Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариев«У детей слабо развито чувство опасности и смерти»
Зураб Кикелидзе: У детей слабо развито чувство опасности и смерти
«Преподавать психологию в школах будут профессионалы», – заявил газете ВЗГЛЯД директор Института им. Сербского, главный внештатный психиатр Минздрава, доктор медицинских наук Зураб Кекелидзе. Новой дисциплине российских школьников с 3-го по 11-й классы планируют обучать в рамках уроков основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Назревшие меры
Как показывают события октября 2016 года, введение психологии в школах действительно назрело. В начале этого месяца российское общество всколыхнули несколько резонансных инцидентов с участием несовершеннолетних.
Важно объяснить, как воспринимается тот или иной шаг человека, как он оценивается обществом
9 октября в результате «разборок» после школы в Красноярске своим сверстником бы убит 13-летний подросток. Через два дня после его гибели там же 12-летняя девочка нанесла ранения своим приятельницам из-за ревности к парню.
Органы местной власти тогда обязали социальных педагогов, педагогов-психологов и классных руководителей осуществлять мониторинг состояния межличностного общения учащихся в социальных сетях. Министерство образования Красноярского края также потребовало от муниципалитетов региона взять на особый учет организацию досуга несовершеннолетних. Также ведомство распорядилось организовать семинары-тренинги для педагогов по предотвращению конфликтов.
Не прошло и двух недель, как социальные сети всколыхнуло блогерское расследование жестоких убийств животных в Хабаровске двумя девушками, одной из которых 17 лет. Свои зверства они выкладывали на личных страницах в соцсетях.
Реакция не заставила себя долго ждать. 31 октября РИА «Новости», ссылаясь на Зураба Кекелидзе, обнародовало информацию о возможных нововведениях. Детально рассказывать о конкретных шагах пока рано, но, по словам специалиста, сейчас уже ясно, что примерно будут давать ученикам в рамках курса.
Подробности специалист рассказал газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: С чем связано введение психологии в школах?
Зураб Кекелидзе: Дело в том, что в школе преподаются такие предметы, как зоология, ботаника. Мы знаем о животных, когда у них шерсть выпадает, или когда распускаются почки на деревьях. Мы знаем такой предмет, как анатомия и физиология человека, а психологию человека не знаем.
- Минобрнауки выступило против перегрузки детей домашними заданиями
- Родители московских школьников намерены организовать движение против Pokemon Go
- За красноярские преступления подростков ждет детское наказание
- Путин призвал готовить национальных специалистов по преподаванию русского языка
- Минобрнауки предлагает учителям новые стимулы
- Татьяна Шабаева: Прекрасное далеко или черное тире
В данном случае речь не идет об основах психологии, как в вузах. Дети должны знать, что такое, скажем, трава. Что называть травой? Что это не просто трава, которая зеленеет. Они должны знать, какой вред наносится курением, что такое алкоголь, что такое первая любовь и т. д.
Им надо объяснить, что такое опасность и какие опасности грозят человеку. К сожалению, у детей чувство опасности и смерти не очень развито. И что такое суициды, они должны знать. И что смерть – это не всегда геройский поступок. И тут надо разъяснить, что такое принуждение и методы доведения до смерти. Разумеется, в рамках предмета здесь будут затронуты и аспекты поведения детей в социальных сетях.
ВЗГЛЯД: Вы не увязываете появление новой дисциплины с участившимися случаями насилия со стороны детей?
З. К.: Конечно, с этим тоже, но все гораздо шире. Мы уделяем внимание поведению человека в целом и его нормам в плане того, что правильно, а что неправильно. Тут важно объяснить, как воспринимается тот или иной шаг человека, как он оценивается обществом и какой будет результат.
ВЗГЛЯД: На какой опыт вы опираетесь? Было ли в Советском Союзе что-то подобное?
З. К.: Подобного предмета в школах не было. В 1960-е годы, когда сам учился, его точно не преподавали. Мы учитывали и зарубежный опыт. Но его недостаточно. Знания постоянно обновляются. И то, что можно было написать 10 лет назад, сейчас уже не актуально.
ВЗГЛЯД: Кто будет преподавать психологию в новом виде?
З. К.: Профессиональные психологи. Что касается специалистов, которые сейчас работают в школах, они выполняют свои функции, но у них они несколько другие. Преподавать психологию и работать психологом – это все-таки разные вещи.
ВЗГЛЯД: Когда начнут внедрять новую дисциплину?
З. К.: Пока у нас написаны черновики учебников для третьего–четвертого классов. Все же девять учебников планируется разработать до конца 2017 года. Но это не значит, что они сразу будут выпущены. Сначала мы их напишем, затем отправим на обсуждение.
Большего главный внештатный психиатр Минздрава России о нововведениях не сказал, сославшись на свою занятость. Не удалось газете ВЗГЛЯД получить оперативный комментарий и в Министерстве образования и науки. Так что пока остается неясным, потребует ли новая дисциплина увеличения часов ОБЖ, а также будут ли страдать от этого другие предметы.
В Минобрнауки уже существует договоренность о дополнительных программах по психологии для будущих преподавателей, вне зависимости от преподаваемого ими предмета.