом страны. Новый глава Америки назвал день своей инаугурации «днем истории, надежды и обновления», призвав американский народ к единению
Подробности...

Умер создатель «Ералаша» Борис Грачевский

Художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский, с конца прошлого года боровшийся с COVID-19, умер на 72-м году жизни. Коллеги отмечают, что с его смертью ушла целая эпоха и высказывают надежды на сохранение «Ералаша»
Подробности...

Капитолий превратился в казарму Нацгвардии США

Палата представителей США рассматривает вопрос об импичменте президенту Дональду Трампу. А в это время коридоры Капитолия заполнили бойцы Национальной гвардии. Однако обстановка спокойная и сотни мужчин в камуфляже и с огнестрельным оружием разлеглись на полу, занимаясь своими делами. Многие спят
Подробности...
17:52
собственная новость

Девять школ искусств Якутии оснастят в 2021 году в рамках нацпроекта «Культура»

Более 47,8 млн рублей получат девять районных детских школ искусств Якутии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2021 году, сообщила пресс-служба Минкультуры Якутии.
Подробности...
11:55

В Якутии по нацпроекту решили открыть девять модельных библиотек

В Якутии выбрали девять библиотек, которые в этому году приобретут статус модельных по национальному проекту «Культура».
Подробности...
17:54

В шести горных селах Дагестана отремонтировали дома культуры

Дома культуры в шести горных селах Дагестана капитально отремонтировали в 2020 году по нацпроекту «Культура». Два из них уже открылись после капремонта, остальные планируется открыть до конца декабря, сообщила врио министра культуры Дагестана Зарема Бутаева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: По факту участия в незаконных акциях в Москве зараженных коронавирусом завели уголовное дело

    Главная тема


    Когда большинство граждан России получат ковид-прививку

    информационная атака


    Соловьев ответил на требования Германии разъяснений о «дворце» Путина

    «Лежу я себе на Мальдивах»


    В Сети отреагировали на стихотворение Слепакова о «диванных оппозиционерах»

    «добро пожаловать домой»


    Пригожин отреагировал на возвращение «блудной дочери» Максаковой в Россию

    Видео

    американская дипломатия


    Как России следует ответить на провокацию посольства США

    антигосударственный шантаж


    Чем опасны «вопиющие угрозы» Google

    конспирология и факты


    В истории «продажи ноутбука Пелоси СВР» оказалось несколько загадок

    несанкционированные акции


    Реальный протест Навального оказался слабее виртуального

    отношения с США


    Что ждать России от президентства Байдена

    Жизнь в интернете


    Арсений Гончуков: Куда бежать из соцсетей

    место разногласий


    Алексей Токарев: Как Байден повлияет на отношения России с соседями

    Революция недостойных


    Алексей Алешковский: Либералы исповедуют большевистские ценности

    на ваш взгляд


    Как изменятся отношения между Москвой и Вашингтоном после прихода Джозефа Байдена?

    Андрей Архангельский: Пустой нашего времени

    20 января 2011, 10:00

    «Настоящий человек» – тот, который хотел быть больше себя и чтобы все его за это уважали – закончился. Сегодня такое поведение неэффективно и не нужно, что и подтверждает история Марка Цукерберга, основателя Facebook, рассказанная в фильме «Социальная сеть».

    Два фильма на этой неделе образовали заманчивую параллель: «Социальная сеть» Дэвида  Финчера, получившая четыре «Золотых Глобуса» (а «Глобус» это почти гарантия победы на «Оскаре»), и фильм «Сатисфакция» по сценарию Евгения Гришковца (режиссер Анна Матисон), который выходит на этой неделе в российский прокат. Мой учитель, бывший редактор «Огонька» В. Б. Чернов, говорил, что журналист должен уметь связать два совершенно любых события. Это умение в эпоху скоростной журналистики – вещь, безусловно, полезная, но в данном случае никакой натяжки нет. Оба эти фильма, как мне кажется, об одном об отсутствии у современного человека души. Один о жалких попытках героя эту душу у себя и у других найти, а второй – нормальное, позитивистское смирение с этим фактом: ну, нет и нет.

    Именно этим ощущением – что в мире нет ничего, ради чего можно было бы совершить сверхпоступок – «Социальная сеть» и хороша

    «Настоящий человек», как его понимала культура, закончился. Человеком в рамках этой культуры считался тот, кто стремился стать больше себя и хотел, чтобы его за это уважали. Это «сверхценностное поведение» было мотивом не менее сильным, чем желание пищи и сна, и, как утверждал Фукуяма, двигало историю вперед. Сегодня и такой человек, и такое поведение неэффективно и попросту не нужно, что и подтверждает история Марка Цукерберга, основателя Facebook, которому посвящен фильм «Социальная сеть».

    Как заметила кинокритик Лидия Маслова, «...побывав на Facebook, мысленно реконструируешь лицо придумавшего его человека: глуповатое, трусоватое, вместе с тем нагловатое, а главное, аутичное, неспособное выражать адекватную реакцию на слова собеседника». Но эта отмороженность героя, однако, и есть главное достоинство фильма: то, как актер Джесси Айзенберг умудрился это сыграть – хотя и гения, но типичного представителя своего времени, аутиста и социопата.

    В нем все приглушено, лишено каких-либо приливов и отливов. Такой социально-спящий тип присутствует в мире ровно настолько, насколько его вынуждает к этому физиология: без всего остального дружбы, любви, привязанности и еще десяти тысяч развлечений, придуманных человечеством он может легко обойтись. Цукерберг был таким еще до создания Facebook, утверждают авторы, а с Сетью они просто очень хорошо совпали характерами.

    Бывшие партнеры, братья Кэмерон и Тайлер Винклвоссы, которые с ним судятся, и судья, и даже друзья – они все люди еще из нашего, традиционного мира, в котором принято заканчивать Гарвард и участвовать в гонках на каноэ, держать Слово и продолжать Дело Отцов. Наш герой не то что смеется над этим, но он в принципе не понимает, что они имеют в виду, говоря «дружба», «честь» или «любовь». Это все равно как если бы трехмерное изображение упрекало двухмерное в том, что, мол, ты какое-то плоское.

    Авторы «Сети» по инерции решили все-таки оставить в фильме один человеческий мотив из «старых, добрых» времен: дэвушки. Это и стало их единственным проколом: дэвушки тоже никак не могут изменить нового героя. The Daily Telegraph приводит слова самого Цукерберга, который посмотрел фильм: «Создатели попали в точку насчет всех футболок, которые носил персонаж Цукерберг, и насчет всех сандалий и тому подобного. Но они ошиблись насчет фундаментальных вещей – что будто бы единственной мотивацией для создания Facebook было привлечение внимания со стороны девушек».

    За все надо платить: за комфортное и бесконтактное существование в Сети мы расплачиваемся стиранием, растворением личности и потерей адекватности. Наше физическое существование уже под вопросом: если учесть, что виртуальное Я действует в течение всего дня гораздо более активно, чем реальное, это не может не отразиться на моей психической организации. Новый человек не сверх, а, напротив, получеловек, поскольку он не видит в этой «полноте» необходимости.

    Тут нет больше «личности» в привычном понимании, и это нужно хорошо понимать, чтобы не допустить ошибки: таких людей нельзя оценивать мерками прошлого времени.

    Сегодня он борется за число ссылок или френдов, и хотя его борьба выглядит мелковато, он  ничуть не менее герой – просто он герой по меркам своего времени.

    Важно ли такому человеку, чтобы его уважали? Скажем так: он понимает это несколько иначе. Уважение в Сети выражается хотя и символически, но поддается исчислению. Таким образом, «жажда признания», о которой писал Фукуяма, проявляется и здесь, но это уже другая жажда: она не требует жертв и страданий и, соответственно, делает людей не столько более добрыми, сколько менее опасными. Абсолютная приспособляемость к начальнику или растворение менеджера в клиенте говорит не о каком-то особо подлом устройстве менеджерской душонки, а о том, что он без прежней принципиальности относится к этой проблеме.

    Цукерберг человек будущего, отмороженного и полунастоящего, но будущего. В фильме он и к собственному успеху относится так же: не совсем понимая, что с этим делать. Именно этим ощущением  – что в мире нет ничего, ради чего можно было бы совершить сверхпоступок – «Социальная сеть» и хороша. А, главное, создатели фильма не видят в этом проблемы. Ну и что, что полу-? Криминального ничего нет, в суде ведет себя адекватно, живет себе – ну и пусть живет. Просвещать его? По части мозговых извилин он всем еще фору даст. Знакомить с идеалами? Бессмысленно: он вас просто не поймет. Нужно просто примириться с таким человеком.

    Ну вот. А в это время на другом конце света, в России, выходит фильм «Сатисфакция» (автор сценария и исполнитель главной роли Евгений Гришковец). Крупный бизнесмен из провинции, лет 45, переживает душевный срыв (слово-то какое, из старого словарного запаса!) Его младший партнер и друг, лет 30 (учился в Лондоне, типичный карьерист), затеял интрижку с женой бизнесмена. Молодого человека можно было бы закопать, избить до полусмерти, закатать в цемент – но это все уже было: скучно и неэффективно. Наш герой хочет именно моральной сатисфакции: чтобы партнер потек, чтобы он раскрылся, показал себя и свою ничтожность и тогда главный герой торжественно заклюет его с высоты собственных моральных принципов.

    Итак, алкогольная дуэль (а алкоголь  символ «настоящего» для поколения 45-летних): кто первым вырубится, тот и проиграл. Так вот, герой в исполнении Гришковца со всеми своими принципами, со своим «настоящим» поначалу очень уверенно наступает, но все его аргументы быстро рассыпаются о некую циничную честность Ничто, честность без личности. Младший и беспринципный партнер (Денис Бургазлиев) на самом деле такой мини-Цукерберг. Он вообще не понимает, из-за чего сыр-бор. Но при этом его жизненная беспринципность, как вскоре выяснится, гораздо более милосердна и уважительна по отношению к людям, чем лицемерие Настоящего. Заканчивается дуэль тем, что классический герой формально побеждает, но проигрывает самому себе. И рыдает скупо, судорожно, утром, в одиночестве, когда бывший дружок давно вырубился. То есть фильм заканчивается на привычной высокой ноте: ведь разочарование в себе – это все-таки тоже качество, присущее героическому времени. И мы умиляемся тому, что русские бизнесмены, хотя и звери, но все-таки настоящие.

    И что тут сказать? Сказать, что меня как-то восхищает это «настоящее», не могу: сыт по горло. Но не могу и сказать, что новые антиценности, новая пустота и стерильность мне как-то ближе. Другое дело, я понимаю: это новое уже неотвратимо, и именно в этой пустоте имени Цукерберга придется как-то налаживать дальнейшую жизнь.



    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •