Андрей Полонский Андрей Полонский С кем России можно договариваться

Нынешняя ситуация – с ее глобальными гибридными конфликтами по множеству направлений – настолько запутана, что возникает вопрос: с кем имеет смысл договариваться? Кто со стороны нашего противника уполномочен принимать решения?

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему в планах Москвы пока нет Харькова

Казалось бы, точно нужно брать Харьков – однако гибкость и уникальность российской позиции в том, что для взятия максимального количества территорий ей не обязательно брать их сейчас.

19 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Украина, вызывай «Волгу»

Украинцам стоило бы перестать мечтать о «победе» и уяснить, что поток западных денег кончится ровно тогда, когда их иудина работа по договору с Западом будет завершена. В этот момент начнет действовать совсем другая логика.

31 комментарий
5 октября 2007, 17:04 • Общество

Огневая проверка «Ангары»

Россия испытала ракету нового поколения

Огневая проверка «Ангары»
@ polyot.su

Tекст: Геннадий Нечаев

Российские специалисты приступили к натурным испытаниям элементов ракеты нового поколения «Ангара», сообщают информагентства со ссылкой на Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ), которое отвечает за создание стартовых комплексов для ракет-носителей многих типов. Речь идет об исследованиях особенности воздействия струй двигателей ракеты на стартовый стол.

Испытанию подверглась масштабная модель системы. Ожидается, что первый старт новой ракеты состоится в 2010 году с космодрома Плесецк, где в настоящее время ведутся работы по сооружению стартового комплекса. Напомним, что «Ангара» – первая космическая ракета, целиком созданная в России.

Создавать этот двигатель нам помогал американский налогоплательщик, правда, сам того не зная

В перспективе семейство носителей «Ангара» должно заменить очень надежные, но морально устаревшие носители УР-500 «Протон» различных модификаций. При этом за счет использования недорогого топлива (керосина) себестоимость выведения килограмма полезной нагрузки у новой ракеты будет самой низкой в мире, что позволит нашей стране удержать лидерство на рынке коммерческих запусков.

«На модели 1:5 мы на этапе испытания отрабатываем и получаем практические характеристики воздействия ракеты на стартовый стол при пуске, – пояснил генеральный директор – генеральный конструктор КБТМ Алексей Гончар. – Если бы воздействие превышало допустимую норму, это могло бы привести к аварии при старте».

Специалисты КБТМ и Центрального НИИ машиностроения (ЦНИИМАШ) разработали современный подход к проведению подобных проверок, позволяющий проводить испытание на модели, а не на готовом образце ракеты.

«Реализация этого подхода позволяет сэкономить сотни миллионов рублей и существенно сокращает время на создание и отработку новых ракетно-космических комплексов», – подчеркнул Гончар. Если проводить испытания на готовом изделии, а не на модели, то в случае какого-либо сбоя придется проводить доработки на ракете, что приведет к дополнительным затратам и потере времени, пояснил он.

Необходимость таких испытаний обусловлена и необычной для отечественного ракетостроения компоновкой носителя. В основном корпусе первой и второй ступеней ракеты размещены баки горючего, а огромные баки для жидкого кислорода подвешены сбоку.

Представители Ракетного центра имени Хруничева сообщили, что такая компоновка позволит изменять конфигурацию носителя, как это предусматривается для Arian французской компании Arianspace. Таким образом, посредством варьирования и комбинирования элементами системы можно будет получать различные варианты носителя.

Семейство ракет-носителей «Ангара» включает в себя носители четырех типов – от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 до 30 тонн на низкой околоземной орбите. В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара 1.1» и «1.2» используется один универсальный модуль, в составе ракеты-носителя тяжелого класса (5А) – пять.

Рассматривается возможность применения ракеты-носителя 5А с тремя универсальными модулями. Унифицированный модуль на компонентах жидкий кислород + керосин представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека.

Каждый универсальный модуль оснащен одним мощным жидкостным реактивным двигателем РД 191М. РД 191М создается на базе четырехкамерного двигателя, применявшегося на ракете-носителе «Энергия», и ныне применяемого двигателя ракеты-носителя «Зенит» (РД 170, 171).

Любопытно, но создавать этот двигатель нам помогал американский налогоплательщик, правда, сам того не зная. Просто изначально финансирование проекта велось на деньги, вырученные от продажи США 100 имеющихся в наличии двигателей предыдущего поколения (РД-180), которые сейчас используются на американских ракетах семейства Delta.

Как сообщают открытые источники, в настоящее время ведется подготовка к огневым испытаниям первой ступени «Ангары» на наземном стенде, которые начнутся в следующем году. В августе этого года из Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева в НИИХИММАШ (город Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области) был доставлен натурный макет изделия.

При этом проведен комплекс мероприятий, включающих в себя тренировки по транспортировке, погрузке-выгрузке и установке на стенд изделия. Непосредственно на стенде специалистами ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и НИИХИММАШ была проведена примерка расходных магистралей, по которым в двигатели ступени будет подаваться топливо и окислитель из внешних хранилищ. Данные мероприятия являются частью обязательного цикла подготовки создаваемой ракетно-космической техники.

..............