Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
13 июля 2006, 14:12 • Общество

Свободный охотник

Минобороны сделало покупку на 850 млн. рублей

Свободный охотник

Tекст: Геннадий Нечаев

Высокопоставленные чиновники МО РФ, включая министра обороны страны Сергея Иванова, неоднократно комментировали решения о принятии на вооружение и начале серийной постройки фронтового бомбардировщика Су-34. Военные полагают, что эта машина в будущем полностью или частично заменит ныне эксплуатирующиеся в частях Фронтовой бомбардировочной авиации (ФБА) самолеты Су-24/Су-24М. Серийная постройка будет производиться Новосибирским авиационным производственным объединением (НАПО).

«До 2015 года ВВС РФ приобретет 58 суперсовременных самолетов Су-34», – сообщил в Ульяновске вице-премьер РФ – глава Минобороны Сергей Иванов. Ранее, во время своего визита в Новосибирск в апреле этого года, Иванов заявил, что, помимо двух в 2006-м, в 2007 году армия купит 6 Су-34, а в 2008 – еще 10.

Современный, но без «супер»

58 закупаемых машин стоимостью 850 млн. рублей каждая – это всего лишь два полка по 24 машины плюс необходимый резерв

Впрочем, несмотря на заявление министра, суперсовременным Су-34 назвать сложно – прототип этого самолета под названием Су-27ИБ (истребитель-бомбардировщик) поднялся в воздух еще 15 лет назад, когда в производстве находился его предшественник – Су-24М последних серий, а в США интенсивно шло переоснащение частей ударной авиации самолетами F-15E Strike Eagle.

К настоящему времени было выпущено 8 прототипов и один серийный Су-34, включая морской ударный вариант Су-32FN, предлагавшийся на экспорт в Индию и Индонезию. С тех пор концепция и назначение самолета изменились. Из истребителя-бомбардировщика (способного помимо ударных задач вести маневренный воздушный бой) самолет переквалифицировался в чистый фронтовой бомбардировщик.

Создатели Су-34 решили, что их самолет не должен вести ближний маневренный бой (которому к тому же в недостаточной мере обучены пилоты ударных машин в ВВС любой страны мира, хотя бы потому что это пилоты ударных машин), так как это могло бы снизить его потенциал в действиях по наземным целям.

К тому же к этому времени появились новые Су-30 и модернизированные Су-27СН, способные решать задачи, присущие истребительно-бомбардировочной авиации. В концепции созданного для маловысотного прорыва высокотехнологичной ПВО Су-34 была сделана ставка не только на уклонение (под радиолокационным горизонтом) от активных средств ПВО противника, но и на огневое противодействие этим средствам, как и истребительной авиации, причем противодействие без втягивания в оборонительное маневрирование и связанной с этим маневрированием потери темпа, чреватой если не поражением (сбитием), то срывом согласованного по времени и месту удара по цели.

Концепция боевого применения Су-34 предусматривает при встрече с воздушным противником в случае срыва встречной ракетной атаки на сближении не переход к ближнему маневренному воздушному бою (как это делают пилоты истребителей-бомбардировщиков, в том числе F-15E, сбросив для уравнения маневренности ракетно-бомбовую нагрузку куда попало), а обстрел проскочившего в заднюю полусферу и пытающегося развернуться, для того чтобы «пристроиться в хвост», истребителя ракетами, запускаемыми в заднюю полусферу носителя. Способ пуска ракет воздушного боя «задом наперед» был отработан на одном из прототипов Су-35. Для этого на бомбардировщике имеется мощная РЛС, установленная в хвосте.

В ожидании пятого поколения

Су-24
Су-24
Фактически получился высокотехнологичный «свободный охотник», пригодный для самостоятельного (в том числе в стиле «обнаружил – уничтожил») круглосуточного и всепогодного нанесения ударов по точечным (в том числе подвижным) наземным целям в глубине зоны ПВО противника и в условиях противодействия его истребительной авиации.

Чтобы создать такую машину, проектировщикам, по словам генерального конструктора Су-34 Ролана Мартиросова, пришлось трижды полностью пересмотреть состав его бортового оборудования, причем последний раз уже в этом году. «Самолет имеет очень хороший резерв для дальнейшего развития – у нас есть большой запас по весу». Господин Мартиросов также сказал, что самолет изначально создавался как цифровой и обладает высокой выживаемостью в боевых условиях.

Однако 58 закупаемых машин стоимостью 850 млн. рублей каждая (по словам командующего тактической авиацией Михайлова) – это всего лишь два полка по 24 машины плюс необходимый резерв. Как говорится, маловато будет. Особенно по сравнению с ожидаемыми закупками новейшего американского истребителя-бомбардировщика F-35 (до тысячи машин, возможно, и более). Поэтому для поддержания военного потенциала ФБА ВВС придется искать временный выход.

Между тем на сегодняшний день основу ФБА составляют около 300 бомбардировщиков Су-24 и их дальнейшее развитие – Су-24М. Самолеты эти устарели и морально, и физически. Мало того что элементная база авионики самолета, совершившего первый полет в 1973 году, в начале XXI века – это позавчерашний день, так и двигатели АЛ-21Ф-3 для них больше не выпускаются.

Очевидно, что более старые Су-24 (многие из которых помнят еще небо Афганистана и первую чеченскую кампанию) ожидает утилизация. Судьба варианта «М» остается под вопросом. С одной стороны, недавно Министерство обороны заказало НАПО два самолета, модернизированных до стандарта Су-24М2, однако объем модернизации пока неизвестен.

Но по словам компетентных авиационных инженеров, на многих машинах этого типа начались отказы расположенных внутри самолета специальных соединений, которые не подлежат вскрытию и ремонту при проведении капитального ремонта, – при выходе их из строя любая машина идет под списание. Между тем, как свидетельствует факт заказа МО модернизированных машин, возможности для их «омоложения» еще имеются.

В связи с этим к 2015 году наиболее реалистичной представляется следующая структура ФБА ВВС России: при наличии двух полков Су-34 как основной ударной силы в строю остаются 100–150 самолетов Су-24М2 (возможно, с заменой не только авионики, но и двигателей) плюс – при необходимости наращивания группировки – два или три полка на самолетах Су-27СН/Су-30МКК или бомбардировщиков промежуточной дальности Ту-22М3.

Такая структура может сохраняться до появления на вооружении ВВС РФ ударных машин пятого поколения, дополненных беспилотными ударными аппаратами, создание которых предусмотрено Федеральной авиастроительной программой до 2015 года. А Су-34, судя по всему, суждено быть переходной к пятому поколению машиной. И не стоит этого опасаться – смена поколений самолетов в современной авиации происходит уже не годами, а десятилетиями.

..............