Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
15 августа 2008, 18:20 • Общество

Война глазами очевидцев

Жители Цхинвали рассказали, как им удалось выжить

Война глазами очевидцев
@ Сергей Иванов/ВЗГЛЯД

Tекст: Антон Васецкий

В Москву начали прибывать очевидцы событий, происшедших в Южной Осетии во время вторжения грузинских войск. В основном это женщины и дети, эвакуированные из разрушенных населенных пунктов. Есть среди приехавших и те, кто сражался на улицах Цхинвали против грузинских солдат. В интервью газете ВЗГЛЯД выжившие жители непризнанной республики рассказали, как им удалось уцелеть во время военных действий.

Число беженцев, приехавших из Южной Осетии в Москву, пока невелико. В основном это дети и женщины, которых эвакуировали из уничтоженных городов и сел. Устроиться им в столице помогают руководители Московской осетинской общины. По их словам, жители непризнанной республики до сих пор не отошли от того, что им пришлось пережить.

Грузины, судя по всему, были напичканы какими-то наркотиками, потому что вели себя слишком яростно и неадекватно

«Люди рассказывают, что видели, как грузинские военные на танке в кровавый фарш раздавили пожилую женщину с двумя детьми. Есть очевидцы того, как солдаты обстреливали подвалы, в которых прятались местные мирные жители. Все это очень и очень тяжело», – поделилась с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД заместитель исполнительного директора Московской осетинской общины Зоя Цхобребова.

Она говорит тихим уставшим голосом. В последние дни у Зои Владимировны болит сердце. Но несмотря на это она продолжает заниматься сортировкой и упаковкой вещей, которые люди приносят в диаспору, чтобы помочь пострадавшим. Первая партия гуманитарной помощи была отправлена осетинской общиной в Цхинвали 13 августа.

«Многие говорят, что никто не захочет возвращаться в разрушенную Осетию. Но это не так. Даже если не смогут все восстановить, люди не покинут свою родину. Даже те, кто остались без крова, вернутся назад», – отметила Зоя Владимировна.

Такого же мнения придерживается и Алан Кочиев, который сражался на улицах Цхинвали против грузинских солдат в составе народного ополчения.

«Это наша земля, и мы оттуда никуда не уйдем. Даже если закончат восстановление не к декабрю, а к марту, люди все равно вернутся в Цхинвал и будут жить. Лично мне надо заканчивать учебу в нашем вузе и получать диплом», – заявил он в интервью газете ВЗГЛЯД.

Алан вел с грузинами не только военную, но и информационную борьбу. На протяжении нескольких дней он подробно описывал в своем блоге события, происходящие в осажденном городе. Вначале он набирал записи сам, но после того, как его ноутбук разбился, слал СМС другу в Волгоград, чтобы тот разместил их в «Живом журнале».

Посты Алана были настолько натуралистичны, что вначале многие блогеры даже не поверили им и заявили, что имеют дело с виртуалом. Поэтому он решил приехать в Москву, чтобы лично рассказать о том, что происходило в республике.

«Многие спрашивают, как это я, держа автомат в руках днем, вечером умудрялся писать в «Живой журнал». Уверяю вас, это не так уж и сложно, если поставить себе цель. Просто я хотел, чтобы у людей была возможность получать информацию из первых рук. Именно поэтому я и завел блог», – поделился Алан Кочиев.

Он рассказал, что Цхинвали уже давно жил в ожидании войны. Когда стало известно о том, что Саакашвили стягивает войска к границе Осетии, многие местные жители отправили своих детей из республики к родственникам. Однако того, что атака произойдет в день начала Олимпиады в Пекине, не ожидал никто.

«Поначалу все думали, что это обычный артобстрел. Но потом мы поняли, что идет целенаправленная атака. Так я оказался в ополчении. Нам выдали автоматы Калашникова и по четыре рожка к нему. После этого мы объединились в группы по 15–20 человек вокруг своих районов и стали их защищать. Когда патроны кончались, мы брали их из амуниции убитых грузинских солдат. У тех с боеприпасами проблем не было. Таким же образом нам удалось добыть бронежилеты и каски.

Вообще первые два дня было очень сложно. В бой шли коммандос, натренированные американцами. Судя по всему, они были напичканы какими-то наркотиками, потому что вели себя слишком яростно и неадекватно. При этом среди них было немало негров и азиатов явно не грузинского происхождения. Потом в их карманах мы находили использованные шприцы», – отметил Алан.

Он уточнил, что самым страшным моментом стал ввод в город грузинских танков. Вооруженные одними только автоматами, ополченцы ощутили полное бессилие перед грузинской военной техникой. Однако позднее уничтожением танков занялись осетинские спецназовцы, вооруженные гранатометами и противотанковыми снарядами.

«Все это время мы питались сухими солдатскими пайками. На второй день, когда стало ясно, что военные действия не закончатся еще долго, мы вскрыли несколько городских магазинов с продуктами, чтобы нашим семьям и близким было что есть. Облегчение наступило, когда в город вошла российская 58-я армия. В этот момент мы поняли, что не зря удерживали Цхинвал», – заявил Алан.

Его слова подтвердил другой житель города, журналист Юрий Бетеев. В интервью газете ВЗГЛЯД он подробно описал то, как велись военные действия в городе.

«Первое, чему учишься в таких условиях, – это находить надежные убежища и не высовываться. Только благодаря этому многие жители Цхинвала остались живы. То же самое я могу сказать и про себя. Я и еще 12 человек прятались в подвале нашего дома на улице Сталина. 9 августа на наших глазах была подбита грузинская БРДМ, которая ездила по городу и расстреливала машины с людьми. Взрыв был очень мощным. Несколько грузинских солдат выскочили наружу и попытались скрыться на гражданском автомобиле, но от волнения не справились с управлением и врезались. Скрываясь от преследования, они стали ломиться к нам. Но мы не открыли, потому что знали: прежде чем войти внутрь, они обычно бросают пару гранат. Тогда грузины спрятались в соседнем доме. Поняв, что сейчас начнется перестрелка, мы выбежали на улицу и бросились в сторону наших. Через два часа с грузинами было покончено», – подчеркнул Юрий.

Он добавил, что сохранить свой дом в целости ему так и не удалось. Когда начали работать установки «Град», один из снарядов попал в здание. «Я даю голову на отсечение, что 70% города просто нет. Это руины. Только из 20 домов на нашей улице 17 были разрушены и два сожжены. При этом дом № 56 на улице Сталина был уничтожен кассетной бомбой, запрещенной к использованию. Я могу доказать это. У меня сохранились осколки от нее», – отметил житель Цхинвали.

В данный момент жители непризнанной республики продолжают подсчитывать потери. Когда они слышат заявления о том, что цифры погибших могут быть завышены, они предлагают поехать в Осетию самостоятельно и убедиться во всем самим.

«У грузин была электроника, которая засекала работу сотовых телефонов. Как только они засекали скопление двух или трех мобильных в одном месте, они выпускали туда мины. Очень многие погибли именно так», – сообщил Юрий Бетеев.

«Мне кажется, что спорить о количестве погибших просто цинично. Тем более после тех зверств, которые учинили грузинские военные. Мы надеемся, что, когда республика будет восстановлена, вопрос о ее дальнейшем статусе не будет решаться долго. По крайней мере, сама мысль о том, что Южная Осетия может быть частью Грузии, кажется мне дикой», – подытожил Алан Кочиев.

..............