14 августа, воскресенье  |  Последнее обновление — 14:45  |  vz.ru

Россия оказалась на пороге новой открытости для мира

Игорь Караулов
Игорь Караулов, поэт, публицист
Если украинский проект тяготеет к закрытости, к созданию общества «для своих», то российский проект в том виде, в каком он сегодня проявляет себя – это проект открытый. Подробности...

Как русские импровизировали, защищая Одессу от нацистов

13 августа 1941 года замкнулось кольцо сухопутной блокады вокруг Одессы. Но обороняемый Красной армией приморский город мог снабжаться по Черному морю – а значит, еще не всё было потеряно. Подробности...

Как России не заразиться «оспой обезьян»

Сергей Худиев
Как эпидемия «оспы обезьян» в Сан-Франциско связана с ЛГБТ-повесткой? Дело в том, что новая болезнь поражает, прежде всего, одну вполне определенную группу людей. Подробности...

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке

В подмосковной Истре сгорел склад интернет-магазина Ozon

В истринском районе Подмосковья сгорел склад интернет-магазина Ozon – одного из крупнейших в России. В момент возгорания на складе находилось более тысячи человек. По предварительным данным, в результате пожара погиб один человек, еще 13 пострадали. Местонахождение 20 человек остается неизвестным. По одной из версий, причиной возгорания мог стать поджог

В Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ

В Петербурге и Кронштадте прошел Главный военно-морской парад страны, в нем участвовали более 40 кораблей, катеров и подлодок, а также более 3,5 тыс. военнослужащих. Мероприятие было приурочено к 326-й годовщине Военно-морского флота России

НОВОСТЬ ЧАСА: Мощный взрыв прогремел в торговом центре в Ереване

Как понимать сводки Минобороны России

Бегство ВСУ

ВС России добились военного успеха в Харьковской области

«пусть сидят»

Захарова высмеяла идею МИД Литвы не давать визы российской оппозиции

«Деликатно и тщательно»

Amnesty International захотела узнать, «что именно пошло не так»

погодный фактор

Время стало играть против Украины

неполитические методы

У США остался последний шанс остановить Трампа

спланированные действия

Прибалты использовали Зеленского для «отмены русских»

новая эмиграция

Латвия увидела опасность в российских оппозиционерах

НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Как Россия восстанавливалась после краха СССР

воссоединение родины

Саид Гафуров: Как найти ключ к решению проблемы Тайваня

исход неизбежен

Ирина Алкснис: Подтирать Еревану сопли больше никто не будет

гей-риски

Сергей Худиев: Как России не заразиться «оспой обезьян»

Надо ли запретить въезд в Россию гражданам Латвии и Эстонии в ответ на санкции против россиян?

Вселенские проекты

Апофис – кусок железа и иридия диаметром 320 метров и весом 200 млрд тонн
       30 декабря 2009, 12:57
    Фото: alboradagux.es
    Текст: Мария Иванова

Российское космическое ведомство готовится предотвратить угрозу, которую несет планете астероид Апофис, по размерам в три раза превышающий Тунгусский метеорит. Ряд проектов в Роскосмос уже поступили, осталось выбрать лучший и привлечь к работе зарубежных коллег. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов также рассказал, когда может состояться первый пилотируемый полет на Марс и какой двигатель даст возможность совершать полеты в еще не изученные просторы.

Космические войны

Мне один ученый недавно рассказал интересную вещь, что траектория полета астероида Апофис постоянно приближается к Земле

Глава Федерального космического агентства России (Роскосмоса) Анатолий Перминов, подводя в эфире радиостанции «Голос России» итоги года, сообщил, что его ведомство прорабатывает план предотвращения столкновения Земли с астероидом Апофис.

«Мне один ученый недавно рассказал интересную вещь, что траектория его полета (астероида Апофис) постоянно приближается к Земле и что он в три раза больше Тунгусского метеорита. Я не помню точно, но, кажется, к 2032 году он врежется в Землю», – приводит слова Перминова «Интерфакс».

Руководитель космического ведомства сообщил, что для выработки действий по предотвращению катастрофы уже в ближайшее время состоится закрытое заседание коллегии и научно-технического совета Роскосмоса. Ряд проектов по отклонению траектории полета Апофиса на безопасное для Земли расстояние в Роскосмос уже поступили. «Расчеты показывают, что в отведенные сроки можно создать космический аппарат со специальным предназначением, который позволит избежать этого столкновения, не уничтожая его (астероид), не взрывая никаких там ядерных взрывов», – пояснил Анатолий Перминов.

«Когда решение будет принято, мы его обнародуем», – заявил он.

А после того как российские специалисты выберут окончательный способ избежать столкновения с астероидом, они пригласят для участия в проекте ведущие космические агентства мира: NASA, Европейское космическое агентство (ЕКА), аналогичные ведомства Китая и других стран.

В то же время глава Роскосмоса призвал не паниковать, так как «угрозу Земле от столкновения можно отвести».

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, астероид Апофис (Apophis-99942), вращающийся вокруг Солнца, – это реликтовый космический объект, который появляется рядом с нашей планетой в среднем раз в 10 лет.

Как рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД заведующий лабораторией небесной механики и звездной динамики Санкт-петербургского астрономического института им. В. В. Соболева Леонид Соколов, защитивший докторскую диссертацию по теме астероида Апофис, «вероятность (столкновения с Землей) очень небольшая – 10–5, то есть приблизительно 0,001%. Но поскольку сам астероид большой, это маленькое число для специалистов очень существенно. Следить за ним надо, что и делается во всем мире», – уверен эксперт.

Астрономы открыли Апофис в 2004 году. О том, что астероид может представлять опасность для Земли, стало известно почти три года назад. А спустя год после официального заявления об опасности американцы сообщили, что будут строить «корабль-камикадзе».

Но если совместными усилиями землян предотвратить столкновение планеты с астероидом не удастся, последствия могут быть самыми серьезными.

«Если сравнить с Тунгусским метеоритом, размеры которого были примерно 60 метров, а у этого астероида – 200 метров, то на этот раз все может быть серьезнее. В общем, лучше, чтобы столкновения не было», – отметил Соколов.

Апофис – кусок железа и иридия диаметром 320 метров и весом 200 млрд тонн, согласно расчетам, может упасть в Атлантический океан. Это вызовет гигантское цунами, которое затопит побережья и внутренние территории ряда стран. Кроме того, образуется плотное облако пыли, которое закроет Землю от солнечного света на неопределенный срок.

Сорванный Марс

Не все запланированное Роскосмосом идет по плану, констатировал в среду Анатолий Перминов. В частности, в 2009 году не состоялся полет межпланетной научной станции «Фобос-Грунт» к спутнику Марса.

«В этом году сорвался проект по вине НПО Лавочкина и РАН по «Фобосу-Грунту». Перенесли его на 2011 год», – сказал глава Роскосмоса.

Ранее Перминов говорил, что «Российская академия наук достаточно резко выступила против выполнения этой миссии в астрономическое окно в 2009 году». «Одна из причин – слабая, как считают ученые, проработка места посадки спускаемого аппарата».

А источник «Интерфакса» в российской космической отрасли сообщал, что НПО им. Лавочкина и привлеченные к кооперации предприятия не успели закончить работы по спутнику и его научной аппаратуре в срок.

Следующее астрономическое окно – момент, когда Земля и Марс будут находиться на максимально близком друг к другу расстоянии, – случится в 2011 году.

Основная цель космической станции в проекте «Фобос-Грунт» – получить пробы почвы и вернуться на Землю. Ученые надеются, что этот грунт поможет прояснить ряд вопросов о формировании Солнечной системы.

Полет вручную

Пилотируемая миссия на Марс намечена на 2032 год, она должна состояться после полета на Луну.

«Я уверен, что человечество полетит на Марс, но мне кажется, что человечество все-таки сначала будет осваивать Луну. Я не могу сказать, когда конкретно, но в программе стоит 2032 год», – сказал Перминов по этому поводу.

Оно особо отметил, что Европейское космическое агентство, США и Россия в своих перспективных космических проектах рассматривают разные цели. «Я знаю, что ЕКА считает более целесообразным полет к Марсу, США – к Луне, Россия работает пока больше по Луне, чем по Марсу», – резюмировал глава Роскосмоса.

Дети помогут космосу

Космический корабль нового поколения подмосковной корпорацией «Энергия» разрабатывается успешно, похвалился Перминов. Осталось дать ему достойное название.

«Известно, что от названия многое зависит: «Победа» или «Беда» – как назовете, так и поплывет. Мы решили сегодня не спешить и аккуратно подобрать такое название, чтобы уж точно попасть», – поделился Анатолий Перминов, добавив, что «в конкурсе участвуют только дети», потому что «они не «зациклены», обстоятельства не довлеют, как над нами, видят мир совсем по-другому».

Новые старты

Анатолий Перминов поделился планами создания стартовых комплексов для пилотируемых запусков на космодроме Восточный. Но отметил, что параллельно будут эксплуатироваться и традиционные площадки на Байконуре, который Россия арендует у Казахстана за 115 млн долларов.

«Чтобы проводить модернизацию гагаринского старта, нужен 1 млрд рублей. Поэтому, наверное, целесообразно, не торопясь, спокойно, продолжая работы на Байконуре, параллельно думать и хотя бы один старт для пилотируемой программы построить на космодроме Восточный», – пояснил он.

Напомним, что в последнее время отношения между Россией и Казахстаном по вопросам запуска с Байконура решаются непросто. Так, в конце ноября Казахстан сорвал запуск ракеты «Протон-М». Объяснили это бюрократическими проволочками, но проблема может быть гораздо более серьезной. В частности, в конце сентября во время двусторонней встречи глав космических агентств России и Казахстана Талгат Мусабаев заявил, что Казахстан не сможет выделить РФ новые районы для падения частей российских ракет-носителей.

Больше денег и открытий

Подводя общий итог, Анатолий Перминов заявил, что одной из приоритетных российских космических программ является создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергоустановки.

«Исследование космического пространства, полеты к другим планетам с той энергетикой, которая сейчас есть не только у нас, а во всех странах, занимающихся космической деятельностью, невозможно. Нужна новая энергодвигательная установка. Поэтому принято решение и одобрено президентом о создании энергетической двигательной установки мегатонного класса», – сказал он.

Бюджет 2010 года уже предусмотрел финансирование этого проекта. И в целом финансирование отрасли в последние годы увеличилось, полагает Перминов. По уровню выделения средств на космическую деятельность Россия теперь занимает четвертое место в мире, следуя за США, ЕКА и Китаем.

«В 2008 году мы были на шестом месте, – напомнил Перминов. – Но в 2009 году мы уже на четвертом месте, после таких стран, как США, где бюджет, конечно, в десятки раз больше, чем наш, потом Европейское космическое агентство, Китай и Россия. Это хорошо, как я считаю. Мы сделали серьезный прорыв». «На сегодня правительство стало уделять очень серьезное внимание развитию космической деятельности, и не только космической, но и смежных отраслей», – заключил он и выразил надежду на то, что тенденция увеличения бюджетного финансирования космической деятельности сохранится.

Комментарии экспертов

Александр Багров, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отдела космической астрометрии Института астрономии РАН
    Когда учёные посчитали последствия падения астероида на нашу планету, то ужаснулись. Сейчас к этой проблеме очень серьезное отношение. Читать далее.