Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
14 января 2021, 14:48 • Вопрос дня

Почему у России на вооружении много разных моделей танков?

Почему у России на вооружении много разных моделей танков?
@ Евгений Одиноков/РИА «Новости»

Tекст: Виктор Сокирко

В 2020 году Вооруженные силы РФ получили 300 новых и модернизированных танков. «Модельный ряд» не сильно изменился – это уже хорошо известные Т-72Б3 и Т-90М «Прорыв», произведенные по одной линейке, танки Т-80БВМ с газотурбинным двигателем, последняя партия которых пришла в войска уже в нынешнем году. Поставки Т-14 «Армата» ожидаются в 2021 году. Это совершенно разные танки, которые не могут быть унифицированы. А ведь у США, например, только один вид основного боевого танка – «Абрамс», как и у Германии – «Леопард», у Франции – «Леклерк», и у Британии, и у Японии, и Южной Кореи – у всех только по одному.

Зачем России сразу несколько разнородных бронированных машин?

Короткий ответ заключается в том, что таково российское наследие советской военной традиции. Теперь попробуем разобраться подробнее.

Начнем с численности – танков в России действительно много. В «закромах» их хранится огромное количество. По подсчетам американского издания We Are The Mighty со ссылкой на данные сайта Global Firepower, в российском арсенале находится примерно 22 тыс. танков. У европейских стран, входящих в НАТО, бронемашин на вооружении немногим более 11 тыс. С учетом США и Канады число танков в альянсе достигает 18 тыс. То есть очевидное преимущество России по бронетехнике.

Но цифры врут. Из реально боевых машин, которые на ходу, у нас немногим более 5 тыс. танков. Остальные либо находятся на хранении, либо готовятся к модернизации. Большего в условиях современной войны и не надо. Танк штука мощная, но порой, особенно в городских условиях, достаточно бесполезная.

После Великой Отечественной, исход которой во многом определили в том числе и танки, в Советском Союзе продолжился бум танкостроения. Их разработкой и производством занимались сразу несколько предприятий, которые выдавали свои виды бронетехники. Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева создал танки Т-54/55, затем Т-62/64, которые потом послужили основой для Т-80, которые выпускались на Кировском заводе в Ленинграде, на Омсктрансмаше – с газотурбинными двигателями, и в самом Харькове – с дизельными. Конструктор военной техники Валерий Венедиктов на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле создавал свой Т-72. Немногим позднее там же конструктор Владимир Поткин переработал эту модель, ставшую самым продаваемым в мире танком Т-90. В итоге Российская армия – наследница советской – имеет на вооружении Сухопутных войск (а теперь еще и в десантно-штурмовых бригадах ВДВ) три типа различных танков.

Это обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, многие военачальники тех лет выросли из «танкового шлемофона» – имели опыт службы в бронетанковых войсках, а потому априори отдавали предпочтение этой военной технике.

Во-вторых, протяженность границ страны была огромной – 62 710 км (сейчас немногим меньше – 60 932 км), треть из них была сухопутной, а танки могли быть оперативно переброшены на любой потенциально опасный участок – вплоть до берегов Ла-Манша (под эту идею и создавались быстроходные Т-72 и Т-80).

В-третьих, Советский Союз обеспечивал танками все страны блока Варшавского договора и страны социалистической ориентации, и здесь требовалось разнообразие в типах боевых бронированных машин. Экспортных моделей было больше, чем собственных. Сейчас, к примеру, в индийской армии на вооружении более тысячи танков Т-90С, в то время как в ВС РФ Т-90, Т-90А, Т-90М насчитывается около 350 машин.

Наконец, с помощью разных танковых КБ и множества заводов в Советском Союзе обеспечивалась внутривидовая конкуренция за создание наилучших систем вооружений.

Танк, конечно, и сейчас нельзя назвать устаревшим видом вооружений, это убойная сила при мощной пушке и современных средствах защиты. Пехота танков боится, но имеет средства противодействия. Из основных российских танков сегодня можно назвать Т-90, представители которого усовершенствованы до уровня Т-90А и Т-90М, а также Т-72, представленные сейчас в новом варианте Т-72Б3, плюс Т-80, который модифицирован как Т-80БВМ. Танки эти, несомненно, вполне успешные и конкурентноспособные, однако их век уже постепенно уходит. На смену должен прийти новый танк, и здесь единственный вариант – это Т-14 «Армата».

«За 30 лет до развала Советского Союза отечественное танкостроение создало три принципиально отличающихся бронемашины, – рассказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт полковник Виктор Мураховский, выпускник, к слову, Казанского танкового училища. – Это весьма высокий показатель, с учетом того, что наша страна в этот период не воевала, а «гонка вооружений» в большей степени была затратной по технологиям ядерных вооружений, различным военным космическим программам, развитию флота и стратегической авиации. Тем не менее, тогда было разработано и создано три принципиально новых направления в танкостроении. Это танки серии Т-62-64, Т-72-90 и Т-80, которые являются основными танками армии и сейчас.

Если взять аналогичный временной период после 1991 года, то был создан только один танк – Т-14 «Армата», известный как «объект 195». У него большие перспективы, и это действительно танк будущего, который станет одним и основным танком Сухопутных войск России.

Вероятно, это наиболее правильное решение на перспективное развитие танковых войск. Аналогично тому, как есть один основной танк в США – «Абрамс», или в Германии – «Леопард», они модернизируются, приобретают новый облик, но это все те же танки ранних модификаций, усовершенствование которых не требует особого дополнительного вложения средств.

У нас по такому пути развивается серия Т-72 – Т-90, а вот с Т-80 с его газотурбинным двигателем и скоростными характеристиками не все так однозначно.

Скорость для танка особо значения не имеет, скажем, 99 процентов пробега для бронемашины приходится на продвижение в колонне, где любая другая техника тормозит продвижение. Быстрее по определению не получится, а чтобы вырваться на оперативный простор, потребуется дополнительное время. И нынешнее продвижение Т-80, даже в усовершенствованном до уровня Т-80БВМ, это лишь система поддержки танкостроительной отрасли, в данном случае «Омсктрасмаша», где их производят. Это по большому счету проблемы бедности. Модернизировать проще, чем создавать что-то новое с нуля.

«Танки сейчас не в приоритете для российской армии, – продолжает Виктор Мураховский. – Основные средства оборонного бюджета идут на флот, гиперзвуковое оружие и другие приоритеты. Поэтому на танки особо не тратятся, и тот же Т-14 «тормозится» из-за финансовых проблем. Это при том, что газотурбинный Т-80 съедает гораздо больше топлива и воздуха – при подводном вождении ему требуется две трубы для его подачи двигателю и экипажу, что тоже создает больше проблем. И здесь, конечно, оптимальным вариантом будет возможность модификации основного танка и постепенное избавление от прежних типов бронетехники».

Одним из приоритетов в развитии танкостроения является унификация боевых машин. Это дешевле в эксплуатации, особенно в боевых условиях. У российских танков она в определенной степени присутствует. В первую очередь за счет калибра вооружения, который сейчас приведен к единому – 125-мм гладкоствольная пушка, позволяющая вести стрельбу как снарядами, так и управляемыми ракетами. Есть заменяемость запчастей, Т-72 и Т-90 имеют схожую ремонтную базу. С турбореактивным двигателем Т-80 несколько сложнее, его проще отремонтировать при помощи деталей от вертолета.

Планируемая постепенная замена российских бронемашин на один основной танк, под которым подразумевается Т-14 «Армата», позволит подогнать бронепарк под единый стандарт. Впрочем, это не означает, что и нынешние Т-90, Т-80, Т-72 сразу уйдут под списание. Еще как минимум 20–30 лет они будут оставаться в строю.

..............