Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
13 комментариевЧастный кинобизнес должен помочь в противостоянии Голливуду
Новое противостояние отечественного и иностранного обострилось на этот раз на кинематографическом фронте. Кинопрокатчики протестуют против решения Минкульта, направленного на продвижение российского кино. С одной стороны, у них есть оправданные резоны и прокат несет убытки. Однако Минкульт имеет свои аргументы.
Ситуация с переносом проката двух американских фильмов – «Приключения Паддингтона – 2» и «Бегущий в лабиринте: лекарство от смерти» – вызвала критику кинопрокатчиков в адрес Министерства культуры. Они заявили, что подобные действия – вмешательство в их хозяйственную деятельность. Часть уже купленных билетов на эти фильмы, которые должны были выйти 18 и 25 января соответственно, зрители должны будут поменять, поскольку прокатное удостоверение для кинопремьер выдано с 1 февраля. В итоге частные кинотеатры сталкиваются с недовольством граждан и теряют рекламные деньги.
Цифры и эмоции
Министр культуры Владимир Мединский ответил, что важно работать в интересах российского кино. «Я дал результаты работы, не абстрактные рассуждения и общие слова, я вам назвал цифры... Мы будем делать все в интересах отрасли, российского кино, но не в интересах Голливуда. Каждое наше усилие, в том числе перенос даты, разводка конкурентов, ведет к тому, что растут сборы все», – цитирует «Интерфакс» слова Мединского.
Отметим, что 18 января стартуют показы российского фильма «Скиф», и, по мнению некоторых экспертов, перенос американских фильмов связан с желанием ослабить конкуренцию российской киноленты с американскими картинами – мультфильмом и фантастическим триллером.
Президент кинокомпании ANT!PODE Sales & Distribution Антон Мазуров сообщил газете ВЗГЛЯД, что с позицией Мединского не согласен.
«Шаг с переносом проката фильмом тактически вреден и стратегически бессмыслен. Это вмешательство в частный конкурентный и саморегулируемый бизнес. Идеальная страна для развития национального кинематографа – Франция, где с 1946 года кинематографическое общество имеет реальную власть в киноиндустрии. С тех пор сформировалась четкая законодательная система, которая дает возможность профессиональной поддержки национального кинематографа, но в России подобная система сегодня невозможна. Такая система складывается годами как итог успешной коммуникации кураторской организации, коей является Министерство культуры и Госкино, и экспертного сообщества. Те люди, которые на 800 тыс. рублей купили билеты, поставлены в дискомфортное положение, как и киноторговая компания «Вольга», которая понесла прямой экономический урон», – сообщил эксперт.
- Мединский ответил на обвинения Ассоциации владельцев кинотеатров
- Мединский измерил рост кинопроизводства в России за пять лет
- «Движение вверх» стало самым кассовым российским фильмом
В прошлом году в российских кинотеатрах в прокат вышел 471 фильм, из них 123 – российские картины, а значит, кассовое превосходство зарубежных лент в российских кинотеатрах по-прежнему налицо. Однако последние отечественные киноленты – «Время первых», «Движение вверх», «Последний богатырь» – показывают, что современная российская кинематография может составить конкуренцию зарубежным картинам.
Это подтверждают кассовые сборы российских фильмов: в 2017 году они составили 13 млрд рублей против 8,6 млрд рублей в 2016-м, тогда как сборы зарубежных фильмов выросли всего лишь на 0,8 млрд рублей – с 39,7 млрд до 40,5 млрд. В Фонде кино отметили, что «рекордные сборы российского кино на 94,8% обеспечены за счет фильмов, получивших поддержку Фонда кино (в 2016-м – 88,4%)».
Фора должна быть!
Кинорежиссер, гендиректор, председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров заявил газете ВЗГЛЯД о своей поддержке действий Мединского.
«Задача Министерства культуры – всячески содействовать продвижению отечественного кино. Поэтому, когда оно предлагает менять графики выпуска, это абсолютно логичное действие. Другое дело, что, разумеется, Министерству культуры и прокатным компаниям необходимо находить компромиссы. И, безусловно, прогресс есть: киноиндустрия построена за последние 20 лет».
Комментируя ситуацию, известная российская актриса и общественный деятель Мария Кожевникова в беседе с газетой ВЗГЛЯД также поддержала ограничения на прокат иностранных картин. По ее словам, российское кино сейчас идет вперед, в отличие от американского. Кожевникова отметила, что кто-то может быть недоволен министром культуры Владимиром Мединским, но, по ее словам, он делает важную работу. «И я министра бы поддержала. И критика за ту протекцию, которую сейчас оказывают наши власти российскому кино – это по сути похвала», – добавила актриса.
По словам Кожевниковой, государство должно защищать свое кино от иностранной конкуренции:
«Странно сетовать, что российскому кино, например, дают хорошее время. Фора должна быть! Потому что существует множество разных уловок, которыми наши кинотеатры освобождают время под американское кино. И моя позиция - исходная точка в том, что заказчиком является государство.
При этом никто не ограничивает наших великих творцов снимать то кино, которое они хотят, но, пожалуйста, за свой счет, рискуя своими деньгами»
Зритель голосует рублем
Еще в 2015 году Мединский предупреждал, что Министерство культуры будет переносить премьеры западных фильмов в случае наложения даты их релизов на выход в прокат российских картин. И в марте 2017 года сети кинотеатров России обращались с письмом в Минкульт с просьбой не переносить премьеру восьмой части голливудского фильма «Форсаж» из-за российского фильма о советских космонавтах «Время первых».
Российская кинокультура находится в уникальном положении: она одновременно должна конкурировать с голливудскими картинами на российском рынке и находить свою самобытность и стилистику. Провал пошлых российских комедий нулевых показал, что российского зрителя нужно привлекать качественными историческими, приключенческими и детективными историями. Исходя из печальной статистики, по которой большинство российских фильмов себя не окупает, киностудии могут рассчитывать на государственные гранты и дотации в обмен на актуальную, по мнению государства, повестку. А это значит, что киностудиям и государству необходимо искать компромисс между госзаказом и свободой творчества, одновременно с этим делая качественный кинопродукт, интересный зрителю. Такой шаг поможет кинопрокатчикам предотвратить потерю денег и конфликты, которые мы будем видеть не в СМИ, а на экранах.