Взгляд
2 октября, воскресенье  |  Последнее обновление — 21:58  |  vz.ru
Разделы

Мы должны снова стать страшными для врагов

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Мы должны показать полную решимость сражаться. Так мы сможем избежать большой войны. Никому не рассказывайте, что на самом деле мы мирные люди. Это наша военная тайна. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Болгарский тупик для России

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Всё говорит о том, что в Болгарии как был, так и остался огромный разрыв между мнением народа и поведением власти. Потенциально люди вроде бы не против России, но зачастую голосуют за русофобские партии. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Вашингтон гонит вассалов на войну

Владислав Исаев
Владислав Исаев, политолог
Заявление НАТО о жестком ответе на удары по европейской инфраструктуре, которое так удивило публику, вполне вероятно, относится не к прошлым диверсиям, а к будущим. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Украина заблокировала выезд в освобожденную часть Запорожской области

    Главная тема


    Куба приняла суверенное решение по гей-бракам

    «позор президента»


    Шарий: НАТО вновь унижает Зеленского

    Активы и пассивы


    Названы главные приобретения России на новых территориях

    спор с королем


    В Times узнали о конфликте Лиз Трасс и Карла III

    Видео

    морская инфраструктура


    Зачем Европу пугают новыми подрывами газопроводов

    зона боевых действий


    Западных наемников завлекают на Украину двойным тарифом

    наихудший сценарий


    Диверсии на «Северных потоках» приблизили мир к глобальному конфликту

    боевая подготовка


    Как мобилизованных готовят для спецоперации

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    кому выгодно


    Максим Соколов: Взрывы «Северных потоков» – классический casus belli

    сможем ли простить?


    Алексей Токарев: Что ждет уехавших и не уехавших

    исторические документы


    Геворг Мирзаян: Что будет после референдумов

    на ваш взгляд


    На что больше похожа авария на морском газопроводе «Северный поток»?

    Летающая парта

    Учебно-боевой самолет Як-130
       6 декабря 2006, 21:07
    Фото: airliners.net
    Текст: Геннадий Нечаев

    По окончании программы летных испытаний ВВС России закупят до 60 учебно-боевых самолетов (УБС) Як-130 - заявил во вторник главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов. По его словам, к настоящему времени «завершен первый этап государственных испытаний самолета Як-130, второй этап начнут выполнять два имеющихся самолета». «Сейчас проводится наземная часть испытаний. Все построенные самолеты приступают к интенсивным летным испытаниям. Предварительное заключение о летных испытаниях мы получим не позднее, чем 1 марта будущего года», - сказал главком.

    Таким образом, после закупки установочной серии из 12 машин (срок поставки – до конца 2007 года) закупки УБС Як-130 будут продолжены. Предполагается, что самолеты начнут поступать в войска (прежде всего – в Центр боевого применения и переучивания летного состава, а затем и в военные училища) в начале 2008 года. По словам представителя Министерства обороны РФ, перед ВВС поставлена задача сформировать учебный полк на новых самолетах не позднее 2012 года.

    И учебный, и боевой

    Требования российского заказчика и иностранных клиентов принципиально отличались: ВВС России не принимали машину с импортными комплектующими

    Говоря о дальнейшей реализации проекта, генерал Михайлов отметил, что происшедшая в июле 2006 года авария Як-130 «не сдвинула сроки поставки самолетов этого типа». Напомним, что официальное расследование аварии второго прототипа Як-130 которая произошла 26 июля под Рязанью показала, что причиной крушения был сбой элктрокомандной системы управления по всем трем каналам. В настоящее время по требованию ВВС проведены дополнительные испытания отказавших систем, показавших после доработок высокую надежность.

    «В Нижнем Новгороде на авиазаводе «Сокол» разворачивается производство Як-130 для ВВС, которые в ближайшие годы планируют приобрести около 60 машин, на Иркутском авиапредприятии будут выпускаться самолеты для зарубежных заказчиков, - сказал главком. - Запланирован темп выпуска самолетов в Нижнем Новгороде до восьми машин в год, а в Иркутске - около 15-20».

    Принятое решение – важный этап в строительстве российских ВВС. Фактически впервые за многие годы на вооружение поступит новый тип самолета в значительных количествах. Показательно, что это будет универсальная «летающая парта», пригодная как для отработки навыков пилотирования (учебно-тренировочный вариант, УТС), так и боевого применения (учебно-боевой, УБС). Кроме того, за счет совершенного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и широкой номенклатуры подвесного вооружения (в этом УБС практически не уступает самолетам поколений «4/4+»), Як-130 способен эффективно решать широкий круг боевых задач в условиях вооруженных конфликтов малой интенсивности. Если с поддержанием боеготовности истребительной авиации российские ВВС худо-бедно справляются (увы, пока в основном только за счет модернизации, последний истребитель Су-27П был куплен в 1996 году), то с парком машин для подготовки пилотов дела обстоят совсем плохо.

    В рамках «социалистической кооперации»

    Aero L-39ZA Albatros
    Aero L-39ZA Albatros

    Дело в том, что основу парка самолетов повышенной летной подготовки в России (да и прочих постсоветских странах) составляют реактивные самолеты производства чешской фирмы Aero Vodohody двух типов: L-29 «Дельфин» разработки конча 50-х годов XX века, и L-39 «Альбатрос» находившийся в производстве с начала 70-х.

    Эти машины появились на свет как стандартные УТС/УБС стран Варшавского договора в рамках «социалистической кооперации», при этом СССР отказался от производства собственных самолетов аналогичного класса Як-30/Як-32. Если с задачами летной подготовки пара «Дельфин» - «Альбатрос» справлялась довольно успешно, то отработка боевых навыков на этих самолетах была затруднена в силу «урезанного» состава БРЭО и мизерной боевой нагрузки.

    Чехи пытались создать на базе L-39 УБС и легкий штурмовик (самолеты L-39ZO/ZA даже ограниченно применялись ВВС Ирака в войне с Ираном), однако командование ВВС СССР довольно скромные показатели этих самолетов не устроили. Отработку боевого применения пришлось вести прямо в частях, на двухместных модификациях боевых машин. Такие методы учебы влетали в копеечку: мало того, что приходилось разрабатывать и строить учебные версии боевых самолетов, да еще и эксплуатация «спарок» стоила столько же (если не дороже), чем эксплуатация боевых самолетов. К тому же, с приходом самолетов четвертого поколения, обладающих принципиально иными характеристиками энерговооруженности, маневренности и управляемости, летные характеристики старых самолетов перестали устраивать военных.

    Сложилась нетерпимая ситуация: в училище летчик готовился на одном самолете, а в войсках ему приходилось осваивать принципиально иной, имеющий мало общего с учебным. В июле 1992 г. научно-технический комитет ВВС подвел итоги конкурса аванпроектов учебно-тренировочных авиационных комплексов, и в конце того же года с ОКБ им. А.С. Яковлева и ОКБ им. А.И. Микояна были заключены договоры на разработку на конкурсных условиях и сравнительные испытания двух типов УТС. Однако финансирование этих работ со стороны МО России, пришедшихся на самое неблагоприятное для экономической ситуации в стране время, оставляло желать лучшего. Поэтому оба разработчика начали поиск за рубежных инвесторов, заинтересованных в реализации проектов разрабатываемых УТС.

    Як-130: Made in Italy

    Aero L-39C Albatros
    Aero L-39C Albatros

    Проект МиГ-АТ привлек внимание французов, которые предложили комплектовать его двигателями Larzac 04R-20 компании Turbomeca и авионикой фирмы Thompson. Проект УТС-Як заинтересовал итальянскую фирму Aermacchi. Совместный проект ОКБ им. А.С. Яковлева и итальянской фирмы Aermacchi получил название Як/АЕМ-130. Первый опытный самолет-демонстратор, построенный в результате сотрудничества ОКБ им. А.С. Яковлева и фирмы , был назван Як-130Д. Он дебютировал в июне 1995 г. на авиасалоне Ле-Бурже во Франции, а в воздух впервые поднялся 25 апреля 1996 г. В качестве силовой установки самолета-демонстратора были выбраны два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-35 (ДВ-2С) тягой по 2200 кгс, являющихся модификацией ТРДД ДВ-2 словацкого производства, разработанного ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко.

    Создание модификации ДВ-2С, адаптированной для применения на самолете Як-130Д, осуществлялось на санкт-петербургском Заводе им. В.Я. Климова. Всего в ходе летных испытаний, проводившихся в России и Италии, на Як-130Д было выполнено около 450 полетов. Основной их объем был завершен в 2002 г. К этому времени уже было решено дальнейшее развитие совместной российско- итальянской программы Як/АЕМ-130 вести двумя хоть и связанными, но все же независимыми «национальными» путями.

    Это объяснялось тем, что требования российского заказчика и иностранных клиентов принципиально отличались: ВВС России не принимали машину с импортными комплектующими, а итальянцы - с системами, изготовленными в странах СНГ. Поэтому решили разработать совместную документацию - так называемую базовую версию самолета, по которой каждая из сторон сможет делать свою национальную версию Як/АЕМ-130. ОКБ им. А.С. Яковлева отдало часть прав по самолету фирме Aermacchi, при этом у него появились средства, без которых собственную российскую программу пришлось бы прекратить вовсе. Одновременно правительство РФ решило вопрос погашения государственного долга перед итальянской стороной. Таким образом был решен вопрос о финансировании российской версии самолета Як-130.

    Окончательное разделение российской и итальянской программ состоялось в конце 1999 г. На основе полученной от ОКБ им. А.С. Яковлева документации итальянцы приступили к разработке и постройке собственного учебно-тренировочного самолета М.346, а сами яковлевцы продолжили работы по созданию учебно-боевого самолета Як-130для ВВС России.

    «Русифицированная» версия Як-130 имеет ряд серьезных отличий от самолета-демонстратора Як-130Д. В первую очередь это связано с изменением самого назначения самолета: Як-130 превратился из учебно-тренировочного в учебно-боевой. Заметно изменилась носовая часть фюзеляжа, которая теперь предполагает возможность установки бортовой РЛС.

    На концах крыла появились дополнительные пилоны для подвески ракет «воздух-воздух» ближнего боя или контейнеров со средствами радиоэлектронного противодействия.

    В целом конфигурация серийных самолетов существенно оптимизирована. Важным отличием серийных Як-130 от Як-130Д является также использование на них новых двигателей АИ-222-25 тягой по 2500 кгс, разработанных ЗМКБ «Прогресс» им. А.Г. Ивченко. Их серийное производство осваивается на ММПП «Салют» (Москва) в кооперации с ОАО «Мотор Сiч» (Запорожье). Кроме того, на серийных Як-130 впервые в России реализовано полностью цифровое БРЭО. Концепция учебно-боевого самолета предусматривает наличие на Як-130 вооружения общей массой до 3000 кг и возможность моделирования различных боевых самолетов с точки зрения боевого применения. Летные испытания Як-130 в серийной конфигурации ведутся с весны 2004 г.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •