Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

5 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

8 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
18 июля 2018, 08:22 • В мире

В чем Катар-2022 проиграет России-2018

В чем Катар-2022 проиграет России-2018
@ Михаил Александров/ТАСС

Tекст: Алексей Нечаев

Кубок мира по футболу 2022 года должен провести Катар. Путин пожелал ему организовать турнир еще лучше, чем наша страна. Но болельщики уже сейчас переживают, что в Катаре турнир ждет фиаско. Там нет инфраструктуры, жаркий климат и суровые порядки, в частности нет алкоголя в магазинах и общительных женщин на улицах. Станет ли Катар «офигенным» хотя бы на месяц?

Мировое сообщество признало: Россия сумела организовать чемпионат мира на достойном уровне, а президент ФИФА Джанни Инфантино назвал мундиаль в России лучшим в истории турниров. С его словами согласны даже самые предвзятые критики Москвы из мейнстримной прессы США и Британии, которые отзываются теперь о ЧМ или нейтрально, или даже комплиментарно.

Следующий ЧМ впервые в истории пройдет на Ближнем Востоке, и принимать его будет крохотная, но при этом богатейшая монархия Персидского залива – Катар. В воскресенье в Гербовом зале Кремля состоялась церемония передачи Катару полномочий по проведению чемпионата мира, в которой приняли участие президенты России и ФИФА Владимир Путин и Джанни Инфантино, эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани.

О том, что Катар будет хозяином футбольного первенства, стало известно еще в декабре 2010 года. Тогдашнее решение ФИФА было жестко раскритиковано в Британии и США. Англичане были им крайне недовольны и посредством собственных СМИ раздули коррупционный скандал в отношении руководства футбольной организации. Штаты и вовсе обиделись на ФИФА, так как чиновники организации сочли катарскую заявку более интересной, нежели американская.

Но ведь у спортивного сообщества есть действительно серьезные вопросы к Катару. Если эмират не исправит ситуацию, вряд ли он сможет повторить успех России в плане организации ЧМ.

Жара в Катаре ломает календарь

Поскольку летом воздух в эмирате разогревается до 50 градусов, спортивная организация приняла непростое решение – провести Кубок мира фактически зимой: с середины ноября по середину декабря, когда погода более комфортна для европейцев. Среднесуточная температура в Дохе составляет в это время 24–25 градусов, так что в любом случае футболистам придется изрядно попотеть. Но катарцы пообещали ФИФА построить стадионы с новейшей системой кондиционирования.

Отметим, что для футбольного мира, который живет посезонно с сентября по май, турнир в такие сроки означает кардинальный пересмотр календаря и сетки всех турниров (от национальных первенств до еврокубков в виде Лиги чемпионов и Лиги Европы) в сезоне 2021/2022. Кроме того, по правилам ФИФА страна – хозяйка чемпионата за год до турнира обязуется провести Кубок Конфедераций – эдакий ЧМ в лайт-версии, который, напомним, Россия провела в 2017 году. Таким образом, всем футболистам и тренерам из-за Катара придется кардинально перестроиться как минимум на два года, что может негативно сказаться на качестве игры футболистов и их психофизиологических показателях.

«Футболисты – люди подневольные. Ни в одной спортивной отрасли нет такой вертикали власти, как в футболе,

– пояснил газете ВЗГЛЯД президент Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин. – Например, в хоккее есть НХЛ и Международная федерация хоккея на льду, на которую НХЛ не обращает внимания. Но в футболе у ФИФА есть монополия, и если ФИФА сказала, что играем зимой – значит, все подстроятся и сделают большие перерывы в национальных лигах и еврокубках».

Строить всю инфраструктуру с нуля

Журналисты, посещающие в последнее время Катар, отмечают: эмират превратился в огромную стройку. Известно, что общий объем затрат на проведение мундиаля составит рекордные 200 млрд долларов, которые будут потрачены на строительство гостиниц, метро, железных дорог, аэропорта и больниц в семи городах эмирата. Один из них – Лусаил, где планируется проведение финального матча Кубка мира, и вовсе возводится с нуля. При этом непосредственно на спортивную инфраструктуру Катар планирует потратить 10 млрд долларов.

ФИФА и оргкомитет «Катар-2022» пока не определились, на каком количестве стадионов будет проведен турнир: в заявке страны указаны 12 арен, однако правительство Катара хотело бы провести турнир на восьми стадионах, шесть из которых будут расположены в Дохе – столице эмирата, население которой не превышает 600 тысяч человек. Ввиду этого немалое количество экспертов предполагают, что Доха может элементарно не справиться с колоссальной нагрузкой на свою инфраструктуру.

Впрочем, Шпрыгин надеется, что правительство Катара выполнит требования ФИФА.

«Еще в 2010 году, когда Россия и Катар вместе претендовали на ЧМ, Виталий Мутко был восхищен качеством презентации катарской заявки. У них неограниченные финансовые ресурсы, и подготовка к ЧМ, так же как и в России, ведется на уровне первых лиц государства. При грамотной организации и тех финансовых ресурсах, которыми располагает Катар, они могут с нуля выстроить всю необходимую инфраструктуру», – заявил Шпрыгин.

«Другой вопрос – насколько им самим целесообразно иметь шесть стадионов с примерной вместительностью по 40 тысяч в одном городе?» – задается вопросом Шпрыгин.

«Например, у нас и после Олимпиады, и после ЧМ есть так называемая программа наследия, благодаря которой заранее планировалось, каким образом объекты спортивной инфраструктуры будут использоваться после турниров, чтобы они не пустовали. В Бразилии после Олимпиады и ЧМ большинство объектов оказались в запустении. У нас такого нет, например сочинский стадион «Фишт» после ОИ переделали под чисто футбольный. Посмотрим, как этот вопрос решат арабы», – предложил Шпрыгин.

Скажутся ли на болельщиках суровые катарские нравы?

Еще больше вопросов вызывает тот факт, что Катар, как и большинство ближневосточных стран, известен своими строгими нравами.

Катарским женщинам запрещено появляться в ночных клубах и передвигаться одним на городском транспорте, но приезжие дамы не испытывают в отношении себя каких-то притеснений. Кстати, PR-отдел оргкомитета «Катар-2022» возглавляет женщина, что наверняка было сделано в угоду ФИФА и феминисткам.

С чем могут возникнуть реальные проблемы, так это с алкоголем. В Катаре – сухой закон, и на весь эмират алкоголь можно купить лишь в одном магазине по специальной карте, которая выдается иностранцам, а также на территории элитных отелей. Именно там туристы могут разжиться спиртным, но стоить это будет гораздо дороже, чем в Европе.

Однако ФИФА, как известно, финансируется пивными брендами, вследствие чего Катар пошел на уступки – он планирует обустроить фан-зоны двух типов: алкогольные и безалкогольные. Насколько удобно это будет для болельщиков и не отпугнет ли это их?

«У ФИФА вопросы комфорта болельщиков доведены до автоматизма. Я не думаю, что возможные ограничения в отношении алкоголя серьезно ударят по интересу болельщиков к турниру. Болельщики ведь едут на ЧМ не пиво пить, а футбол смотреть. Ну а те, кто без пива жить не может – купят его либо в фан-зонах, либо уже непосредственно на стадионе. Это решаемый вопрос», – считает Шпрыгин.

«Но мне кажется, что выбор в пользу жаркого арабского эмирата – это перебор. Конечно, жизнь не стоит на месте, но я за то, чтобы в футболе консервативность все же сохранялась. А Катар, скорее всего, с проведением ЧМ справится, но успех России в этом плане им повторить будет сложно», – заключил Шпрыгин.

Стоит учесть, что мундиаль в Катаре наверняка будет проходить на сложном внешнеполитическом фоне. Весь последний год эмират живет в условиях холодной войны со своими арабскими соседями – Саудовская Аравия, Египет и их союзники объявили ему блокаду, так что по суше в эмират сейчас вообще нельзя попасть. И соседние страны, и США открыто обвинили Катар в финансировании террористов ИГИЛ. Неизвестно, успеет ли эмират вырваться из этой блокады к открытию своего домашнего чемпионата.

..............