Дмитрий Грунюшкин Дмитрий Грунюшкин Как кино попасть в школу

При выборе фильмов для школьной программы радикально расходятся мнения педагогов и кинематографистов. Киношники лучше знают, какие фильмы «великие», а какие – конъюнктура и шлак. Но они не понимают сути и методов образования. А педагоги лучше знают, как донести что-то школярам, но не являются специалистами в кино. Детей, разумеется, вообще не спрашивают.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян США оставляют балласт за бортом

Казалось бы, в своих намерениях завершить русско-украинский конфликт Трамп должен был получить поддержку Европы. Однако Брюссель и лидеры ключевых стран – членов ЕС не желают заканчивать уже проигранную ими войну, потому что тогда за поражение нужно будет отвечать перед избирателями.

12 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Зачем украинцы поджигают Европу

Те, кто стоит за провокациями в различных странах Европы, стремятся убедить людей, что виновники всех их проблем и неприятностей – русские, цель которых испортить жизнь европейцам. Миф о сотнях русских диверсантов продвигается европейскими политиками без особой заботы о правдоподобии.

5 комментариев
30 ноября 2024, 16:00 • В мире

Европа грозит Китаю из-за подозрений в адрес России

Европа грозит Китаю из-за подозрений в адрес России
@ MIKKEL BERG PEDERSEN/EPA/ТАСС

Tекст: Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

Военные корабли НАТО продолжают блокировать в Балтийском море китайский сухогруз – а все потому, что капитан судна имеет российское гражданство. Экипаж подозревается ни много ни мало – в «акте российско-китайской диверсии». На каком основании высказываются подобные обвинения и есть ли у Европы шансы их доказать?

Триллер вокруг аварии на подводных оптоволоконных кабелях в Балтике (связывавших Швецию с Литвой и Финляндию с Германией) прирастает новыми сериями. Напомним, что европейские власти обвинили в разрыве кабелей (произошедших 17 и 18 ноября с разницей примерно в шесть часов) экипаж китайского сухогруза Yi Peng 3. Якобы он опустил якорь и протащил его по дну. Причем сделал это намеренно.

«Крайне маловероятно, что капитан не заметил, что его корабль бросил якорь и потащил его за собой в течение нескольких часов, теряя скорость и перерезая тросы по пути», – пишет The Wall Street Journal.

В середине недели судно было блокировано датскими, немецкими и шведскими кораблями береговой охраны на период расследования. Но зайти на него они не могут.

Дело в том, что судно стоит не в территориальных водах (в данном случае Дании), а лишь в ее исключительной экономической зоне. И если у датчан нет прямых и четких доказательств совершения преступления против их интересов – например, незаконного вылова рыбы или обрыва датского (а не шведского, как это было) кабеля – то ее правоохранители не могут подняться на борт без разрешения капитана, собственника или государства, под чьим флагом ходит судно. То есть Китая.

Но Китай согласия не дает – МИД страны лишь подтверждает наличие переговоров. Шведы предложили решить вопрос перемещением (добровольным, естественно) судна в шведские воды, где шведские же хозяева разорванного кабеля в рамках морского права имеют возможность войти на борт – но команда судна пока что проигнорировала это требование.

В итоге сложилась патовая ситуация. Шведские власти, которые возглавляют международное расследование, четко заявляют, что никого пока не обвиняют – лишь говорят, что сейчас в Балтийском море возросли риски из-за «различных видов деятельности».

«Мы не знаем, является ли это диверсией. Но мы очень тщательно расследуем это дело», – заявил шведский премьер Ульф Кристерссон. Ведут следственные действия и просят китайские власти о «сотрудничестве». «Мы надеемся, что Китай ответит согласием», – добавил политик. КНР же продолжает отделываться дипломатическими фразами – из серии «Китай всегда поддерживал идею совместного обеспечения безопасности подводных кабелей и другой инфраструктуры в соответствии с нормами международного права».

И на фоне этих отписок Запад включает мантру о российской угрозе. Западные политики, эксперты и журналисты начинают раскручивать миф о том, что кабели якобы были перерезаны Китаем, но по указке Москвы.

Еще в апреле 2024 года один из командующих военно-морскими силами НАТО Дидье Мальтер говорил о том, что «русские разработали стратегию подводной гибридной войны, целью которой является подрыв европейской экономики через повреждение кабелей, интернет-кабелей, трубопроводов», и это ставит под угрозу «всю нашу подводную экономику». И вот сейчас западные эксперты пишут о том, что разрыв кабелей был элементом «гибридной войны», которую Россия якобы ведет в Европе.

Некоторые СМИ даже прямым текстом называют произошедшее «актом российско-китайской диверсии». И вспоминают аналогичную историю, произошедшую почти год назад – тогда тоже китайское судно, вышедшее из российского порта, предположительно повредило два кабеля и один трубопровод. Но к тому времени как местные власти разобрались, оно уже ушло из Балтийского моря.

Yi Peng же перехватили. Более того, по данным западных СМИ, капитаном судна является гражданин России. И это (вкупе с наличием российско-китайских союзных отношений) уже достаточно для того, чтобы по принципу «хайли лайкли» не только говорить о какой-то российской диверсии, но и вводить за нее санкции.

Вряд ли они будут экономическими. Своей жесткой реакцией на подобные попытки Пекин научил Европу ценить возможности китайского рынка – особенно в ситуации, когда европейские экономики находятся в состоянии кризиса. А против России уже введено столько санкций, что придумать новые будет непросто.

Поэтому с большой долей вероятности европейцы используют эту историю скорее для санкций дипломатических. В частности, для давления на КНР в украинском вопросе.

«Мы видим, что за действиями России все чаще стоит Китай. Я обеспокоен и надеюсь, что они (китайцы – прим. ВЗГЛЯД) услышат послание Европы. Поймут, что увеличение помощи России на Украине не отразится хорошо на китайско-европейских отношениях», – заявил премьер-министр Финляндии Петтери Орпо.

Ну и для давления на Россию тоже. Дело в том, что по всему миру проложено более миллиона километров подводных кабелей. Они являются самыми настоящими кровеносными сосудами цифровой глобализации – и в то же время крайне уязвимыми для внешнего воздействия. Якорем, бомбой – чем угодно.

Поэтому ни одна страна не заинтересована в том, чтобы кто-то открывал этот ящик Пандоры. Чтобы практика перерезания кабелей (или трубопроводов – как сделали США в отношении «Северного потока») стала общепринятой.

Правда, чтобы обвинить Россию в подводном пиратстве, нужно предъявить что-то большее, чем данные о выходе судна из российского порта. А для этого нужно как минимум зайти на судно и допросить его экипаж. Чего Запад не может сделать без согласия китайских собственников.

..............