Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Самолет президента России вылетел в Женеву

16 июня, среда  |  Последнее обновление — 11:33  |  vz.ru
Разделы

Почему России и США не удастся создать правила конфронтации

Георгий Асатрян
Георгий Асатрян, востоковед, к.и.н.
Практики и характеристики многополярного, однополярного или биполярного мира у России и США фундаментальным образом различаются. Но правила международных отношений, построенные в 1945 году и обновленные после холодной войны, нуждаются в пересмотре. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Шпион Навальный может послужить Родине

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Если нынешняя администрация США попросит обменять Навального, то нужно будет срочно отнимать у Трампа значок «лучший агент России» и отдавать его Байдену. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

С помощью цифр и картинок можно доказать что угодно

Павел Данилин
Павел Данилин, политолог
Обычно математические модели вычисления нарушений на выборах пускают в ход, когда нет реальных фактов нарушений. И тут же в ход идут цветные картинки, по виду напоминающие то ли таблицы для дальтоников, то ли тест Люшера для эмоционально нестабильных субъектов. Подробности...
Обсуждение: 61 комментарий

Умер дважды Герой Советского Союза космонавт Шаталов

Дважды Герой Советского Союза, совершивший три космических полета, Владимир Шаталов ушел из жизни на 94-м году жизни. Во время одного из его полетов впервые в мире была осуществлена ручная стыковка космических кораблей
Подробности...

Празднование Дня России 12 июня

12 июня отмечается государственный праздник – День России. По всей стране проходят праздничные мероприятия, среди которых выставки, концерты и конкурсы. Многие акции оказались массовыми и запоминающимися
Подробности...

Морская слизь из Турции угрожает Черному морю

Берег Мраморного моря в районе Стамбула покрылся густой морской слизью. Турецкие ученые бьют тревогу, уровень кислорода в воде серьезно снизился. Разрастание слизи угрожает различным морским организмам, в том числе устрицам, мидиям и морским звездам
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: Самолет президента России вылетел в Женеву

    Главная тема


    Байден подготовил военные угрозы против России

    «новый элемент»


    В Кремле оценили слова Байдена о возможности вступления Украины в НАТО

    саммит Путина и Байдена


    Лавров в Женеве пошутил по поводу теста на коронавирус

    «проблемы со знанием истории»


    Захарова раскритиковала новую стратегию ЕС в отношении России

    Видео

    сделано в Китае


    Америка вырастила смертельного врага своими руками

    саммит в женеве


    Что ждут в мире от встречи Путина и Байдена

    транзит газа


    Украина придумала новый повод для давления на Россию

    роботы на госслужбе


    Когда депутатов заменят искусственным интеллектом

    интернет-фрики


    Сергей Мардан: Моргенштерн, Бузова и Дудь – герои нашего времени

    вершина успеха


    Тимофей Бордачёв: Байден для Европы оказался хуже Трампа

    ломать нечего


    Максим Соколов: Почему «раскололся» Протасевич

    Случайный выстрел


    Как перевернулось дело инспектора из-под Новосибирска, застрелившего нарушителя

    на ваш взгляд


    Как изменилось отношение к риску заболеть коронавирусом за период пандемии в вашем окружении?

    Вадим Пономарев: «Машина времени» – ум, честь и совесть нашей эпохи

    9 января 2006, 11:45

    Конец прошлого года нежданно-негаданно ознаменовался невиданным всплеском творческой активности Андрея Макаревича. Такого давно не было.

    Судите сами. Две пластинки («Песни Булата Окуджавы» и «Kremlin Rocks!»), три сольных аншлага «Машины времени» (причем два – во МХАТе, а один – в «Точке») и открытие художественной выставки Макаревича в ЦДХ. Подобного от мастодонтов русского рока никто и не ждал.

    Есть зияющий зазор между резонерской подачей текстов Макаревича «раньше» и «сейчас». В 70-е и 80-е сверкающий прищур кудрявого Андрея открывал прописные истины заново и напоминал о главном среди сует. Ныне он устало и иронично извиняется за неуместный прошлый пафос. И пишет новые резонерские истории-песни, только более тонкие и отстраненные.

    Возможно, не все сразу вспомнят верный смысл слова «резонер». Оно не имеет изначально никакого негативного смысла, как многие полагают. Это профессиональный театральный термин, четко обозначающий амплуа рассказчика, вообще не принимающего активного участия в развитии действия и призванного увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные суждения с авторских позиций. Или просто риторические сентенции. Например, таковы Клеант в «Тартюфе», Фамусов в «Горе от ума», Стародум в «Недоросле». А уж у Шекспира и Шиллера они встречаются в каждой пьесе.

    Макаревич неожиданно летал по галерее с просветленным лицом, радостно показывал и рассказывал, буквально держал каждого гостя около графики

    Самое удивительное, что резонеры появились в театре по одной очень важной причине (многое объясняющей и в лирике Макаревича, кстати). Дело в том, что дорежиссерский театр был актерским. И финальная мораль пьесы могла сильно пострадать из-за более яркого исполнения каким-либо талантливым актером роли записного подлеца. Классическое искусство потерпеть такого не могло, в отличие от наших развращенных постмодернизмом времен. И ввело фигуру резонера, расставляющего все точки над «i» при любом артистическом раскладе. Любопытно, что требования к актеру-резонеру были минимальны: «Глубокий бас. Сложение безразлично» (В. Мейерхольд. Таблицы амплуа. 1922).

    Так вот, в песнях «Машины времени» таким «глубоким басом безразличного телосложения» выступает сам автор. Сам Макаревич. Обратите внимание, лирический герой у него никогда не принимает участия в истории. Чаще всего история рассказывается в третьем лице: «он» и «она».

    Чтобы обаяние кого-либо из них не пересилило ненароком моральную позицию автора, лирический герой резонирует. Резонирует он либо финальной фразой («Флюгер»), либо моралите всей истории («Он был старше ее»), либо сознательным отстранением от описываемого («Марионетки»). Но резонирует непременно. Макаревич – по природе своей классицист и ставит точку даже в самых запутанных жизненных историях.

    На открытии новой выставки Макаревича в галерее Аллы Булянской я обратил внимание, что все многочисленные рисунки Андрея Макаревича состоят всего-навсего из трех действующих лиц – девушек, рыб и кошек.

    Зашедший на огонек Владимир Матецкий предположил, что это именно те три субстанции, которые интересуют Макаревича в окружающем мире.

    Евгений Маргулис рассказал, что он сам и есть рыба, потому что на каком-то из дней рождений Андрей подарил ему портрет в виде рыбы. Маргулис, как мне показалось, довольно усмехнулся в очки и добавил: «Ну а что, похож ведь? Андрей знает, что я кошек терпеть не могу».

    Это ведь было не просто открытие выставки дипломированного архитектора Макаревича, а форменный день рождения. 52 года. И обычно чинный и язвительный Макаревич неожиданно летал по галерее с просветленным лицом, радостно показывал и рассказывал, буквально держал каждого гостя около графики, рассказывая и показывая.

    Хозяйка галереи Алла Булянская тем временем тихо повествовала: «Я же знаю Андрюшу уже много лет. Очень забавный случай был у нас в Лондоне пять лет назад, когда нас пригласили туда с выставкой и концертом. А то место, где должна была открыться выставка, оказалось занято совершенно посторонними людьми. И мне пришлось буквально выгребать их оттуда. Андрей тогда чуть не сошел с ума от расстройства. Он так переживал! Концерты у него – каждый день, а выставки – гораздо реже. Он очень трепетно относится к своему художественному творчеству. Пришел посол в Англии, еще какие-то важные лица. Но всех посторонних удалось разогнать, выставка и концерт все-таки состоялись».

    Андрей Макаревич
    Андрей Макаревич

    Андрей Макаревич любезно ответил на несколько философских вопросов:

    - В ваших песнях тоже есть характерные женские образы. Понятно, что все из одного первоисточника. В чем он?
    - Мы, слава богу, не лишены органов чувств. Что с этим происходит потом, никому не известно. Копаться в процессе я не имею ни малейшего желания, это равносильно разрезанию себя самого с целью посмотреть, что же там происходит. Что-то происходит. Иногда получаются песни, иногда – картинки.

    - Бывает, что картинки и песни – об одном и том же?
    - Нет. Картинки не бывают «про что-то». Это песни – про что-то. А картинку надо смотреть. Это исключительно фиксация настроения, состояния.

    - А почему настроение фиксируется…
    -Не знаю.

    - … в девушках, рыбках и котах?
    - Не знаю. Вы хотели бы, чтобы оно фиксировалось в птичках и мотоциклах? Это ведь ничего не значит. Могло бы быть в птичках. Вы бы тогда задали вопрос, почему в птичках. Все фиксируется для меня в таких образах. Они для меня ничего не значат.

    - В песнях образы продумываются?
    - Песню нельзя сравнивать с картинками. Слово конкретно, а линия – абстрактна. Вот если я бы писал инструментальную музыку, можно было бы сравнивать.

    - В начале было слово?
    - Текст конкретен. Конкретен. А в графике ничего конкретного я видеть не хочу.

    - В своем буклете вы формулируете женские типажи: «Фифочка», «Душечка», «Инфанта»…
    - Меня утомили требования придумывать названия к моим работам, названия к выставкам. Это еще мучительнее, чем придумывать названия к песням. Чтобы отбиться раз и навсегда, я придумал их просто «от балды». Никакого смысла они не несут. Знаете, как делали в журнале «Крокодил» советских времен? Рисовали карикатуру и подписывали: «Без слов». От меня требуют названия, а я не хочу. Просто не хочу.

    Бренд «Машины времени» – это еще и один из столпов психологической стабильности
    Бренд «Машины времени» – это еще и один из столпов психологической стабильности

    На концертах же Андрей Макаревич с удовольствием объявляет в микрофон для зрителей названия песен. Во МХАТе собралась публика солидная, возрастная по большей части. И тем заразительнее улыбались и отчаянно хлопали эти совершенно серьезные люди.

    Когда-то Макаревич раздражался на вопросы о разнице между «старыми» и «новыми» песнями: «Хотите сказать, что раньше я писал плохую музыку, а теперь еще более плохую? Думаю, что это определенная часть наших давних слушателей так ностальгирует по своей молодости». Мхатовские вежливые аплодисменты на «новых» песнях и бурные овации на «старых» явственно подтвердили вечную правоту Андрея Вадимовича. Ностальгия лилась рекой.

    Бренд «Машины времени» – это еще и один из столпов психологической стабильности. «Пока есть песни Элвиса, Америка будет существовать» – как же легко перефразировать известный американизм в русизм, если заменить «Пресли» на «Макара». Эпохально пафосные соло на трубе Дитковского, громоздкие гитарные рифы Маргулиса, трубный вокал Кутикова и интеллигентный прищур Макаревича – все это синонимы спокойствия. Машина времени. Машина работает, время идет. Ничто не вечно под луной, но именно эти реки никуда не текут. Они запаяны в гранит Кремлевской набережной, они сдавлены фанфарами неизбежного триумфа резонирующей морали.

    «Машина времени» – ум, честь и совесть нашей эпохи.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •