Взгляд
21 сентября, вторник  |  Последнее обновление — 08:41  |  vz.ru
Разделы

Трагедия в Перми обнажила проблему школьных психологов

Марина Ахмедова
Марина Ахмедова, Журналист, писатель
Сейчас многие читают последнее послание убийцы, как истину в последней инстанции. Он сказал, что он все равно убил бы, что его ничто бы не остановило – значит, это так. Нет, это не так. Подробности...
Обсуждение: 79 комментариев

Партия бардака хочет нового порядка

Алексей Алешковский
Алексей Алешковский, сценарист
Семиотика протеста – любовь к означающему, а не означаемому: слово «демократия» мы любим, но его содержание нам не подходит; на наших кумачах сияет слово «свобода», но свобода нас устраивает только с нами в качестве бенефициаров. Подробности...
Обсуждение: 55 комментариев

Американская «аристократия» побежит в Евросибирь

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Если совсем кратко, то Евросибирь – это имперский союз народов Европы и России, объединенных для защиты от атлантизма с одной стороны, а от исламизма – с другой. Это в широком смысле проект «этнополитический». Подробности...
Обсуждение: 42 комментария

Стрельба в Пермском госуниверситете унесла жизни шести человек

На территории Пермского госуниверситета один из учащихся открыл стрельбу по окружающим. По последним данным, погибли шесть человек, еще 24 получили ранения и травмы – в панике студенты прыгали из окон. Известно, что преступник владел оружием на законных основаниях
Подробности...

Вместо «ямы на Павелецкой» появился футуристический ландшафтный парк

Перед Павелецким вокзалом в центре Москвы открылась благоустроенная территория и ландшафтный парк с амфитеатром, площадью и фонтаном. Таким образом, завершается один из самых известных столичных долгостроев. В ближайшем будущем здесь же начнет работу подземный торговый комплекс с паркингом
Подробности...

С территории Украины обстрелян белорусский погранзнак

С территории Украины неизвестные открыли огонь по белорусскому пограничному знаку на участке Пинского погранотряда. Повреждение столба первыми обнаружили пограничники заставы «Сварынь». Дробь буквально изрешетила щиток с изображением белорусского герба. По всей видимости, стрельба велась из охотничьего ружья
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: ЦИК подвел результаты выборов после обработки 100% протоколов

    Главная тема


    Зима накажет Украину за газовый разрыв с Россией

    повышение энергоэффективности


    Мишустин призвал готовиться к поэтапному сокращению использования нефти и газа

    Оружейное законодательство


    В Госдуме предложили поменять подход к выдаче гражданам оружия

    дачное животноводство


    Юрист разъяснил, на каких приусадебных участках можно держать кур

    Видео

    голосование-2021


    На выборах в Госдуму победили новые лица и технологии

    скандал с подлодками


    Байден научит Францию смирению перед американской ложью

    вступление Ирана


    Расширение ШОС на запад ударило по политике США

    новый военный блок


    Австралия повторяет страшную ошибку из прошлого

    скандальный доклад


    Европарламент сделал попытку расколоть российское общество

    массы нелегалов


    Денис Фисенко: Современный мир – это война

    научный пересмотр статуса


    Игорь Мальцев: Человечество сознательно сажают на траву

    голосуй с пользой


    Максим Соколов: Над либералами надругались с помощью УГ

    на ваш взгляд


    Вы рассказываете, за кого голосуете на выборах?

    Леонид Радзиховский: Особый путь России

    12 апреля 2006, 12:14

    Кто не забыл институтский курс философии, тот помнит определение сущности человека. Эта самая сущность есть «совокупность всех общественных отношений». Что сие означает, я и тогда не мог понять, а сейчас и подавно.

    Но в общем в тяжеловесно-ученой фразе просматривается хотя бы один простой смысл: человек, как говорится, не с дуба рухнул, а вырос в обществе. Вот оно, сердечное, и положило на него… виноват, конечно же, наложило на него свой отпечаток. А также и на длинный ряд его предков тоже наложило – и это в нем тоже проявляется. Скажем, если ваши предки были крепостными, или местечковыми портными, или беглыми казаками, или пионерами, покорявшими Дикий Запад, – все это как-то проявляется в том, как вы держите спину и смотрите в глаза. Впрочем, дальше – полный простор для фантазии.

    То есть любое ваше поведение ученый психолог равно легко объяснит или тем, что вы подражаете стереотипам предков, или тем, что вы бессознательно протестуете против этого стереотипа. Короче, что ни сделай, как ни крутись, а психологи и социологи объяснение найдут, никуда от их сетей не увернешься.
    К чему все это «введение»?
    А вот к чему.

    О недавно прошедшем Православном соборе уже много написано, еще больше сказано по ТВ. Достаточно быстро разговор от политической суетни («кому выгодно») перешел к более принципиальным вещам.

    Любое ваше поведение ученый психолог равно легко объяснит или тем, что вы подражаете стереотипам предков, или тем, что вы бессознательно протестуете против этого стереотипа

    И вернулся к «свежему» 200-летнему спору: так кто же мы такие, азиопы-евразийцы, что за племя такое? Каковы границы «особого пути»? В общем, «откуда мы пришли, куда свой путь стремим»? Из Азии в Европу? Из Европы в Азию? И «в чем жизни нашей смысл»?

    Ну, вот, например, немало по этому поводу слов сказал Андрей Кончаловский. Интересно, что два брата-антагониста – Никита и Андрей Кончаловские – на самом деле говорят одно и то же, только оценивают по-разному.

    «Русский человек специально не создан для свободы» (Константин Леонтьев). Вот с этим они оба вполне согласны. Дальше расхождения. Никита: так вот это и прекрасно, принципиальная несвобода – это и есть наша соборность-духовность-особость и т. д. Андрей: так вот это и ужасно, принципиальная несвобода – это наша дикость-отсталость-некультурность и т. д. Но наполовину зал полон или наполовину пуст, а факт тот, что там занята ровно половина мест. В констатации этого факта оба «режиссера русской жизни» вполне солидарны.
    Но так ли это?
    Разговоры за чашкой чая (хоть и с микрофоном в петлице) – жанр почтенный. Но есть же и некоторые факты.

    Миллионы русских (подчеркиваю – не русскоязычных, а именно этнических русских) эмигрантов в Европе, США, Канаде, Австралии, Латинской Америке. Характерно, что в Азии и Африке (Черной Африке) русских эмигрантов на порядок меньше. И практически все эти эмигранты (кроме ничтожнейшего процента сильно политизированной публики) растворились в столь «чуждой» русскому человеку культуре, как сахар в чае, да так, что обратно из чая в сахар их уже не восстановишь. Я не говорю о великих – Г. Гамове, Набокове, Стравинском, Сикорском, Зворыкине, П. Сорокине, П. Устинове, Барышникове и т. д. Великие на то и великие, что их пример не переносим на обычных людей. Но, повторяю, МИЛЛИОНЫ русских людей во втором (а часто и в первом) поколении становятся нормальными западными обывателями. Самые простые русские люди, случайная выборка – те, кого немцы угнали на работу в Германию, военнопленные, то есть совсем уж не «поручики Голицыны», оставшись на Западе, чудесно приспособились к тамошним обычаям. Чего, кстати, не скажешь о русских, живших в Китае, в Харбине, – те образовали свою особую колонию, китайский язык знали плохо, китайскую культуру не освоили и т. д. Так какая же культура ближе русскому человеку?

    А вот китайцы, великолепно (может, вообще лучше всех на свете) умея приспособиться к европейской, американской цивилизации, использовать все ее технические и социальные достижения, – они при этом на Западе не растворяются, живут по-своему. Две разные цивилизации, ничего не попишешь.

    Ну а сейчас и вообще о чем-то говорить смешно. Да почти в любой русской интеллигентной семье кто-то временно живет на Западе – работает, учится, а то и постоянно там находится. О какой вообще «культурной несовместимости» тут можно говорить – при такой-то «всемирной отзывчивости» (Достоевский).

    Конечно, когда уважаемые ТВ-интеллектуалы ведут дискуссии об «особости» русского человека, они на себя это не переносят – я-то не ровня «народу», я – статья особая, мне Европа по колено! Ну нет, господа, – может, в чем-то вы статья и «особая», да только не в этом! Почти любой программист, врач, шофер, рабочий, художник способен устроиться на Западе ничуть не хуже (в меру своих запросов, естественно), чем сам Андрей Кончаловский.
    Все это так.
    Но столь же очевидно верно и другое, противоположное.

    А именно: что отдельному русскому – здорово, то для российского общества в целом… ну, не «смерть», конечно, но, во всяком случае, факт, что не получается!

    Кинорежиссер Андрей Кончаловский (фото ИТАР-ТАСС)
    Кинорежиссер Андрей Кончаловский (фото ИТАР-ТАСС)
    Русский человек входит в западную систему как нож в масло. Но западная система (социальная, политическая и т. д.) вязнет в России, как нарядный «ламборгини» в русской сельской распутице!
    Чистый эксперимент – начало 1990-х.
    Старая советская система была надломлена, не сопротивлялась. Власть лежала на земле. «На чистом листе» да на голубом глазу была написана сверхдемократическая конституция, в которую вошли все последние достижения западной политической мысли. Будем отныне жить-поживать да добра наживать – лучше чтоб страна была свободной, но богатой, чем несвободной, но бедной.
    Куда же все это повернулось?
    В русло «пьяного самодержавия царя Бориса»!
    Что, тот же Ельцин – узурпатор? Наполеон I или Наполеон III? Не стоит даже обсуждать такие риторические темы. Нет, совсем, совсем не Ельцин силой своей воли, силой своей личности повернул Россию – она сама и очень быстро сошла с демократических рельсов. И потащила за собой царя Бориса, понимаешь. Вот такая вышла «загогулина», причем вышла сама собой как-то…

    То же самое относится к сегодняшнему «авторитарному» режиму. «Авторитарная» или «не авторитарная», но, в любом случае, сегодняшняя власть в ряде позиций далека от европейских стандартов – и это с удовольствием подчеркивается. «Суверенная демократия». Но ведь интересно, что никто, опять же, Россию не насиловал – совсем наоборот! Страна так или иначе, но вполне добровольно свернула на органичный для нее путь достаточно жесткой централизованной власти.
    Так что же получается?
    Отдельному русскому человеку демократические западные правила игры совершенно нечужды и непротивны. А совокупность людей, русское общество в целом никак не пролезет через это игольное ушко.
    Парадокс?
    Но, чтобы оценить всю глубину этого парадокса, давайте вернемся к началу статьи.
    Да, для русского человека одни правила, для совокупности людей – другие. Что ж, система, как известно, отличается от составляющих ее элементов (хотя на Западе и для отдельного человека, и для системы в целом действуют примерно одинаковые правила). Но ведь и сам человек – не какая-то вполне автономная, отделенная от общества «вещь в себе»!

    Человек – совокупность общественных отношений (что бы ни понимать под словом «совокупность»). Но совокупность общественных отношений (человек) принципиально отличается от совокупности совокупностей (то есть от общества).

    Что же получается? Что русский человек, так легко и хорошо европеизирующийся, так часто недовольный порядками в своей стране (нашей «дикостью, хамством, грубостью» – поет, что твой Кончаловский!), он что – «подкидыш» в своей стране? Он что, сформирован «совокупностью общественных отношений» какой-то иной страны, Европы, что ли?

    И еще. А вот «совокупность совокупностей», то есть общество, конкретно НАШЕ общество, нашу социальную систему создавали разве не люди? Разве не те самые русские люди? Почему же они ее создали как-то «не так», как-то не «по-европейски», при своей-то внутренней готовности и тяге к «европеизму»? Что ж они пошили костюмчик «не на свой размер»?
    Детские вопросы?
    Общество создавали не в КБ, а в конкретных ситуациях – войны, татаро-монгольское иго и т. д.

    Оно, конечно, так. Так ведь и европейские общества не в барокамере создавались. И войн хватало (30-летняя, 100-летняя), и иностранных оккупаций – викинги, норманны, арабы, всякой твари по паре. И крепостное право на свой лад было, и эпидемии чумы, и много других «радостей». У вас феодализм – у нас феодализм, у вас раздробленность – у нас раздробленность, у вас религиозные войны – у нас тоже, понимаешь, раскольников сжигали.
    А получилось по-разному!
    И ведь сколько раз осознанно норовили догнать и перегнать… А как в том анекдоте: сколько ни собирай стиральную машину, все одно пулемет получается.
    Но человеческие узлы-то вроде одинаковые!
    Парадокс?


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •