Глеб Простаков Глеб Простаков «Северные потоки» – козырная карта в большой геополитической игре

Игра вокруг неработающих «Северных потоков» содержит целый ряд занимательных сюжетов. Германская линия остается самой неопределенной, но и самой интересной одновременно. Если следствие докажет вину политического и военного руководства Украины, последствия могут быть весьма серьезными.

7 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Падение Асада создаст Израилю проблемы, а не возможности

Не получится ли так, что вместо «Хезболлы» и Асада Израиль получит куда более серьезных противников в лице новых руководителей Сирии или даже Иордании, а в Ливане появятся организации, куда более опасные для Израиля, только суннитского толка?

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Как России трактовать сирийский опыт

Умение признавать, что события развиваются подчас нежелательным для России образом, как в случае с Сирией, должно сочетаться с полной готовностью к продолжению борьбы и уверенностью в нашей стратегической дееспособности.

16 комментариев
1 октября 2005, 09:50 • Общество

Количество преступных доходов растет

Количество преступных доходов растет
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Евгений Скворцов

Государство всеми силами хочет вытянуть Россию из «теневого» денежного оборота. Это будет способствовать как повышению инвестиционного рейтинга страны, так и росту социального обеспечения малоимущих. Но пока никаких позитивных результатов нет, так что представители МВД на встрече со своими коллегами из СНГ могут говорить об успехе, только успешно манипулируя цифрами.

Даже объединенные усилия Министерства внутренних дел, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной налоговой службы и Министерства финансов пока не могут привести к необходимому результату. На самом деле ни о каком успехе речь идти не может и не будет идти до тех пор, пока к ней не подключатся депутаты. Но даже после их участия пройдет по меньшей мере год, пока дело сдвинется с мертвой точки.

Страна устала жить в «тени»

Основной денежный оборот проходит через «черную» бухгалтерию и не облагается налогом

За истекший год было сказано много слов о том, что российский рынок выходит из «тени». Главный пафос этих заявлений: российская экономика не может активно развиваться именно из-за недостатка средств. Ведь основной денежный оборот проходит через «черную» бухгалтерию и не облагается налогом. По оценкам Минфина бюджет недополучает более 50% от возможной суммы налогов. Другой вопрос, как рассчитывалась эта сумма, но так или иначе, российское правительство настаивает на легализации «черных» доходов. При этом в структуру этих «черных» доходов входят как классические налоговые схемы, например со страхованием, так и просто доходы, полученные путем уголовно наказуемых правонарушений. И вот тут-то и встает вопрос: что правительству более выгодно?

С одной стороны, получать налоги с «отмытых» денег (доходы, полученные от уголовных преступлений и вложенные в легальный бизнес) означает просто пособничать правонарушителям. С другой стороны, российское законодательство содержит в себе достаточно много «лазеек», которые позволяют вывозить преступные доходы за рубеж. В качестве одного из средств борьбы с вывозом нелегального капитала из страны Федеральная налоговая служба уже второй год практикует подписание соглашения с соответствующими зарубежными службами о возврате средств, неучтенных в налоговых декларациях.

Но возвратить можно только то, что подлежит налогообложению, а преступные доходы налогообложению не подлежат. Они подлежат конфискации. А это уже в юрисдикции Министерства внутренних дел. У него тоже есть ряд соглашений с соответствующими службами зарубежья. Есть соглашения даже с такими рассадниками офшоров, как Кипр. Но и это не помогает хоть как-то снизить поток «отмываемых» за рубежом средств. В частности, об этом завил сегодня на заседании Совета глав МВД стран СНГ в Ереване министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев. По его заявлению за истекший год раскрыто 6 тысяч преступлений по «отмыванию доходов, полученных преступным путем». Причем министр подчеркнул, что это на 3,5% больше, чем в прошлом году.

Война всем «схемщикам»

Глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев
Глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев

Возникает вопрос, чем министр хвастается? Если ростом раскрываемости, то 3% – это практически рост на уровне погрешности. Кроме того, он должен был привести данные об общем количестве дел, находящихся на рассмотрении в МВД по этому обвинению. Ведь параметр раскрываемости – это отношение нераскрытых и раскрытых преступлений. Но поскольку общее количество дел не приводится, напрашивается вывод – количество нераскрытых преступлений растет.

При этом роста раскрываемости нет, несмотря на то, что МВД действует против нарушителей уже на пару с Федеральной службой страхового надзора (ФССН). Один из основных способов «отмывания» преступных доходов – «схемное» страхование или просто псевдострахование (лжестрахование) при котором никто ничем не рискует, а за то, что можно уйти от налогов путем страхования или вывезти деньги из страны, страховщик получает какую-то долю этих денег.

Начиная с лета прошлого года ФССН во главе с Ильей Ломакиным-Румянцевым объявило войну всем страховым «схемщикам». Кончилось это не так хорошо, как хотелось представителям власти. Проблема в том, что по закону поймать «схемщиков» именно на «схемах» практически невозможно. В законе «О страховом деле» понятия «схема» просто нет, соответственно, она не запрещена, а раз не запрещена – значит, разрешена. Поэтому и представителям МВД, и представителям ФССН приходится подлавливать страховщиков и их партнеров на каких-то других поводах, зачастую формальных. Страховщики тоже не лыком шиты и подали на предписания ФССН в суд. Уже 15 дел из 20 выиграли.

В итоге вся борьба наших министерств и федеральных служб оборачивается только одним – ростом количества такого рода преступлений, так как законы позволяют деятелям, способствующим отмыванию доходов, нажитых преступным путем, оставаться безнаказанными.

А о внесении соответствующих поправок в соответствующие законы речь может вестись еще очень долго. Но даже если допустить, что все они будут приняты, до их вступления в силу проходит минимум полгода, пока готовят новые инструкции для контролирующих организаций по поводу этих поправок; еще полгода даются участникам рынка для подготовки.

При этом представители упомянутых «министерств и ведомств» уже несколько раз (и по разным поводам) давали обещания довести к 2010 году количество «схемных» и подобных им правонарушений до минимума. Но имеющиеся данные этого говорят об обратных процессах. По-видимому, так и останется загадкой, на чем основывают свои обещания представители власти.

..............