Взгляд
1 декабря, среда  |  Последнее обновление — 19:06  |  vz.ru
Разделы

Россия и Китай вытесняют Британию из неспокойного региона Таджикистана

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Из десяти основных маршрутов афганского наркотрафика семь проходят через Горный Бадахшан. Этот наркотранзит контролируется полевыми командирами, а также британской военной разведкой МИ-6 и военной разведкой ДИС. Подробности...

Система психоневрологических интернатов – это позор России

Анна Федермессер
Анна Федермессер, президент фонда помощи хосписам «Вера»
Я не понимала: как могут жить в психоневрологических интернатах тысячи умирающих в голодной нищете больных сирот, дурачков и стариков, если государство выделяет на их достойную жизнь столько денег? Да очень просто. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Как либералам и патриотам найти путь друг к другу

Алексей Алешковский
Алексей Алешковский, президент гильдии сценаристов Союза кинематографистов России
Наша история – травма, а не правда. Поэтому ее и переписывают. Травма искажает оптику. Травмированные советской властью либералы и травмированные девяностыми патриоты – объединенные одной повесточкой близнецы-братья. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Сибирячки встретили приход зимы в купальниках и катанием на сап-досках

Жители Новосибирска устроили акцию «Белые пляжи Сибири» в честь прихода зимы. Несмотря на мороз, сибирячки организовали заплыв на сап-досках в купальниках и провели фотосессию на фоне Оби. Акция проходит уже несколько лет и приобрела популярность
Подробности...

Умер певец и композитор Александр Градский

Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Причиной смерти стал инфаркт головного мозга. Здоровье музыканта ухудшилось после перенесенного коронавируса, но несмотря на плохое самочувствие, он до последнего продолжал работать
Подробности...

Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. Мероприятие проходило в дистанционном формате с 14 по 21 ноября в столице Колумбии – Боготе. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды. В ходе соревнований ребята должны были пройти пять туров – теоретический, анализ данных, обработка солнечных данных, наблюдение и командный этап
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Лукашенко: Военные Украины сами предложили россиянам в 2014 году спасти Крым от НАТО

    Главная тема


    Глава МИД Британии залезла на танк у границы России ради личной выгоды

    «я это все сохранил»


    Лукашенко заявил о готовности всех пусковых площадок для ядерных МБР в Белоруссии

    оговорка президента


    Зеленский пообещал украинским детям возможность «купить жизнь» в стране

    итоги Афганистана


    В НАТО решили учитывать культурные особенности стран при проведении операций

    Видео

    референдум 1991 года


    Украинская независимость построена на тотальном обмане

    экспорт будущего


    Россия обойдется без Украины в поставках водорода в Европу

    товары со скидками


    «Черная пятница» вскрыла необычное поведение россиян и иностранцев

    «Белый лебедь»


    Россия получит ядерное преимущество над НАТО

    ноты Баха


    Наглость украинского посла поможет России

    афганский наркотрафик


    Владимир Прохватилов: Россия и Китай вытесняют Британию из неспокойного региона Таджикистана

    травма, а не правда


    Алексей Алешковский: Как либералам и патриотам найти путь друг к другу

    работа гениев


    Игорь Мальцев: Как Beatles писали свои песни

    на ваш взгляд


    Как вы отнесетесь к идее Лукашенко разместить российское ядерное оружие в Белоруссии?

    Тяга к копированию

    РД-93 является экспортной версией известного двигателя Р-33
       11 января 2010, 22:36
    Фото: oborona.ru
    Текст: Геннадий Нечаев

    Машиностроительное предприятие им. В. В. Чернышева приступило к производству 43 двигателей РД-93 в рамках контракта, заключенного с КНР в апреле 2009 года. Они предназначены, прежде всего, для легких истребителей FC-1/JF-17, производство которых разворачивается в КНР и Пакистане. Самолет, в облике которого прослеживаются черты как западных, так и российских машин, в перспективе должен выйти на международные рынки, составив конкуренцию российским истребителям.

    «Контракт на 43 двигателя РД-93 Рособоронэкспорт подписал с Китаем в конце декабря, и ММП им. Чернышева уже приступило к его исполнению», – сообщил источник в ВПК информационному агентству АвиаПорт.Ru. Собеседник уточнил, что 25 из этих моторов уже изготовлены. Все 43 двигателя будут поставлены в течение 2010 года. Еще один контракт на поставку в Китай следующих 100 двигателей РД-93 с тягой 8,3 тонны планируется подписать к маю 2010 года, сообщил источник агентства. Он также подтвердил, что договоренность с Китаем о поставке 500 моторов РД-93 сохраняется.

    КНР дает потенциальным заказчикам возможность закупить вдвое больше современных боевых самолетов, чем при закупках в России или США

    Как сообщалось ранее, Рособоронэкспорт в 2005 году заключил с КНР контракт стоимостью 238 млн долларов на поставку первых 100 двигателей РД-93 для китайско-пакистанского истребителя FC-1, этот контракт сейчас исполняет ММП им. Чернышева. Также было подписано рамочное соглашение на поставку 500 таких двигателей. При этом Пекин выражал готовность приобрести до 1 000 моторов, если они будут модернизированы с увеличением тяги. В этом случае общая стоимость контракта составит 3,75 млрд долларов.

    Эта сделка весьма примечательна. Дело в том, что до сих пор Россия, а ранее СССР поставляли на экспорт авиадвигатели только в составе готовых изделий – самолетов. Тогда как другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания и Франция, давно рассматривают продажу на экспорт двигателей для боевых самолетов как весьма доходную статью.

    Прежде всего, экспортные «боевые» моторы предназначены для тех стран, которые хотят модернизировать свои ВВС. Действительно, государств, способных строить боевые машины собственной разработки, «с нуля», кроме вышеперечисленных, не так уж много: Швеция, Италия, КНР, Бразилия, Индия и Япония, причем в большинстве из них после покупки установочной партии двигателей разворачивалось их лицензионное производство. Таким образом, продать много готовых двигателей сразу не удавалось, пожалуй, ни одной стране-производителю, вероятно, с начала 80-х годов ХХ века.

    Собственно, РД-93 является именно экспортной версией хорошо известного двигателя Р-33, которым оснащаются истребители семейства МиГ-29. Отличия между ними сравнительно невелики и заключаются лишь в переносе коробки приводов с верхней части мотора на нижнюю. Российские оборонщики изначально пошли по тому же пути, что и их западные конкуренты. Первым вариантом РД-93 следует считать двигатель РД-33Н (СМР-95) с нижним расположением коробки двигательных агрегатов для модернизации истребителей Super Mirage F-1 и Super Cheetah D-2 ВВС ЮАР.

    Как уже отмечалось, большинство стран, которые нуждаются в военных двигателях, способны развернуть их серийное производство на своих мощностях и даже создавать собственные модификации моторов, как, например, Volvo Aero RM12 – лицензионный вариант семейства General Electric F404, предназначенный для истребителей SAAB JAS-39 Grippen. Так же обстоят дела в Индии: локализованная версия HAL RD-33 series 3, производимая заводом в Корапуте, мало отличается по характеристикам от российского прототипа. Иное дело – КНР.

    Несмотря на значительный прогресс в авиастроении, производство современных силовых установок для боевых самолетов по-прежнему остается ахиллесовой пятой авиапрома Поднебесной.

    #{weapon}

    В начале 2000-х стартовала программа создания «полностью китайского» самолета J-11B – нелицензионной копии российского Су-27СК, который китайцам в общих чертах удалось скопировать. Учитывая успехи, достигнутые в 2004 году, они отказались продлить опцион на продолжение лицензионного производства Су-27 в КНР.

    Последним элементом самолета, пока не до конца давшимся китайцам, остается двигатель АЛ-31Ф. Скопировать его для китайцев тем более важно, так как помимо J-11 вариант этого двигателя используется и в «чисто китайском» самолете «J-10». Хотя о готовности двигателя WS-10A «Тайхан» – аналога АЛ-31Ф – китайская авиационная корпорация AVIC I заявляла еще в 2006 году, последующие заявления представителей китайской авиапромышленности свидетельствовали, что у китайского двигателя недопустимо низкий ресурс, и он не дотягивает до российского аналога по большинству параметров. В январе 2009 года был заключен новый контракт на поставку более 100 двигателей АЛ-31ФН (вариант АЛ-31Ф) в Китай, а значит, усилия китайцев пока еще окончательным успехом не увенчались.

    МиГ-29, на котором устанавливаются Р-33, в КНР не поставлялись, стало быть, стянуть китайским товарищам было нечего, а создать двигатель аналогичного класса тяги самостоятельно нереально. А такой мотор КНР очень нужен по двум как минимум причинам.

    Во-первых, не считая небольших поставок пропекински настроенным режимам Азии и Африки небольших партий боевых самолетов – клонов советской техники 2-го поколения, крупных экспортных успехов китайский авиапром не имел. Исключение составляют лишь поставки заметных количеств истребителей F-7 (копия МиГ-21) в Египет, Ирак (в ходе войны с Ираном) и A-5 (штурмовик, глубокая модернизация МиГ-19) в Пакистан.

    Однако техника полувековой давности перестала устраивать даже небогатые режимы. Для преодоления отставания при участии Пакистана был разработан легкий истребитель FC-1 (пакистанское обозначение – JF-17) − красивый, современный самолет, сочетающий элементы американского F-16 и российского аванпроекта, известного как МиГ-33.

    Разработка самолета велась с начала 90-х годов китайской компанией Chengdu Aircraft Industry. Около 50% расходов на разработку (75 млн долларов) взял на себя Пакистан. У Китая с Пакистаном был заключен контракт на поставку 150 FC-1 на сумму 2,3 млрд долларов с опционом еще на 100 машин. А в марте 2009 года руководство компании Pakistan Aeronautical Complex и китайской Авиационной экспортно-импортной корпорации заключили контракт о начале серийного производства в Пакистане 42 легких многоцелевых реактивных истребителей JF-17, которые должны в ближайшие годы сформировать основу пакистанских ВВС. Похоже, что данная партия двигателей предназначена как раз для этой серии.

    Кроме того, Пакистан планирует самостоятельно произвести от 200 до 250 истребителей, которым также нужны двигатели. Естественно, это будут РД-93 – КНР имеет разрешение на их реэкспорт. В ноябре 2007 года Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству РФ разрешила Китаю реэкспорт российских двигателей РД-93 в шесть стран: Египет, Нигерию, Бангладеш, Саудовскую Аравию и Алжир. Пакистан получил разрешение ранее.

    Как можно видеть, среди этого списка, который можно рассматривать как список потенциальных клиентов китайского авиапрома, присутствуют как минимум три не самые бедные страны (Саудовская Аравия, Алжир, Нигерия), и, по крайней мере, в одной из них – в Алжире – интересы России и КНР пересекаются. Можно сказать, что китайцы присматриваются к рынкам, которые в силу небольшой емкости малоинтересны крупным производителям. Между тем, предлагая свои FC-1 по 15 млн долларов против 28−25 млн долларов за новые МиГ-29 или F-16, КНР дает потенциальным заказчикам возможность закупить вдвое больше современных боевых самолетов, чем при закупках в России или США.

    Это довольно опасная тенденция. Но поскольку россиянам предложить на эти рынки нечего, то продажа авиадвигателей в КНР позволяет пусть косвенно, но получить с них доход.

    Вторая причина, по которой РД-93 необходимы КНР, – это создание двухмоторной версии J-10 для базирования на авианосцах. Над морем двухмоторный самолет предпочтительней по условиям надежности, но два АЛ-31 в планер J-10 просто не вписываются, а пара РД-93 – в самый раз. Между тем китайцы хотят видеть на палубах своих кораблей самолеты двух типов: тяжелый истребитель J-11 и легкий J-10.

    В общем, двигатели, вышедшие в свое время из конструкторского бюро Климова, стали неплохим экспортным товаром, который при определенных условиях останется таковым на протяжении 20−30 лет.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •