Взгляд
17 января, воскресенье  |  Последнее обновление — 09:03  |  vz.ru
Разделы

Вакцина стала важным инструментом геополитики

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Карты, отражающие обеспеченность стран той или иной вакциной от коронавируса – своего рода новое условное деление государств на те, «которые могут» и «которые не способны». Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Мы знаем о Казахстане далеко не всё

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Пока большинство эмоциональных всплесков у наших казахстанских друзей было связано с Китаем. Пекин в Казахстане постоянно подозревают в скрытых поползновениях на казахстанские территории. Однако в этот раз основное внимание было привлечено к территориальным отношениям с Россией. Подробности...
Обсуждение: 54 комментария

Когда рухнет Америка

Дмитрий Юрьев
Дмитрий Юрьев, политолог
Нас ждут времена не просто тяжелые, а небывало тяжелые. Утратившая самоконтроль, деградирующая, наглая, внутренне единая новая Америка стоит у нашего порога как стадо восставших зомби. Подробности...
Обсуждение: 104 комментария

Умер создатель «Ералаша» Борис Грачевский

Художественный руководитель детского юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский, с конца прошлого года боровшийся с COVID-19, умер на 72-м году жизни. Коллеги отмечают, что с его смертью ушла целая эпоха и высказывают надежды на сохранение «Ералаша»
Подробности...

Капитолий превратился в казарму Нацгвардии США

Палата представителей США рассматривает вопрос об импичменте президенту Дональду Трампу. А в это время коридоры Капитолия заполнили бойцы Национальной гвардии. Однако обстановка спокойная и сотни мужчин в камуфляже и с огнестрельным оружием разлеглись на полу, занимаясь своими делами. Многие спят
Подробности...

Сторонники Трампа разгромили Капитолий

Многочисленные сторонники президента США Дональда Трампа взяли в среду штурмом Капитолий и устроили в нем погром. Стражи правопорядка с трудом вытеснили активистов за пределы парламента. В результате столкновений есть погибшие и раненые. Для многих наблюдателей эти события стали предвестником гражданской войны
Подробности...
17:52
собственная новость

Девять школ искусств Якутии оснастят в 2021 году в рамках нацпроекта «Культура»

Более 47,8 млн рублей получат девять районных детских школ искусств Якутии на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура» в 2021 году, сообщила пресс-служба Минкультуры Якутии.
Подробности...
11:55

В Якутии по нацпроекту решили открыть девять модельных библиотек

В Якутии выбрали девять библиотек, которые в этому году приобретут статус модельных по национальному проекту «Культура».
Подробности...
17:54

В шести горных селах Дагестана отремонтировали дома культуры

Дома культуры в шести горных селах Дагестана капитально отремонтировали в 2020 году по нацпроекту «Культура». Два из них уже открылись после капремонта, остальные планируется открыть до конца декабря, сообщила врио министра культуры Дагестана Зарема Бутаева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: ФБР заподозрило иностранное финансирование беспорядков в Вашингтоне

    Главная тема


    Преемник Меркель проявил адекватность к России

    «провинция Европы»


    Пушков высмеял попытки Киева выставить Сергея Королева украинцем

    методы обороны


    Назван способ уничтожения авианосца ВМС США у берегов России

    «крайне опасны»


    В РПЦ призвали отказаться в этом году от крещенских купаний

    Видео

    бытовой запрет


    Украина вводит наказание за русский язык

    Гайдаровский форум


    Чубайс выступил за современную концепцию либерального развития

    борьба за власть


    Эксперт сказал, к чему приведет попытка объявить импичмент Трампу

    цепь революций


    «Арабская весна» рискует повториться из-за русского хлеба

    референдум-провокация


    Идея воссоединиться с Россией вызвала политическую бурю в Эстонии

    казахстанские друзья


    Тимофей Бордачёв: Мы знаем о Казахстане далеко не всё

    тяжелые времена


    Дмитрий Юрьев: Когда рухнет Америка

    германские марксисты


    Тимур Шерзад: Как Германия превратилась в арену уличной войны

    на ваш взгляд


    Когда вы убираете из квартиры новогоднюю елку?

    Как на легендарный советский ледокол проникла подводная экспедиция

    Так выглядел «Челюскин» перед своим последним походом    21 декабря 2020, 17:55
    Фото: общественное достояние
    Текст: Владимир Веретенников

    «Героическая история освоения Севморпути для нынешних молодых – во многом белая страница». Такими словами объяснил газете ВЗГЛЯД цель уникальной подводной экспедиции ее участник, глава «Разведывательно-водолазной команды» Константин Богданов. Он рассказал, как удалось проникнуть на легендарный советский ледокол «Челюскин», много лет назад затонувший у берегов Чукотки.

    История парохода «Челюскин» – хрестоматийный пример того, как можно превратить поражение в громкий триумф. На его борту 112 человек во главе с ученым Отто Шмидтом и капитаном Владимиром Ворониным отплыли 2 августа 1933 года из Мурманска во Владивосток, чтобы проторить для страны Северный морской путь. В Чукотском море судно зажали льды, и оно дрейфовало в течение пяти месяцев – а 13 февраля 1934-го оказалось раздавлено и затонуло.

    Над членами экспедиции, сошедшими на лед, нависла угроза неминуемой, казалось бы, гибели. В ту эпоху радиосвязь была уже хорошо развита – и население целого СССР жадно приникало к радиоточкам, с замиранием сердца следя за судьбой челюскинцев. Те, не растерявшись, провели организованную эвакуацию, создали ледовый лагерь и благополучно продержались на нем в течение двух месяцев суровой полярной зимы, пока их не вывезла на материк советская авиация. Вернувшихся челюскинцев восторженно встретили в Москве. Летчики, которые спасли «Челюскин», стали первыми обладателями звания «Герой Советского Союза».

    Спустя свыше 86 лет над подводной могилой «Челюскина» бросил якорь современный буксир-спасатель «Лазурит» – и трое участников «Разведывательно-водолазной команды», прославившейся поиском погибших во время войны советских подлодок на Балтике, ушли под воду. Руководитель команды Константин Богданов рассказал газете ВЗГЛЯД, как проходило погружение и в каком состоянии сейчас находится знаменитый пароход.

    Константин Богданов (фото: Николай Бобин)

    Константин Богданов (фото: Николай Бобин)

    ВЗГЛЯД: Как вы оказались на борту «Челюскина»?

    Константин Богданов: Началось все с того, что в июне руководитель морской инженерной компании «Фертоинг» Артем Мельников пригласил нашу команду помочь им в качестве подводных исследователей в планирующейся экспедиции на «Челюскин». У нас был уже опыт взаимодействия по поиску подводной лодки М-96, и, кроме этого, за минувшие годы «Разведывательно-водолазная команда» накопила хороший опыт обследования затонувших исторических объектов.

    ВЗГЛЯД: Почему была выбрана именно такая цель экспедиции?

    К. Б.: В «Фертоинге» планировали эту экспедицию в течение нескольких лет, так как хотели узнать, в каком состоянии находится легендарное судно сейчас, спустя 86 лет после катастрофы, отдать дань первым исследователям Северного морского пути. Это действительно интересно.

    В свое время экспедиция «Челюскина» получила мировой резонанс – и, естественно, позже были предприняты попытки его отыскать. Хотя сначала, еще в 30-е годы, прорабатывался проект его подъема, но потом про него забыли. Вновь «Челюскин» обнаружили в 1974 году, а потом, спустя годы – в 2006-м. Но те экспедиции дали обрывочные сведения – хотя надо отдать им должное, учитывая совершенно другой уровень развития подводной техники.

    Артем Мельников поставил более масштабную задачу. Используя многолучевой эхолот, специалисты «Фертоинга» предварительно сделали 3D-модель парохода с высоким разрешением. А наш маневр состоял в том, чтобы исследовать судно уже посредством видеокамеры. Как отказаться от столь интересной миссии? Мы согласились с огромным воодушевлением.

    ВЗГЛЯД: А как добирались до места катастрофы? В 1934-м это ведь было одно из самых труднодоступных мест на планете...

    К. Б.: Ну, на сегодняшний день логистика тоже оказалась весьма нелегкой. Организация подобных экспедиций под силу только государственным структурам или каким-то крупным организациям. В нашем случае выглядело это так – из Владивостока отправился мощный буксир ФБГУ «Морская спасательная служба» «Лазурит». Он преодолел три тысячи миль – и бросил якорь у чукотского поселка Ванкарем. Буксир доставил на своем борту барокамеру, запасы необходимого для погружения газа и прочее громоздкое оборудование. Мы, в свою очередь, вылетели на Чукотку с нашим экспедиционным оборудованием – сначала до Анадыря, а затем на вертолете до Ванкарема, а там далее погрузка на буксир и переход к месту затопления «Челюскина».

    Для меня это был совершенно новый опыт экспедиции такого масштаба. Здесь нельзя было что-то забыть или вовремя не предусмотреть, поскольку потом, на краю земли, взять это, купить, найти просто негде. С другой стороны, приходилось ужимать некоторые «хотелки», так как вес нашего оборудования оказался ограничен грузоподъемностью вертолета. Поэтому участие в таком проекте – это еще и новый полезный опыт для нас.

    ВЗГЛЯД: Какое впечатление произвела на вас Чукотка?

    К. Б.: Просто ошеломительное! Из Анадыря мы вылетели вертолетом в Ванкарем: захватывающий полет над чукотскими долинами, реками и сопками занял три часа. Этот поселок – символичное место, ведь именно туда сначала доставили спасенных самолетами челюскинцев. В знак благодарности они организовали там за свой счет школу для местного населения – и она до сих пор работает! На стене здания висит мемориальная табличка...

    Вообще Чукотка – это для нас, привыкших к Балтике и ее побережью, оказался совершенно другой мир. Другая природа, другое море... Мы видели плывущих китов, высаживались на остров Колючин, где наблюдали моржовые лежбища и огромные птичьи базары. Там же, на Чукотке, мы познакомились с совершенно потрясающими людьми.

    Вообще я бы сказал, что этот край имеет большую перспективу с точки зрения туризма. На островах, на побережье много построек, оставшихся от бывших полярных станций, военных объектов – ведь раньше освоение Арктики проводилось куда более интенсивно, чем сейчас.

    ВЗГЛЯД: Как началось собственно исследование места катастрофы «Челюскина»?

    К. Б.: В Ванкареме, дождавшись подходящей погоды, экспедиционная команда, в которую вошли не только ее руководитель и подводная группа, но и историк, съемочная группа Первого канала, представитель музея Мирового океана, а также владыка Иаков, епископ Нарьян-Марский и Мезенский, загрузились на борт «Лазурита». Мы шли до нужного места где-то в течение 12 часов. Поскольку это был август, море в том районе оказалось свободным от льдов. Мы выполнили первичную разведку с помощью эхолота и сделали несколько погружений.

    Ледокольный пароход лежит на небольшой глубине – примерно 50 метров. В день погружения была хорошая солнечная погода, хотя и небольшая волна – и первые 20 метров мы преодолевали в абсолютно прозрачной воде. Температура около пяти градусов по Цельсию, привычная нам по Балтике. Видимость шикарная!

    Но радость оказалась преждевременной – потому что глубже началась плотная полоса какой-то коричневой взвеси, и дальше нам пришлось двигаться уже практически наощупь. Медленно и осторожно мы приблизились к кораблю.

    ВЗГЛЯД: И каким же предстал перед вами знаменитый «Челюскин»?

    К. Б.: Сначала мы оказались примерно в районе ходового мостика. Выяснилось, что пароход сильно оброс морской растительностью, покрылся донными отложениями. Изредка нам попадались и представители живности – крабы. Видимость практически повсюду не далее 40 сантиметров, в лучшем случае – до метра. И вот тут-то наша осветительная аппаратура оказалась крайне малоэффективной.

    Ориентироваться нам помогало то, что предварительно мы детально ознакомились с 3D-моделью. Конструкции мостика с правой стороны «сложились» – или от контакта со льдом, когда судно тонуло, или уже потом, когда оно лежало на дне. Мы увидели «навал» конструкций, смятые стойки леерного ограждения. Передвижение по корпусу началось после того, как мы привязали катушку, дабы никто не потерялся. Я шел впереди, разматывая шнур, а следом за мною уже двигалась съемочная группа – оператор и осветитель. Работать в такой мути и среди нагромождений проржавевшего металла было весьма непросто.

    ВЗГЛЯД: Как выглядит корабль в целом? Насколько хорошо он сохранился?

    К. Б.: «Челюскин» до сих пор в неплохом состоянии, металл прочный. Из-за обрастания сложно, конечно, сразу понять, где именно ты находишься и какие перед тобой механизмы. Объект исключительно интересный, но сложный для изучения. Течение легкое, но вот с видимостью – беда...

    У нас было два погружения по полтора часа, и это время мы постарались использовать по максимуму – чтобы сделать как можно более длительную «картинку». В принципе, даже 3D-модель дает картину борта с характерными вырезами и изгибами. Какой-то массивный элемент конструкции упал и лежит, выдаваясь за борт – очевидно, мачта.

    То, что мы сделали, – это лишь предварительная разведка. Возможно, стоило бы подумать об организации многодневной комплексной экспедиции с детальным обследованием судна.

    ВЗГЛЯД: Какое значение, как вы думаете, сегодня имеют такие исследования?

    К. Б.: Это же наша история! Лично для меня данная экспедиция оказалась чрезвычайно важной – как-никак, прикосновение к легенде, к истории исследования Северного морского пути, играющего столь важную роль для нашего государства. Общаясь с разными людьми, я с неприятным чувством обнаружил, что зачастую представители наших нынешних молодых поколений ничего про «Челюскин» не знают, никогда не слышали об этой легендарной экспедиции.

    Вообще героическая история освоения Севморпути для нынешних молодых – во многом белая страница. Сейчас этот путь приобретает для России все большее экономическое значение – и благодаря «Фертоингу» удалось еще раз напомнить молодежи о людях, которые завоевывали для государства великую судовую дорогу. Об этом нужно писать книги, снимать художественные фильмы – и, разумеется, заниматься подводными исследованиями. Северные полярные моря хранят в своих водах много ценнейших реликвий славного прошлого...


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •