Владимир Добрынин Владимир Добрынин В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

24 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

54 комментария
11 сентября 2008, 18:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Бен Ладен будет жить

Михаил Бударагин: Бен Ладен будет жить

Америка вспоминает сегодня трагедию 11 сентября. В России к этой дате относятся существенно прохладней. Даром что терроризм – явление международное и теракты могут случиться где угодно.

Опасность никого ни в чем не убеждает. Лучшим способом убеждения остается коллективный миф, общее убеждение в том, что «все в действительности не так, как на самом деле».

11 сентября, кроме всего прочего, стал днем рождения самого сильного западного мифа: мифа об Усаме бен Ладене, который прячется в горах Афганистана, неуловимый, как мстители из старого советского кинофильма.

Бен Ладен все реже и реже мелькает в эфире «Аль-Джазиры», сам факт его существования тысячи раз ставился под сомнение даже в самих США, но мир живет с этим мифом, потому что другой опоздал прийти ему на смену.

Миф о тайной организации, затаившейся на краю земли и рассылающей своих эмиссаров по всему свету, очень западный по сути

Миф о тайной организации, затаившейся на краю земли и рассылающей своих эмиссаров по всему свету, очень западный по сути. Мало того, этот миф словно бы специально придуман для обывателя, которому в худшем случае останется просто в него поверить, а в лучшем – хватит фантазии выдумать себе десяток-другой спецслужб, самому лихо закрутить сюжет и довести незримые нити до Пентагона или Белого дома.

Американский обыватель тут как две капли воды похож на российского, да и на любого другого, пожалуй.

Башни-близнецы рухнули, а Усама так и не пойман; все жертвы оплаканы, а возмездие так и не наступило: начинается новый, очень непривычный для телезрителя сюжет. Литература и кинематограф не случайно придумывают все новые хеппи-энды: счастливый конец со скупой слезой и считываемым с первого эпизода пафосом – нечто большее, чем просто отрада для домохозяек.

Хеппи-энд – торжество добра и справедливости, смерть или упромысливание главного злодея – возвращает мир в его нормальное состояние. А нормальное состояние мира – это когда, по выражению Салтыкова-Щедрина, простому человеку не возбраняется «пироги печь».

Бен Ладен все реже и реже мелькает в эфире «Аль-Джазиры», сам факт его существования тысячи раз ставился под сомнение (фото: jamestown.org)
Бен Ладен все реже и реже мелькает в эфире «Аль-Джазиры», сам факт его существования тысячи раз ставился под сомнение (фото: jamestown.org)
Миф, не имеющий финала (в нашем случае под финалом стоит понимать голову Усамы на блюде, расписанном под цвета американского флага), крайне опасен, потому что консервирует сюжет, не дает трагедии сменить мелодраму, а длинному созерцательному фильму прийти на смену хоррору. С 2001 года мы видим одну и ту же ленту: Америка в кризисе (Джордж Буш, к слову, честно признался в этом кризисе сразу после атаки на башни-близнецы), борьба с терроризмом продолжается, бен Ладен прячется в горах. День сурка, растянувшийся на семь лет.

Скоротечной гибели западной цивилизации, которую так радостно предсказывали апологеты теракта 11 сентября, разумеется, не случилось. Но и единения всего мира на фронтах борьбы с терроризмом тоже не произошло. Мир замер в хрупком равновесии, где на одной чаше весов – миф о террористе бен Ладене, а на другой – ровно такой же миф об американском (израильском) всесилии.

Россия – и равнодушие к очередной годовщине 11 сентября лучшее тому подтверждение – с большей охотой готова принять второй миф, а не первый. Бен Ладен далеко, а Америка давно и прочно является частью нашей мифологии.

Но структура и пафос обоих мифов крайне схожи. Гидра мирового терроризма, или гидра мирового американизма, или еще какая-нибудь гидра – невелика разница, если присмотреться. Тайные организации роют подкопы, добропорядочные граждане готовят запасы, герои спасают Галактику.

Юрий Гиренко, говоря о «жестоком мире», заблуждается: мир живет мифами, и пластинку с трансляцией этих мифов, похоже, заело надолго.

..............