2 декабря, пятница  |  Последнее обновление — 18:23  |  vz.ru

Казахстан внезапно оказался нужен всему миру

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Напряжение в Центральной Азии (не только в Казахстане) продолжит нарастать. Виной тому будут и проблемы в мировой экономике, и попытки крупных игроков использовать Казахстан как козырь в большой геополитической игре. Подробности...

Открытый конфликт на Украине схлопнул все симуляции

Виталий Трофимов-Трофимов
Виталий Трофимов-Трофимов, политический аналитик
Военный конфликт не терпит иллюзий ни о себе, ни о противнике. Именно об этом гласят надписи в каждой российской войсковой части: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Теперь это мантра для нас не только армейская, но и гражданская. Подробности...

Тревожность – это новая нормальность

Никита Сетов
Никита Сетов, замруководителя департамента спецпроектов КГ «Полилог»
Ощущения тревожности настоящего и тревожности будущего, вероятно, знакомы каждому жителю современной России. Но есть и не совсем очевидный аспект тревоги, связанный с прошлым. Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут

В столице запустили производство кроссовера «Москвич 3»

Столичный автозавод «Москвич» запустил серийное производство автомобилей. Первой моделью стал переднеприводный кроссовер с бензиновым мотором «Москвич 3», который собирают методом крупноузловой сборки. Автосалоны получат новинку в декабре этого года. В следующем году завод планирует наладить процессы мелкоузловой сборки

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной

В Белгородской области начали формировать засечную черту на границе с Украиной – по аналогии с грандиозной линией оборонительных сооружений прошлых веков, которая в дальнейшем позволила перейти к освоению Дикого Поля

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».

НОВОСТЬ ЧАСА: Вучич: Ситуация в Косове «закипела»

Телеканал «Дождь» разочаровал власти Латвии

спецоперация на Украине

ПВО России получили новое программное обеспечение для уничтожения ракет HIMARS

«оторваны от реальности»

В России оценили слова Байдена о готовности к переговорам с Путиным по Украине

женщина в противогазе

Вандалы срезали с фасада здания в Гостомеле граффити Бэнкси

глава Еврокомиссии

Зачем Брюссель вспомнил про «100 тысяч погибших» в ВСУ

сжиженный газ

Почему Европу спасает российский, а не американский СПГ

международная политика

Москва создает новую международную геометрию

«законная цель»

Как России лишить Украину поддержки из космоса

механизм аннексии

Польша приготовилась к захвату Западной Украины

хит о релокации

Алексей Зензинов: Бузова оказалась талантливее уехавших

волна негатива

Олег Хавич: Зеленский испортил отношение поляков к Украине

всплеск ненависти

Владислав Исаев: На что рассчитывала украинская пропаганда, казня русских пленных

Вы верите в будущее российского автопрома?

«Закрытие» Плутона

Солнечная система лишилась планеты
     Плутон - не планета
       21 августа 2006, 22:16
    Текст: Геннадий Нечаев

Отныне в Солнечной системе восемь планет. Такое решение принято III отделом Международного астрономического союза (МАС), генеральная ассамблея которого проходит в эти дни в Праге. Из числа «полноправных» планет исключен Плутон, который, будучи открыт в 1930 году, последние 76 лет считался девятой, самой далекой (с оговорками) планетой солярной группы.

Хотя окончательное решение будет официально объявлено только 24 августа, оно уже вызывает протесты многих специалистов.

Разжаловать в карлики

Газета ВЗГЛЯД недавно писала о дискуссиях, развернувшихся на конгрессе. Вообще-то Плутон не потерял окончательно своего планетного статуса, он был лишь переклассифицирован в планету-карлик. Участники форума не согласились выделить Плутон, Харон и объект 2003 UB313, условно названный Зеной, в особый класс небесных тел – «плутоны». Таким образом, к «классическим» планетам будут относиться Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Заодно МАС разобрался и со спутником Плутона Хароном. Харон тоже официально перестал быть тем, чем был, – спутником Плутона. Теперь система «Плутон – Харон» считается двойной карликовой планетой. Принципиальное отличие от планет, имеющих спутники, заключается в том, что центр масс (барицентр) таких систем находится внутри основной планеты, имеющей луны. А в двойной планете центр масс расположен в открытом космосе.

Кстати, ученые подкорректировали и само определение понятия «планета». Теперь планетой будет называться небесное тело, которое вращается вокруг звезды, само не является звездой и имеет достаточную массу, чтобы сила собственного притяжения придавала ему сферическую форму.

«Это фундаментальные физические параметры, которые относятся не только к нашей Солнечной системе, но к любой точке Вселенной, – говорит Ричард Бинзел из Массачусетского технического университета, входивший в комитет, учрежденный МАС. – Поэтому это определение так привлекательно: оно универсально».

Планета Икс

Персиваль Ловелл
    В связи с этим уместно рассказать кое-что как о самой планете, возглавившей новый класс небесных тел, так и об истории ее поисков и открытия. В минувшем году исполнилось 150 лет со дня рождения Персиваля Ловелла – астронома, который первым начал поиски планеты, расположенной за орбитой Нептуна.

К сожалению, он не дожил до момента открытия планеты, но его усилия в поисках «планеты Икс» не пропали зря. 18 февраля 1930 года молодой ассистент обсерватории Ловелла во Флагстаффе (США) Клайд Томбо обнаружил эту, как до сих пор считалось, девятую планету Солнечной системы, которую назвали Плутоном.

Вскоре астрономы определили элементы орбиты новой планеты: эксцентриситет (отношение между отрезками, соединяющими самые близкие и самые далеко отстоящие точки орбиты планеты) 0,25, наклон к эклиптике (плоскость орбиты земли) –17 градусов (у Меркурия 7 градусов, у остальных планет менее 3 градусов), расстояние от Солнца примерно 39,4 астрономической единицы (одна а. е. – среднее расстояние от Земли до Солнца), период обращения – 248 лет.

По словам самого первооткрывателя, «открыть Плутон оказалось гораздо труднее, чем Нептун. В окуляр блинк-микроскопа пришлось просмотреть миллионы фотоснимков слабых звезд, прежде чем среди них удалось обнаружить Плутон. Более 100 000 предполагаемых изображений планеты оказались на самом деле фотографическими дефектами, и каждое из этих ложных изображений надо было проверить на третьей-четвертой копии фотопластинки».

Спустя годы после открытия Плутона астрономы узнали много нового об этой планете. Плутон движется по орбите вокруг Солнца со скоростью 4,5 км/с (это мало по сравнению со скоростью Земли – 29 км/с). В среднем он примерно на 1400 млн. км дальше от Солнца, чем Нептун. Но в период с 1969 по 2009 год орбита Плутона окажется внутри орбиты Нептуна, и он будет приблизительно на 25 млн. км ближе к Солнцу, чем Нептун.

После 2009 года вплоть до 2217 года Плутон снова будет двигаться вне орбиты Нептуна. Самая далекая точка орбиты Плутона находится на расстоянии 7,2 млрд. км от Солнца, самая близкая – на расстоянии 4,4 млрд. Последний раз он прошел эту точку, которая называется «перигелий» (ближайшая к Солнцу), в 1989 году.