1 июля, пятница  |  Последнее обновление — 07:43  |  vz.ru

У конкурентов России нет шансов

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Можно прожить без зеленой, ровно нарезанной бумаги ФРС США. Можно прожить даже без макбука, айфона и выхода в интернет. Но без хлеба, воды и уютно потрескивающих дров в чугунной печке не прожить даже в Букингемском дворце и в Белом доме. Подробности...

Газ наконец стал геополитическим оружием России

Глеб Простаков
В Евросоюзе пытаются понять, где лежит грань, за которой поставки газа в ЕС с учетом уровня геополитической конфронтации станут невыгодны Москве. Подробности...

На Западе готовят общественное мнение к победе России

Олег Хавич
Олег Хавич, политический аналитик
Западные СМИ от громогласных заявлений о неминуемой победе Киева при поддержке «демократического мира» переходят к объяснениям того, почему победит Россия, а Украина значительно уменьшится в размерах. Подробности...

Представлена новая купюра 100 рублей

Банк России представил модернизированную сторублевую банкноту. Подход к оформлению купюры изменен – городскую тематику сменила региональная. Новые сторублевые купюры в течение 10 лет заменят собой в обращении банкноты предыдущих модификаций

Сильные ливни в Крыму привели к паводкам и подтоплениям

В результате сильного ливня в Крыму река Салгир вышла из берегов и затопила пять поселков в Симферопольском районе. Так же подтопило и часть Симферополя. В ликвидации последствий задействованы сотни спасателей, введен режим ЧС. Из домов эвакуированы 42 человека

Сотни поклонников пришли проститься с Юрием Шатуновым

На Троекуровском кладбище Москвы прощаются с бывшим солистом группы «Ласковый май» Юрием Шатуновым. Сотни поклонников, близких и знакомых артиста выстроились в длинную очередь к траурному залу, пришедшие хором пели песни любимого певца. Шатунова кремируют и похоронят на Троекуровском кладбище в Москве 28 июня

НОВОСТЬ ЧАСА: Первый за восемь лет автобус из Херсона в Крым отправился в рейс

Россия превратила Змеиный в ловушку для ВСУ

внешняя разведка

Путин поставил СВР особо важную задачу в условиях санкций

политический шантаж

Эрдоган сказал, как принудит Швецию выполнить условия Турции для вступления в НАТО

заявление свр

Раскрыты планы Польши о создании прокси-государства на Украине

«борьба за выживание»

Финляндия стонет без российских туристов

угроза бюджету

Рубль попал в уникальные обстоятельства

антироссийские меры

Чем блокада Шпицбергена отличается от блокады Калининграда

«Большая семерка»

Британия хочет занять место США в роли главного врага России

предельная цена

Почему Запад бессилен отсечь российские нефтяные доходы

Образ будущего

Владислав Шурыгин: Ненависть к России лишает уехавших разума

Политэкология

Игорь Мальцев: Немецкие «Зеленые» – тоталитарная секта

Верх абсурда

Игорь Караулов: У России есть шанс исправить историческую судьбу Одессы

Что вы переносите легче – сильную жару или холод?

«Закрытие» Плутона

Плутон - не планета
       21 августа 2006, 22:16
    Текст: Геннадий Нечаев

Отныне в Солнечной системе восемь планет. Такое решение принято III отделом Международного астрономического союза (МАС), генеральная ассамблея которого проходит в эти дни в Праге. Из числа «полноправных» планет исключен Плутон, который, будучи открыт в 1930 году, последние 76 лет считался девятой, самой далекой (с оговорками) планетой солярной группы.

Хотя окончательное решение будет официально объявлено только 24 августа, оно уже вызывает протесты многих специалистов.

Разжаловать в карлики

Газета ВЗГЛЯД недавно писала о дискуссиях, развернувшихся на конгрессе. Вообще-то Плутон не потерял окончательно своего планетного статуса, он был лишь переклассифицирован в планету-карлик. Участники форума не согласились выделить Плутон, Харон и объект 2003 UB313, условно названный Зеной, в особый класс небесных тел – «плутоны». Таким образом, к «классическим» планетам будут относиться Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Заодно МАС разобрался и со спутником Плутона Хароном. Харон тоже официально перестал быть тем, чем был, – спутником Плутона. Теперь система «Плутон – Харон» считается двойной карликовой планетой. Принципиальное отличие от планет, имеющих спутники, заключается в том, что центр масс (барицентр) таких систем находится внутри основной планеты, имеющей луны. А в двойной планете центр масс расположен в открытом космосе.

Кстати, ученые подкорректировали и само определение понятия «планета». Теперь планетой будет называться небесное тело, которое вращается вокруг звезды, само не является звездой и имеет достаточную массу, чтобы сила собственного притяжения придавала ему сферическую форму.

«Это фундаментальные физические параметры, которые относятся не только к нашей Солнечной системе, но к любой точке Вселенной, – говорит Ричард Бинзел из Массачусетского технического университета, входивший в комитет, учрежденный МАС. – Поэтому это определение так привлекательно: оно универсально».

Планета Икс

Персиваль Ловелл
    В связи с этим уместно рассказать кое-что как о самой планете, возглавившей новый класс небесных тел, так и об истории ее поисков и открытия. В минувшем году исполнилось 150 лет со дня рождения Персиваля Ловелла – астронома, который первым начал поиски планеты, расположенной за орбитой Нептуна.

К сожалению, он не дожил до момента открытия планеты, но его усилия в поисках «планеты Икс» не пропали зря. 18 февраля 1930 года молодой ассистент обсерватории Ловелла во Флагстаффе (США) Клайд Томбо обнаружил эту, как до сих пор считалось, девятую планету Солнечной системы, которую назвали Плутоном.

Вскоре астрономы определили элементы орбиты новой планеты: эксцентриситет (отношение между отрезками, соединяющими самые близкие и самые далеко отстоящие точки орбиты планеты) 0,25, наклон к эклиптике (плоскость орбиты земли) –17 градусов (у Меркурия 7 градусов, у остальных планет менее 3 градусов), расстояние от Солнца примерно 39,4 астрономической единицы (одна а. е. – среднее расстояние от Земли до Солнца), период обращения – 248 лет.

По словам самого первооткрывателя, «открыть Плутон оказалось гораздо труднее, чем Нептун. В окуляр блинк-микроскопа пришлось просмотреть миллионы фотоснимков слабых звезд, прежде чем среди них удалось обнаружить Плутон. Более 100 000 предполагаемых изображений планеты оказались на самом деле фотографическими дефектами, и каждое из этих ложных изображений надо было проверить на третьей-четвертой копии фотопластинки».

Спустя годы после открытия Плутона астрономы узнали много нового об этой планете. Плутон движется по орбите вокруг Солнца со скоростью 4,5 км/с (это мало по сравнению со скоростью Земли – 29 км/с). В среднем он примерно на 1400 млн. км дальше от Солнца, чем Нептун. Но в период с 1969 по 2009 год орбита Плутона окажется внутри орбиты Нептуна, и он будет приблизительно на 25 млн. км ближе к Солнцу, чем Нептун.

После 2009 года вплоть до 2217 года Плутон снова будет двигаться вне орбиты Нептуна. Самая далекая точка орбиты Плутона находится на расстоянии 7,2 млрд. км от Солнца, самая близкая – на расстоянии 4,4 млрд. Последний раз он прошел эту точку, которая называется «перигелий» (ближайшая к Солнцу), в 1989 году.