Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

3 комментария
15 сентября 2009, 21:45 • Политика

Импичмент под запретом, выборы под вопросом

Ющенко застраховал себя от импичмента

Импичмент под запретом, выборы под вопросом
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Иванна Янина,
Киев

Закон о следственных комиссиях Верховной рады признан неконституционным, что ставит под вопрос их дальнейшую работу, а также – судьбу президентских выборов. Виктор Ющенко, указывают эксперты, не имея других рычагов в борьбе за власть, активно использует судебную систему. И если у него и есть теоретический шанс остаться при власти после предстоящего волеизъявления украинцев, то только с помощью судов или других манипуляций с отменой выборов.

Закон о следственных комиссиях Верховной рады – один из ключевых в случае проведения процедуры импичмента президента, кроме того, он дает Раде право создавать комиссии, наделенные широкими полномочиями в отношении следствия. В частности, выяснять обстоятельства поставок в Грузию военной техники, отравления Ющенко, закулисных договоренностей по газу и многого другого, в чем, по мнению власти, депутатам копаться вредно для здоровья.

Режим беззакония

Виктор Андреевич теперь удачно застраховался от парламентского давления в случае, если выборы не состоятся

Итак, Конституционный суд Украины признал неконституционным закон о временных следственных комиссиях, который реализует механизм импичмента президенту. Такое решение КС принял 10 сентября и обнародовал во вторник по представлению президента Виктора Ющенко. В решении суда представляется, что настоящий закон был официально опубликован с датой его первого принятия – 15 января, а не повторного рассмотрения 3 марта (тогда Рада преодолела президентское вето, не поддержав ни одну из 19 предложенных Ющенко поправок). А «отсутствие под текстом закона, принятого по результатам повторного рассмотрения, надлежащей даты и подписи главы Верховной рады является нарушением процедуры вступления им в действие и основанием для признания закона неконституционным полностью».

КС также пришел к выводу, что признание неконституционным закона полностью «устраняет потребность в рассмотрении других вопросов, оставленных в конституционном представлении».

Комментируя это решение, представитель парламента в КС Анатолий Селиванов высказал уверенность, что Рада вернется к рассмотрению закона о следственных комиссиях.

«Конституционный суд сыграл в политику. Но мы все равно примем этот закон так, чтобы процедура импичмента могла работать», – в свою очередь заявил газете ВЗГЛЯД заместитель главы фракции Партии регионов Михаил Чечетов.

В БЮТ также назвали решение судей «политическим», а спикер украинского парламента Владимир Литвин вообще считает, что вердикт КС относительно закона о временных следственных комиссиях может привести к остановке их работы, к «игнорированию деятельности комиссий со стороны лиц, относительно которых они будут проводить свою работу». Об этом он сказал во вторник на пресс-конференции в Черновицкой области, сообщает пресс-служба Верховной рады.

#{portret} «Это решение дает основания к обобщающему и ключевому выводу: власть в стране окончательно разбалансирована, она разваливается на глазах, нет диалога, отсутствуют общие согласованные решения, – заявил Литвин. – Мы все становимся свидетелями, как набирает обороты процесс, когда КС становится арбитром не только в оценке соответствия законов Конституции, но и в дискуссиях, которые идут между институтами и ветвями власти».

Еще более жестко относительно решения суда высказался первый заместитель Владимира Литвина регионал Александр Лавринович. Он напомнил, что Верховная рада утвердила два закона, регламентирующих проведение процедуры импичмента президента, – о внесении изменений в закон о Конституционном суде и о комиссиях Верховной рады:

«По двум этим законам принято одинаковое решение, которое является очень далеким от правового, так как Конституционный суд в данном случае выполнял роль окружного административного суда. Я думаю, не только вы, но и судьи знают, что законы на Украине утверждают народные депутаты, а не сотрудники секретариата Верховной рады, которые ставят номер и дату».

Лавринович также допустил, что к принятию Конституционным судом такого решения причастен Виктор Ющенко: «Это, очевидно, у Виктора Андреевича очень большой страх, потому что он обратил внимание и нашел возможности, каким образом обеспечить утверждение подобных двух решений в Конституционном суде. Не придает это ни авторитета, ни чести судьям Конституционного суда».

Цена вопроса

Янукович боится проиграть. 2004 год не прошел для него бесследно

Насколько нужно Ющенко это решение? Аналитики утверждают, если не произойдет чего-то неожиданного, вообще не нужно. Безусловно, оно защищает права президента, но ведь ему осталось быть на своей должности всего ничего. Другой вопрос, что Виктор Андреевич теперь удачно застраховался от парламентского давления в случае, если выборы не состоятся.

Напомним, что, согласно закону, специальная следственная комиссия при наличии соответствующих оснований готовит вывод об обвинении президента с учетом требований к обвинительному заключению, предусмотренных УПК. Этот вывод подписывается специальным прокурором, специальными следователями, председателем и секретарем комиссии. Потом вопрос о выводах и предложениях включается в повестку дня Верховной рады без голосования и рассматривается безотлагательно. В случае принятия парламентом решения об обвинении президента комиссия готовит предложения относительно проекта постановления Рады об обращении в КС для получения вывода относительно содержания конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте.

Также комиссией готовятся предложения в Верховный суд для того, чтобы он определил наличие признаков государственной измены или другого преступления в действиях президента. По получении выводов Конституционного и Верховного судов комиссия готовит доклад для рассмотрения на пленарном заседании Рады, а члены комиссии вносят проект парламентского постановления об устранении президента с поста в порядке импичмента. В случае отсутствия в действиях президента признаков государственной измены или иного преступления членами комиссии вносится проект постановления Рады о прекращении процедуры импичмента.

Все это осталось без воплощения в реальность.

Более того, решив вопрос с угрозой импичмента, Ющенко попросил КС оценить конституционность некоторых положений новой редакции закона о выборах президента. В частности, речь идет о статьях, предусматривающих определение пребывания на консульском учете условием реализации права голоса на выборах президента, а также предусматривающих внесение избирательными комиссиями изменений в списки избирателей на избирательном участке в день голосования по решениям избирательных комиссий.

Как известно, 8 сентября председатель Верховной рады Владимир Литвин подписал новую редакцию закона о выборах президента, предусматривающую сокращение сроков президентской кампании со 120 до 90 дней. Ранее этот закон был ветирован Ющенко, однако 21 августа Рада преодолела вето. Но, как показала практика, все вето и их преодоления лишь первый шаг. Ющенко, как указывают эксперты, ныне не имея других рычагов в борьбе за власть, пробует использовать для достижения своих целей судебную систему. И если у него и есть теоретический шанс остаться при власти после предстоящих президентских выборов, то только с помощью судов или других манипуляций с их отменой.

Три президента

После выборов на Украине будет три президента. Первый – победитель. Второй – тот, кто начнет доказывать свою победу в судах. И, наконец, третий – Ющенко

Эксперты говорят, что после выборов на Украине будет чуть ли не три президента. Первый – победитель по итогам подсчета голосов. Второй – тот, кто начнет доказывать свою победу в судах. И, наконец, третий – Ющенко.

Самый простой способ лишить украинцев главы государства – это заблокировать парламент. «Юлия Тимошенко, став президентом, собирается на присягу в Верховную раду, но в сессионный зал ее не пускает Партия регионов. Начинается судебная тяжба», – прогнозирует спикер Владимир Литвин.

К аналогичным «боям», по версии главы Верховной рады, может прибегнуть и БЮТ. «Например, избирается Виктор Янукович, – говорит Литвин. – Он приходит в сессионный зал для присяги. Но половина зала пуста…»

Впрочем, до этого может и не дойти. «Ющенко может заблокировать избирательную кампанию через Конституционный суд, если обратится с просьбой признать Закон о выборах президента, принятый депутатами в августе, неконституционным», – считает политтехнолог Тарас Березовец.

Если КСУ признает нелегитимным закон после начала выборной кампании, то гонку придется остановить, иначе страна погрязнет в судебных тяжбах, считает председатель правления Комитета избирателей Александр Черненко. К примеру, закон упразднил открепительные талоны. Из-за этого 17 января часть граждан не проголосует. Но если КСУ после дня выборов признает неконституционным упразднение открепительных талонов, все непроголосовавшие прямиком могут идти в суд с просьбой признать волеизъявление нелегитимным.

В целом, срыв выборов интересен и Ющенко, и Тимошенко, и Януковичу, заявил в интервью газете ВЗГЛЯД политолог Виктор Небоженко. Президент заинтересован в отмене выборов, чтобы продлить срок своих полномочий. Премьеру срывать выборы не страшно, поскольку ей есть куда возвращаться. Януковичу этот сценарий на руку из-за психологических проблем, считает Тарас Березовец. «Он боится проиграть. 2004 год не прошел для него бесследно», – считает эксперт. А ведь если будут сорваны выборы в январе, то повторные назначат на весну, а именно на это время экономисты предрекают обострение второй волны кризиса, которая опустит рейтинг Тимошенко.

..............