Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевНовое на три четверти
Медведев представил состав нового кабмина
Объявленный состав правительства оказался неожиданным как по персоналиям, так и по структуре. Помимо раздела Минздравсоцразвития надвое, в новом кабинете появились два новых поста: министра по связям с «Открытым правительством» и министра по Дальнему Востоку. Кабинет явно помолодел – так, развитием интернета займется 29-летний Николай Никифоров.
В понедельник президент Владимир Путин подписал указы о структуре и составе нового правительства. Заместителей у премьера Дмитрия Медведева осталось столько же, что и в предыдущем кабинете, зато первый теперь будет один – Игорь Шувалов. Должности вице-премьеров сохранили Владислав Сурков, Дмитрий Рогозин, Дмитрий Козак и Александр Хлопонин, одновременно занимающий пост полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе.
Действительно, это был монстр, которым объективно было довольно трудно управлять, потому что это совершенно разные и при этом очень серьезные проблемы
В целом состав кабинета радикально обновился, как и обещал Медведев, – на три четверти. Так, новыми зампредами правительства стали Аркадий Дворкович (был помощником президента) и бывший вице-мэр Москвы Ольга Голодец, которая будет отвечать за социальный блок.
Из прежних министров сохранили портфели Сергей Лавров (МИД), Анатолий Сердюков (Минобороны), Антон Силуанов (Минфин), Александр Коновалов (Минюст) и Виталий Мутко (Минспорт).
Министром внутренних дел назначен начальник московского управления МВД Владимир Колокольцев, а МЧС будет возглавлять многолетний зам Сергея Шойгу Владимир Пучков. Главой Минэкономразвития стал Андрей Белоусов, руководивший департаментом экономики и финансов правительства. Минэнерго возглавил Александр Новак, работавший замминистра финансов, Минпромторг – Денис Мантуров (был и. о. главы этого же ведомства), Минтранс – Максим Соколов, бывший директор правительственного департамента промышленности и инфраструктуры, Минприроды – Сергей Донской, который ранее был замглавы ведомства.
#{image=630696}Главой Минкомсвязи вместо Игоря Щеголева стал 29-летний Николай Никифоров, который был вице-премьером, министром связи Татарстана. Он стал самым молодым министром в кабинете за последние 20 лет (до него самым молодым членом правительства стал в 1991 году 28-летний Андрей Шаронов, нынешний вице-мэр Москвы). Как известно, именно Татария среди российских провинций добилась самых больших успехов в создании «электронного правительства», что и стало, вероятно, одной из главных причин карьерного взлета Никифорова.
Назначение министром сельского хозяйства получил Николай Федоров, руководивший советом директоров фонда «Институт социально-экономических и политических исследований».
#{image=630656}Минрегион возглавил Олег Говорун, который последние полгода был полпредом президента в Центральном федеральном округе, а до этого работал в кремлевской администрации. Руководить Министерством образования и науки будет ректор Московского института стали и сплавов Дмитрий Ливанов, министром культуры назначен член генсовета «Единой России», бывший депутат Госдумы Владимир Мединский.
Что касается структурных изменений, то учреждены два новых министерства: по развитию Дальнего Востока, которым будет руководить Виктор Ишаев, оставаясь при этом полпредом президента в ДВФО, и по связям с «Открытым правительством», которое возглавил Михаил Абызов (был советником главы государства).
Минздравсоцразвития разделено на два ведомства: Минздрав и Министерство труда и социальной защиты. Министрами соответственно назначены Вероника Скворцова, которая была заместителем Татьяны Голиковой в предыдущем правительстве, и еще один бывший заместитель главы Минздравсоцразвития – Максим Топилин.
Структура правительства останется трехуровневой: министерства – агентства – службы. Согласно указу, в структуре федеральных органов исполнительной власти будет 20 министерств, 34 федеральные службы и 25 федеральных агентств.
Ранее в правительстве было лишь 18 министерств. Количество федеральных служб осталось прежним, федеральные агентства пополнились Агентством по строительству и ЖКХ.
- Медведев определился с кандидатами в министры
- Медведев возглавил правительство России
- Путин подписал 11 стратегических указов
- Возможный уход Сечина из правительства породил массу слухов
- Медицинское сообщество оценило назначение Скворцовой
- Новый министр образования продолжит реформы Фурсенко
- Эксперты проанализировали назначение нового главы МВД
Ставка на молодых
Главным в составе нового правительства является его существенное обновление, считает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
«Пришло очень много молодых, потенциально эффективных деятелей, таких как Дворкович, Голодец. Были приняты разумные административные решения, связанные с разделением Министерства здравоохранения и Министерства труда и соцзащиты. Есть и очевидные вопросы, прежде всего экспертная вертикаль в экономическом блоке. Притом что ставка была сделана на квалифицированных, профессиональных людей, у некоторых из них все-таки недостает административного опыта», – прокомментировал газете ВЗГЛЯД Орлов.
Вместе с тем председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая призвала не связывать радикальное обновление с якобы плохой работой прежнего правительства.
«Кадровые решения, которые приняты по новому составу правительства, на мой взгляд, не должны интерпретироваться как оценка деятельности министров из состава предыдущего кабинета министров. Кабинет министров Владимира Путина успешно решал многие сложные задачи, в том числе была успешно начата реформа МВД под руководством Дмитрия Медведева. Важно, что профессиональная работа правительства будет продолжена в логике развития страны и нового качества жизни граждан», – приводит ее слова РИА «Новости».
Положительно о новом правительстве отозвались практически во всех думских фракциях. Недовольными остались разве что коммунисты. «Мы еще будем внимательно анализировать какие-то новые фамилии, но принципиально все понятно: состав правительства таков, что ожидать серьезных изменений в его курсе обществу не следует. На всех должностях, где принимаются серьезные социально-экономические решения, остались люди с откровенно либеральным мировоззрением – ни намека на ориентацию чуть влево», – приводит «Интерфакс» слова зампреда ЦК КПРФ, первого вице-спикера Госдумы Ивана Мельникова.
Дело техники
Критично оказался настроен и ряд экспертов. «В нем (в правительстве – прим. ВЗГЛЯД) есть много достойных персоналий. Однако не могу не отметить, что это технический кабинет. Это не правительство прорыва. У меня большие сомнения, что оно сумеет адекватно ответить на все вызовы, стоящие сегодня перед Россией», – считает экс-министр финансов Алексей Кудрин.
«Это не кабинет реформ. Это кабинет консервации статус-кво. Для задач консервации он неплох. У Медведева в нем очень мало возможностей выполнить задачу, важную и для президента: создать привлекательный для активных групп курс или хотя бы сектор политики», – соглашается глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский, отметивший, что новый состав выглядит «чрезвычайно временным».
#{image=628121}Руководитель направления по административной реформе Центра стратегических разработок, один из разработчиков административной реформы 2003 года, бывший депутат Госдумы Владимир Южаков рад тому, что в правительстве сохранилась ключевая роль у Шувалова. «Эта роль позволяет надеяться, что есть какой-то шанс на более последовательную реализацию экономической реформы, подхода к экономическому развитию страны», – сказал Южаков газете ВЗГЛЯД.
Эксперт подчеркнул, что главной проблемой правительства ранее была «непоследовательность в реализации декларируемой политики». «Может быть, в этом случае такая ключевая роль Шувалова поможет этого избежать. Этому должно способствовать появление в правительстве Дворковича. Вместе два эти человека могут быть неким основанием для надежды последовательности экономического развития», – надеется Южаков.
Входящий в комитет Кудрина президент банка «Российская финансовая корпорация» и бывший министр экономики Андрей Нечаев указал, что аппаратный вес нового вице-премьера Дворковича будет определяться одним фактором – близостью к Медведеву.
«В Кремле они, по-моему, вполне удачно работали. И он вполне искренне и с полной самоотдачей работал на своего шефа. Поэтому если эти отношения сохранятся, то он будет справляться. Хотя, безусловно, это будет совершенно другой тип правления. Все-таки Аркадий Владимирович будет скорее идеологом, хотя экономический блок формально курирует Шувалов», – уверен Нечаев.
#{image=630650}Исаев приветствует и назначение Дворковича. «Я знаю, что Аркадий Дворкович – это очень образованный человек, который очень поддерживал нынешнего премьера. Поэтому его назначение с этой точки зрения логичное. И я думаю, он справится с возложенными на него полномочиями, так же как и Сечин», – утверждает депутат.
«Мне не кажется, что стояла задача делить правительство между «медведевскими» и «путинскими». Была задача создать эффективную команду, которая будет работать для решения определенных задач. В создании такой команды заинтересованы и Медведев, и Путин. Уже через полгода общество сможет предъявить этой команде свои требования. На мой взгляд, больше всего политический вес сейчас нарастит Министерство культуры. В этом плане назначение Владимира Мединского крайне удачно. Это общественный деятель, известный писать, доктор исторических наук, и его назначение продвинет ситуацию. Пока нам казалось, что Минкульт – это некий архив, в котором сложены ценности», – заметил парламентарий.
«Половинчатые» меры
Пришло очень много молодых, потенциально эффективных деятелей, таких как Дворкович, Голодец. Были приняты разумные административные решения
Разделение Минздравсоцразвития надвое успели поприветствовать в медицинском сообществе. «О разделении министерства мы говорили еще пять лет тому назад, в комиссии по охране здоровья Общественной палаты. Это было необходимо. Но, наверное, надо было, чтобы это решение созрело. Мы поддерживаем его», – заявил президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.
Нечаев также считает «логичным» разделение Минздравсоцразвития.
«Действительно, это был монстр, которым объективно было довольно трудно управлять, потому что это совершенно разные и при этом очень серьезные проблемы – в сфере здравоохранения и в сфере пенсионной реформы. Это министерство каждый раз становится объектом реформирования, не раз менялось его название... Это признак того, что власть не удовлетворена ситуацией в социальной сфере, – сказал Нечаев газете ВЗГЛЯД. – Я могу разделить эту озабоченность в полной мере, но решение ищется не на пути реформирования соответствующих сфер по сути, а в рамках таких бюрократических решений».
При этом он не исключает, что общий штат министерств в итоге будет увеличен.
«Понятно, что разделения в министерстве приводят к увеличению. Просто за счет того, что неизбежно появляется обслуживающий персонал, в том числе в хорошем смысле этого слова: правовое управление, отдел кадров, служба безопасности и так далее», – отметил Нечаев.
«Есть вопросы и по ультралибералам»
Исаев напомнил в интервью газете ВЗГЛЯД, что он и его коллеги постоянно боролись за то, чтобы Министерство труда и соцразвития было наконец-то разделено.
#{image=630681}«Я высоко оцениваю деятельность Татьяны Голиковой как министра, считаю, что она много сделала для социальной сферы, но мы всегда выступали за разделение министерства. И то, что сейчас произошло, – это во многом результаты предвыборной кампании Госдумы и президента, когда профсоюзное движение выступало за восстановление Минтруда. Топилин и Скворцова – очень профессиональные люди, и я надеюсь, что они справятся с возложенными на них обязательствами», – отметил Исаев.
В отличие от Исаева, занимающего также пост первого заместителя главы Федерации независимых профсоюзов (ФНПР), его коллеги остались недовольны фигурой нового своего визави в правительстве. У ФНПР вызывает недоумение назначение на пост главы Минтруда Максима Топилина, заявил ИТАР-ТАСС секретарь ФНПР Александр Шершуков.
«Профсоюзы еще в 2010 году выразили ему недоверие в связи с организацией детского отдыха и требовали его отставки», – напомнил Шершуков. Есть у руководства федерации «вопросы и по другим членам правительства – ультралибералам». «Есть опасение, что решение социальных вопросов будет затруднено», – пояснил секретарь ФНПР.
Предыстория кабинета
Напомним, Медведев 8 мая был утвержден депутатами Госдумы на должность главы правительства. За его назначение проголосовали 299 человек, против – 144.
О том, что кабинет заметно обновится, Медведев и Путин предупредили еще зимой, во время предвыборной президентской кампании. Уже накануне голосования по кандидатуре премьера во фракции справедроссов в Госдуме утверждали, что на консультациях с ними Медведев пообещал сменить до 80% кадрового состава министров, впрочем, официально такое обещание не звучало.
Пресса со ссылкой на различные источники предрекала, что в новом правительстве не будет вице-премьера Игоря Сечина, курирующего ТЭК, министра энергетики Сергея Шматко, главы Минтранса Игоря Левитина, министра МВД Рашида Нургалиева (его в последнее время порицали за провал реформы МВД) и многих других.
В преемники Сечину прочили нынешнего главу Газпрома Алексея Миллера, главу Росатома Сергея Кириенко. В качестве технических фигур чаще всего упоминался и все тот же Сергей Шматко, и идеолог либерализма, председатель правления Роснано Анатолий Чубайс.
На место министра обороны Анатолия Сердюкова (его критиковали за реформу армии) СМИ прочили Дмитрия Рогозина, который в правительстве Путина занимал должность вице-премьера по «оборонке».
Как писала в начале недели газета «Ведомости» со ссылкой на источники в Кремле, Путин сам выбрал руководителей для Министерства финансов (Антон Силуанов), Минэкономразвития (Андрей Белоусов) и ФАС (Игорь Артемьев). Первым вице-премьером должен был остаться Игорь Шувалов. Вице-премьером и руководителем своего аппарата Медведев, по этой версии, собирался сделать Вячеслава Суркова.
Аркадию Дворковичу и Михаилу Абызову журналисты того же издания сулили вице-премьерские должности и в этом угадали.
«Должны быть у каждого министра»
#{image=629185}Сам Михаил Абызов, новый министр по связям с «Открытым правительством», в интервью газете ВЗГЛЯД не без гордости отметил, что это сообщество экспертов заслужило высокую оценку и премьера, и президента.
«Система «Открытого правительства» востребована в работе нового кабинета министров. Востребованы как предложения рабочей группы по формированию «Открытого правительства», так и кадровый потенциал – несколько представителей «Открытого правительства» вошли в состав нового кабинета министров, – заявил Абызов. – На них, в том числе, возложена реализация предложений, разработанных в рамках рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство».
Как напомнил Абызов, премьер-министр в ходе первого же заседания правительства потребовал реализовать Национальную предпринимательскую инициативу, нацеленную на повышение конкурентоспособности и улучшение предпринимательского климата, которая была детально проработана в рамках рабочей группы «Открытого правительства».
Кроме того, как заметил Абызов в интервью газете ВЗГЛЯД, премьер потребовал «обеспечить эффективное функционирование механизмов «Открытого правительства», в том числе регулярное обсуждение продуктов и решений правительства в рамках экспертного совета, а также общественных советов, которые должны быть у каждого министра».
Нечаев считает, что если «Открытое правительство» – это серьезная затея, то оно не должно формироваться, «как большинство экспертных советов при министерствах, когда министр назначает себе советчиков по собственному разумению, исходя из собственного удобства».
«Если это будет правительство, которое в состоянии вырабатывать реальные рекомендации, отражающие ситуацию в экономике, социальной сфере, то это можно только приветствовать. Это будет одна из форм диалога общества и власти. Но там должны быть представители гражданского общества, крупных корпоративных организаций, всякого рода ассоциаций и союзов. Если это будет просто очередной бесправный экспертный совет, тогда эта должность будет данью уважения Михаилу Абызову, который ради политической карьеры оставил большой бизнес», – сказал Нечаев.
Четыре ведомства ждет перестройка
Новая структура правительства предполагает переподчинение четырех ведомств: Росстат, ФМС и Роспотребнадзор теперь будет курировать напрямую правительство, а Росрыболовство, напротив, передано в ведение Минсельхоза.
Сохранили статус федеральных агентств управление делами президента и главное управление спецпрограмм президента, которые занимаются соответственно материально-техническим обеспечением деятельности чиновников и обеспечением исполнения президентом полномочий в сфере мобилизационной подготовки. Последнее ведомство осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении службы специальных объектов при президенте.
Заместители министров могут одновременно занимать посты руководителей федеральных агентств. Согласно документу, федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.
Ранее, напомним, агентства также подчинялись профильным министрам, однако контроль за ними не был столь плотным. Нечаев самым существенным в этом ряду считает изменения в отношении Росстата, «потому что это может чуть в большей степени гарантировать его независимость». А деятельность ФМС, надеется Нечаев, теперь «будет в большей степени экономическо-социальной и в меньшей степени силовой».
Кроме того, Минсельхозу передаются функции в сфере политики в области рыболовства. Эксперты не исключают, что такое решение означает понижение аппаратного веса главы Росрыболовства Андрея Крайнего, чью репутацию подмочили в прошлом году массовые протесты рыбаков. Впрочем, Нечаев сомневается в том, уцелеет ли в принципе само ведомство Крайнего. «Вопрос скорее в том, сохранится или не сохранится вообще этот комитет по рыболовству. Само по себе решение ничего не значит», – заметил бывший министр.